Арлекинада правит бал/ V Саратовский областной театральный фестиваль "Золотой Арлекин"

Выпуск № 7-127/2010, Фестивали

Арлекинада правит бал/ V Саратовский областной театральный фестиваль "Золотой Арлекин"

V Саратовский областной театральный фестиваль «Золотой Арлекин» завершился наконец церемонией награждения, которая состоялась уже в этом году.

Родившийся 10 лет назад, когда его учредители (Саратовское региональное отделение СТД России и министерство культуры области) решили отмечать лучшие театральные работы не каждый год, а раз в два года, и не только дипломами, но и изящными статуэтками персонажа итальянской комедии, «Арлекин» благополучно прошел четыре раза. А вот с пятым вышла заминка. То кризис не позволил провести его вовремя, то неведомый доселе грипп заставил перенести ритуал награждения. Гамлетовский вопрос про «быть или не быть» саратовский театральный фестиваль, по словам председателя жюри, заведующей кафедрой мастерства актера театрального факультета консерватории Риммы Беляковой, задавал себе весь 2009 год. И лишь в начале 2010-го учредители изыскали средства для награждения победителей.

В 22 номинациях фестиваля было заявлено более 80 претендентов. С февраля по апрель 2009 года жюри просмотрело более 20 спектаклей, отметив в целом «высокий профессиональный уровень представленных работ и достойную работу артистов, художников, режиссеров, балетмейстеров». Однако отбор был настолько жесткий, что во многих номинациях (лучшая работа режиссера, дирижера, хормейстера и др.) вообще никто не был отмечен жюри.

Саратовская драма и оперный театр – по давно заведенной традиции – поочередно устраивают у себя торжественную церемонию награждения. На сей раз хозяйкой была драма. Студенты театрального факультета показывали красочные танцы и красноречивую пантомиму с участием сразу нескольких героев комедии дель арте. Арлекинада вовсю правила бал. Ведущие актеры, режиссеры и другие представители местного бомонда друг за другом поднимались на сцену, чтобы потянуть за золотую веревочку (с большим или меньшим успехом) и вскрыть конверт с именами лауреатов. Щедро награждались ветераны «театрального сообщества»: театра драмы – Людмила Гришина, оперы и балета – Юрий Попов и Илья Кияненко, ТЮЗа Киселева – Юрий Ошеров.

Больше всего «Арлекинов» досталось недавней премьере Саратовского театра оперы и балета – балету «Девушка и смерть». Призерами стали исполнители главных ролей Вера Шарипова и Алексей Михеев, балетмейстер Валерий Нестеров, художник-постановщик Сергей Болдырев. Это уже вторая редакция хореографической притчи саратовца Виктора Ковалева. Она получилась выразительной, зрелищной и в то же время достаточно современной.

Статуэтки с «виновником торжества» получили не только академические, но и «рядовые» театры. Две – Саратовская оперетта (актрисы Ольга Берестенко и Любовь Кизир), одну – Театр русской комедии (актер Сергей Игнашев), одну – Драматический театр Вольска – («Дебют в режиссуре» Олега Загуменнова), одну – Театр драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ» за музыкальное оформление спектакля по ранним рассказам Чехова.
Спектакль «Балаганчика» «Невидимые миру слезы» немузыкальный в строгом смысле слова. Он не перемежается песнями и зонгами. Но каждую сценку обрамляет эмоционально яркая музыкальная заставка. Композитор, как всегда, здесь один – художественный руководитель театра Игорь Гладырев. Ожидающую начало спектакля публику также ждет приятный музыкальный сюрприз – с «испанскими отзвуками».
А теперь позволю небольшие цитаты «из самой себя». Писала о премьерах, когда еще не знала, «кто победит».

Спектакль театра драмы «Трамвай «Желание» (режиссер Марина Глуховская): «Потрясающе сыграна Эльвирой Данилиной финальная сцена. Нет, Бланш не сумасшедшая, как иногда трактуют ее героиню… Она выходит из неустойчивого «карточного» домика сестры без спасительной для сорокалетней дамы косметики. Замедленной походкой, с абсолютно пустыми глазами, идет через всю сцену. Опустошенность в лице ее Бланш такая, что Митч-Зыков возвращается к ней при звуках аплодисментов и бережно уводит со сцены».

Спектакль театра драмы «Преступление и наказание» (режиссер Марина Глуховская): «Раскачивается сам по себе во мраке чайник, как маятник Немезиды. Рвет наши души громкая, отчаянная «цыганщина» Высоцкого… Поспешно уходят в мир иной после горячечных, сумбурных исповедей Мармеладов, Катерина Ивановна, Свидригайлов. Я бы сказала, что это отлично сыгранные второстепенные роли (Валерий Ерофеев, Алиса Зыкина, Виктор Мамонов), если бы у Глуховской бывали роли второстепенные. Мамонов покорил всех своей трактовкой не самого приятного, мягко говоря, персонажа Достоевского».

Спектакль Театра драмы «Гамлет» (М.Глуховская): «Есть здесь и свой «серый кардинал». Он тоже в черном, тишайший Озрик: по роли у него всего несколько фраз. И те заметно сокращены твердой рукой режиссера. Озрик (Сергей Захарин) не говорит – он действует. Всегда на месте, в курсе. Все слышит, все видит. Кажется, он только исполняет приказы короля. Но когда разгневанный Лаэрт уведет Клавдия на дознание – руки за спину! – Озрик не двинется с места. Даже письма подает королю распечатанными тот, чья должность при дворе и не обозначена. Кто б еще посмел?! Почти что драка короля с Лаэртом – и Озрик не спешит их разнять (неистовый Александр Кузьмин, нежнейший из братьев, здесь столь же убедителен)».

Спектакль ТЮЗа «Много шума из ничего» (режиссер Григорий Цинман): «Николай Горобец здесь только художник по костюмам. Но они столь выразительны, объемны и значительны, что московский актер и художник (кстати, бывший наш тюзовец), конечно же, является сопостановщиком спектакля. Наряды хороши со всех сторон: сзади мощные шлейфы, хвосты, причем вполне реальные. На один такой наступает Бенедикт в очередной словесной баталии с Беатриче. И она в полном смысле сбрасывает с себя эту драконью шкуру или змеиный хвост.

…Зал взрывался смехом и рукоплескал Бенедикту и Беатриче, когда они «свой ум из ножен вынимали» (ничуть не меньше, чем глупости стражников и приставов). Стремительная язвительность в этих ролях Алексея Чернышева и Светланы Никулиной, помноженная на собственный природный «быстрый ум», создает фейерверк, каскад слов, реплик, диалогов».

Спектакль ТЮЗа «Стеклянный зверинец» (режиссер Уолтер Шоен): «В общем-то, все одинаково хорошо играют в этом малонаселенном спектакле. Новая актриса Анастасия Бескровная не играет – просто существует в ограниченной книжными полками и невесомыми статуэтками среде, именуемой «стеклянный зверинец». И порой кажется, что она и есть та самая Лора из послевоенного американского городка, чудом оказавшаяся в наших палестинах».
Эльвира Данилина, Виктор Мамонов, Сергей Захарин, Александр Кузьмин, Николай Горобец, Светлана Никулина, Анастасия Бескровная получили по «Золотому Арлекину». Но все равно на всех номинантов (очень, кстати, достойных) наград не хватило. Жюри посетовало, что надо бы разделить номинации на роли в музыкальных спектаклях и в драматических. Слишком специфика разная. Так, наверное, и сделают в дальнейшем.
Рекордно длинный театральный фестиваль имеет свое преимущество. Теперь скорей, чем обычно, наступит следующий.

Фото Алексея Леонтьева, Виктора Крайнова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.