Круг, в который всегда можно войти/II Межрегиональный фестиваль адыго-абхазских театров "Наш кавказский меловой круг"

Выпуск № 7-127/2010, Фестивали

Круг, в который всегда можно войти/II Межрегиональный фестиваль адыго-абхазских театров "Наш кавказский меловой круг"

 

Межрегиональный фестиваль адыго-абхазских театров «Наш кавказский меловой круг» прошел в столице Адыгеи Майкопе.
«Интерес к «Нашему кавказскому меловому кругу», действительно, очень велик, – сказал президент РА Аслан Тхакушинов, приветствуя участников и гостей фестиваля. – Всем своим творчеством вы утверждаете принципы межнационального согласия, взаимообогащения культур, служите укреплению понимания и дружбы между народами. Участники фестиваля – подлинные хранители исторического и культурного наследия народов Кавказа».
«Наш кавказский меловой круг» во второй раз собрал театры в Майкопе. Директор и главный идеолог фестиваля Мелеачет Зехова считает, что эмблема фестиваля очень символична – это круг, который всегда можно разомкнуть и войти в него. Организаторы фестиваля искренне рады всем – соседям, друзьям, гостям, участникам. Ведь задачи, которые стоят сегодня перед адыго-абхазскими театрами, можно решить только сообща. Сохранение и развитие национальной культуры – это непрерывный процесс, требующий всеобщих усилий. Для развития театральной культуры необходимо и создание национальной драматургии, и воспитание национальных кадров. Все это должно оживить театральную ситуацию в регионе.
Участниками конкурсной программы фестиваля стали национальные театры – Кабардинский театр им. А.А.Шогенцукова из Кабардино-Балкарии, Черкесский театр им. М.Акова и Абазинский драматический театр из Карачаево-Черкессии, Абхазский национальный театр им. С.Чанба, Национальный театр Республики Адыгея, драматическая труппа из г. Кайсери (Турция) и театр кукол из Адыгеи. Безусловно, не все спектакли были равноценны, но приезд на фестиваль для всех них был знаменательным событием.
Театральная труппа «Надежда» – молодой любительский коллектив из Турции. Для них приезд на фестиваль оказался огромным событием. В Турции, где давно ассимилировались их предки, они изучают адыгейский язык. А в 2007 году решили, что театр – одна из форм сохранения языка, и поставили свой первый спектакль. Они много и активно гастролируют, но участие в фестивале – их первая поездка на историческую родину.
Важной акцией на фестивале стала презентация книги Светланы Шхалаховой «Страницы истории Адыгейского театра». Известный не только в республике, но и за ее пределами театровед сознательно назвала свой фундаментальный труд «страницами истории». Здесь собраны не только голые факты, это увлекательный рассказ о тех, кто создавал театр в Адыгее, кто работает здесь сегодня. Это реконструкция старых спектаклей и рассказ о пути в профессию целых поколений актеров. Для маленькой республики выход этой книги – огромное событие, но С.Шхалахова мечтает создать трилогию о черкесских театрах.
Но театральный фестиваль – это прежде всего спектакли.
Среди лидеров – спектакль «Самоубийца» Н.Эрдмана (режиссер Валерий Ковэ, Абхазский национальный театр им. С.Чанба), лауреат российских и европейских фестивалей. Для режиссера Н.Эрдман – продолжатель традиций Гоголя и Достоевского. Героев Н.Эрдмана В.Ковэ помещает в сумасшедший дом, где остановилось время, где на извечные вопросы не обязательно получать ответы. Поэтому в «Самоубийце» Ковэ впервые возникла дилемма «быть или не быть», и вопрос был поставлен остро. Режиссер, отказавшись от бытовой трактовки пьесы, лишил героев коммунального антуража. Подсекальников у него не коммунальный клоп, а человек, которого волнуют экзистенциальные вопросы: как жить? кто виноват? что делать? И на эти вопросы Подсекальников находит очень простой ответ – умереть. В своем самопознании он идет дальше, и вопросы его выходят на следующий уровень: что есть жизнь, что есть смерть? Результативное высказывание, к которому идет герой на протяжении всей пьесы, — квинтэссенция раздумий персонажа о своем положении в мире, о положении человека в абсурдной действительности. «Международное положение… Какие это, в сущности, пустяки по сравнению с положением одного человека», – эта ключевая фраза из монолога Подсекальникова стала лейтмотивом спектакля.
Событием фестиваля стал спектакль «Медея», поставленный Н.Тхакамушевым (Национальный театр Республики Адыгея). Последние несколько сезонов Медея – одна из героинь мирового театра, судьба ее волнует многих режиссеров, в их числе Анатолий Васильев и Кама Гинкас. Автор пьесы, показанной на фестивале, – этнический адыг, проживающий в США, историк и драматург Кадыр Натхо. В своем сочинении он использовал несколько источников, в том числе и трагедию Еврипида. Здесь стоит заметить, что из разных вариантов мифа о Медее Еврипид выбирает тот, в котором героиня наиболее жестока, но, по свидетельству Аристотеля, Еврипид приблизил своих героев к действительности и изображал людей такими, «каковы они есть». В современной трактовке Еврипид сходится с К.Натхо в том, что объясняет первопричину краха семьи Медеи и Ясона. Но в античной версии судьбы людей подчинены богам – Эрот, по просьбе Афины и Геры, внушил Медее страстную любовь к Ясону, но любовь ее была безответной, и женился Ясон на ней в обмен на ее помощь. По версии театра, Медея расплачивается за предательство. Здесь только люди отвечают за судьбу – свою и своего народа. Когда Креонт в финале спектакля изгоняет Медею из Коринфа, они оба понимают, за что.
Однако создателям спектакля в Адыгейском театре важнее традиционной истории Медеи предыстория. Кадыр Нахто делает не противоречащий фактам допуск, что Колхида – адыгская земля, в то время располагавшаяся на берегу Черного моря. Медея, соответственно, была дочерью черкесского князя. Страстная волевая натура, бунтарка – такой видит Медею молодая актриса Асиет Гонежукова. Ее характер сродни бушующему морю – дерзок и неукротим. Среди девушек, окружающих Медею, она выделяется всем – умом, красотой. Она первая, она лидер, она – дочь Правителя. Если мир, окружающий ее на родине, живет по родовым нравственным законам, то для Медеи законов нет, она готова нарушать их. Непослушание – пока что форма протеста. Встреча с Ясоном все изменила. Одного беглого взгляда достаточно было бросить Медее на дикаря Ясона, чтобы влюбиться. А чтобы быть рядом с ним, она должна пойти на предательство – семьи, отца, родины, народа. В традиционном конфликте чувства и долга Медея выбирает чувство.
Патриотизм – одна из важных тем этого спектакля, но здесь у этой темы мощное мужское начало. Наверное, одна из самых сильных и трагических сцен спектакля – Хасэ, Совет, где решается судьба Правителя. Мудрый, гордый красавец, каким играет его Заур Зехов, переживает самые горькие минуты. Решается его судьба, судьба его рода и его родины. Он готов отвечать за поступок дочери. Но в момент голосования актер показывает высшую точку напряжения. Режиссер не дает разрядку – зрители не узнают, что решил Совет.
Второй, «коринфский», акт более традиционен. Здесь героиня уже повзрослела, вместо девичьей пылкости пришло женское очарование, но опьянение любовью прошло. Судьба уготовила ей страшные испытания. Сцены Медеи с Ясоном и Креонтом решены строго и лаконично. Здесь уже не испытание страстью, которой поддалась Медея, здесь страшное испытание судьбой. Но экзистенциальные проблемы ей не поможет решить никто. Если Креонт-человек может понять Медею, то Креонт-правитель готов только дать ей время, чтобы уйти. А муж просто тяготится ее ласками, его нелюбовь сильнее, чем ее чувство.
В адыгской трагедии нет волшебства – не улететь на колеснице, а уйти на родину предков придется Медее. Что ждет ее там, как встретит ее родина – вопрос остается открытым. Театр не берет на себя миссию его решать.
В спектакле много замечательно тонких актерских работ – это и жена Правителя, мать Медеи – Мелеачет Зехова, и Креонт – Мурат Кукан, и Мариет Уджуху, которой досталась сложная роль Голоса Хора. Хор в спектакле несет большую эмоциональную и смысловую нагрузку. От его имени Мариет Уджуху комментирует все, что происходит с героями. Положение Голоса Хора не дает возможности вмешаться в действие, но дает возможность сострадания, создания верного настроя по отношению к поступкам героев.
Одна из задач, которая сегодня стоит перед национальным театром, – постановки современных пьес. Спектакль «Семья Наго» по пьесе Зарины Кануковой показал Кабардинский драматический театр им. А.Шогенцукова. Театр повел непростой разговор о распаде современной семьи, о предательстве и конфликте поколений. Здесь очень просто и естественно рассказана история матери и ее взрослых детей – трех сыновей и дочери. Два сына уже обременены семьями, но браки их нельзя считать счастливыми, оба на грани развода. Третий сын вернулся из тюрьмы, куда попал, приняв на себя чужую вину. Дочь тоже несчастна. Они случайно оказались под крышей отчего дома, который невестки хотят продать. Сюжет строится вокруг этого события, в которое оказываются втянуты все герои пьесы.
Комедия «Портфель президента» по пьесе А.Шорова – хороший подарок актрисам Черкесского драматического театра им. М.Акова. Здесь семь хорошо выписанных женских ролей на актрис всех возрастов и амплуа, незамысловатый, но очень узнаваемый сюжет. Действие разворачивается на рынке, и участницы его – продавщицы палаток, такой всем хорошо знакомый контингент. Они хотят разбогатеть и придумывают интригу. Конечно, разбогатеть у них не получится, «порок будет наказан».
Самый молодой театр – участник фестивальной программы – Государственный республиканский Абазинский драматический театр. Маленькая труппа, трудные условия жизни – но актеры не унывают, для них сегодня главное – сохранить театр. Поэтому участие в фестивале – событие огромной важности. Они сами чем-то похожи на героя своего спектакля – Ходжу Насреддина, который знал выход из любой ситуации. «Новые проделки Ходжи» – спектакль о том, что из любой ситуации можно выйти победителем. Три коротенькие истории о том, как Ходжа обманул сначала богача-чревоугодника, потом богача-эгоиста, потом, обхитрив богача, женился на его дочери, сыграны легко и наивно. И хочется надеяться, что Абазинский театр сумеет мудро обойти все преграды, которые встанут на его пути.
Успех любого театрального фестиваля имеет три слагаемых – спектакли, общение и атмосфера. Поводов для общения было так много, что все дружно решили устраивать фестиваль один раз в два года. А атмосфера всеобщей любви и добра, которую удалось создать устроителям во главе с директором М.Зеховой, сделала нас на эти несколько дней по-настоящему счастливыми.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.