В поисках мировой души/Фестиваль, посвященный юбилею А.П.Чехова

Выпуск № 7-127/2010, Фестивали

В поисках мировой души/Фестиваль, посвященный юбилею А.П.Чехова

 

Общая мировая душа — это я… я…

Из монолога Нины Заречной, «Чайка»

Нина. …Завтра рано утром ехать в Елец в третьем классе… с мужиками, а в Ельце образованные купцы будут приставать с любезностями. Груба жизнь!

Треплев. Зачем в Елец?

Нина. Взяла ангажемент на всю зиму.

«Чайка»

В январе в Ельце состоялась акция, посвященная празднованию 150-летия А.П.Чехова. Фестиваль получил условное название «Мировая душа» и выглядел так: более 50-ти актеров и театральных деятелей из разных стран собрались в Москве и приехали в Елец, чтобы выйти на сцену в том самом городе, куда уезжает Нина Заречная. Организатором этой поездки стал театральный педагог и режиссер Юрий Альшиц.

Люди, львы, орлы и куропатки

— Привет, я Кьяра, я приехала из Италии. Этот камень — с итальянских гор, мне нравится, что он имеет форму сердца…

— Я Олаф, я из Швеции. Этот камень я привез из своего города.

— Я из Франции. Камень я нашел рядом со своим театром, думаю, он станет еще одним связующим звеном между Россией и Францией.

— Этот камень — горный хрусталь из Норвегии. Он чистый и прозрачный, и эта чистота заставляет меня думать о Нине Заречной.

— Это камень из Греции…

— Этот камень из Буэнос-Айреса…

— Я привезла этот камень из Венеции…

Они по очереди выходят на ступеньки в нижнем фойе нашего театра, показывают камушки: большие, поменьше, белые и черные, кристаллы горного хрусталя и простые булыжники. На некоторых инициалы дарителя, на большинстве — ничего, но это неважно. Нанесенные краской имена сотрутся, да и камни в силу своего почтенного возраста (каждому не один миллион лет) в человеческих именах не нуждаются. «Двести тысяч лет» из декадентской пьески Треплева для них — миг один.

Артисты собрали эти камни в разных уголках мира, у стен своих театров, на дорогах, в горах и на равнинах, и привезли к нам, в Елец. Вообще, отнестись к этой акции можно по-разному, иронично — в том числе. Дело в том, что наш город представляется идеальным местом для памятника литературной героине Нине Заречной. Попросту — памятника актрисе. Не звезде и не диве, а бедной актрисе из маленького провинциального театра, которая переодевается в холодной гримерке, носит старенькое пальто и служит сцене, как умеет. «Памятник неизвестной актрисе» — шутят в нашем драмтеатре, и в этой шутке — только доля шутки. Отечеству служат не только солдаты.

Так вот, идея памятника красивая, и нравится всем. Но денег на ее реализацию, как водится, нет. И в бюджете города нет. И в карманах наших гостей, которые в большинстве своем служат в небольших театрах, тоже нет. Актеры, которые не снимаются в кино, редко бывают богаты. Поэтому и была проведена эта акция. Привезли камни. Сказали слова. Сложили в корзину. При всей простоте, акция получилась очень трогательной и… как бы это сказать? Очень «чеховской». Смешные люди, необязательные поступки, спонтанные реакции, а все вместе — настоящая жизнь, незатейливая и мудрая одновременно.

Собственно, таково было общее настроение «чеховских встреч» в Ельце: от сентиментальных слез до откровенного стеба. Одно слово — актеры.

В день, когда происходил «сбор камней», Юрий Альшиц вывел к предполагаемому месту, где будет установлен памятник Нине Заречной, молоденькую актрису из Швеции по имени Линея и предложил ей прочитать монолог Нины о «мировой душе». Она читала по-шведски, и было видно, что все, стоявшие вокруг, проговаривают про себя вместе с ней, каждый на своем языке: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси… все жизни, все жизни, свершив свой печальный круг, угасли… а души их всех слились в одну. Общая мировая душа — это я».

В пятницу, когда на сцене театра «Бенефис» состоялся, по выражению Альшица, «театральный марафон», одна из актрис взяла на себя роль странной «феллиниевской» сумасшедшей. Она выбегала время от времени на сцену в ярком алом платье и перебивала всех требовательным возгласом на ломаном русском: «Я ищу Нина! Где Нина?» В финале она вышла со свитком в руках. Развернула его с торжествующей улыбкой и объявила: «Я нашла Нину!» И стала читать имена: «Эва, Анабелла, Марко, Олаф, Владимир, Агнешка, Пабло, Симонетта, Наталья…». Все, кто участвовал в марафоне, гости и хозяева, все они — Нина. Мировая душа. Артисты.

Зачем в Елец?

На вокзале они объявились с поездом «Москва-Липецк», в пять утра, в непроглядную темень и лютый, даже нам непривычный холод. Ехали всю ночь в плацкартном вагоне (он исполнял в этой пьесе роль «третьего класса»). Пели песни, пили квас и не только. (Собственно, заявлены были напитки из пьес Чехова, а водочку его персонажи таки попивают!) И вот — Елец. Место, известное всем театральным людям мира как город Нины Заречной.

Два дня 50 актеров и театральных деятелей из Италии, Норвегии, Аргентины, Швеции, Греции, Франции, Германии и из других стран, ходили по городу и дивились на нас. А мы — на них. Посмотреть, право, было на что. Шарфы и шали, намотанные поверх элегантных пальто, шапки-ушанки, явно купленные на сувенирных рынках в Москве, придавали нашим гостям, как сказала одна бабуля на автобусной остановке, вид «немцев под Сталинградом». Будем снисходительны. Люди к таким морозам непривычны. Главное — они сильно расширили рамки нашего сознания и кругозора. О Ельце слышали, знают, сюда хотят приехать! Это ли не информация к размышлению для города, который желает стать туристическим центром?

В первый же вечер наши гости перевернули вверх дном весь театр «Бенефис», устроили импровизированный зрительный зал в верхнем фойе, пели и разыгрывали клоунады для хозяев и друг для друга. Говорили по-итальянски и по-английски, переводили, перебивая друг друга. Говорили о Чехове, о Нине, о театре. Журналист из Италии, театральный педагог из Германии, актеры из столичных и провинциальных театров, известные мастера и артисты из небольших студий, сторонники классического и авангардного театра… Люди, львы, орлы и куропатки.

Во время театрального марафона, когда выступали уже не друг для друга, а на публику, артисты — и наши и приезжие — разыгрывали сцены из пьес Чехова, фантазии на темы Чехова и различные вариации истории Нины Заречной. Произносимый на чужих языках текст странным образом завораживал, заставлял вслушиваться. Эффект получился почти оперный, когда слушаешь арию, не вникая в содержание, а просто наслаждаясь тембром и звучанием голоса.

Актриса из Швеции читала письма Нины Заречной Треплеву из Ельца. В одном письме она сетовала на разлуку и на докучных купцов, которые ох и пристают к бедной девушке со своими любезностями! В другом, написанном в августе 1945 года, когда была сброшена бомба на Хиросиму, актриса вспоминает монолог о «мировой душе». Слова: «Уже тысячи веков, как земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь. На лугу уже не просыпаются журавли, и майских жуков не бывает слышно в липовых рощах. Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто…» - приобретают в этом контексте особое звучание, и становится понятно, что Чехов — действительно наш современник.

Актеры из «Бенефиса» Татьяна Милова и Алексей Соболев сыграли сцену Нины и Треплева из «Чайки», которая шла когда-то в нашем театре, и снова строгая и жертвенная Нина произносила кредо всех актеров всего мира: «Неси свой крест и веруй!» И стало мучительно жаль, что этот спектакль больше не идет у нас.

Свой вариант прощания Нины и Треплева предложили молодые актеры, выпускники ГИТИСА. Нину играли сразу три актрисы, и это получилось убедительно, хоть и не совсем понятно: Треплев ли бредит, и его больное сознание «выдает» троящуюся Нину, или эта тройственность – отражение многогранности образа актрисы?

Машу и Медведенко в гротескном, почти буффонном варианте предложили артисты из Италии.

Актриса елецкого драматического театра Л.Соловьева вышла на сцену в роли Ольги Книппер-Чеховой, она читала письма, обращенные к Чехову и написанные безутешной вдовой писателя после его смерти.

«Микс» из чеховских монологов прочел артист из Греции с замечательным именем Апостолос.

А еще пели, разыгрывали пластические этюды, знакомили с изысканиями по чеховской тематике и просто откровенно баловались.

Образованные купцы. Их в Ельце сейчас нет. Во всяком случае, никто из них (если таковые имеются) интереса к предстоящему юбилею Чехова не проявил.

Именно поэтому чеховские встречи «в поисках мировой души» вряд ли будут иметь в нашем городе продолжение. Как сказал, прощаясь с публикой, Юрий Альшиц, в следующий раз мы встретимся, наверное, в день 200-летия Антона Павловича. То есть, никогда.

Скудость бюджета вряд ли позволит нам финансировать фестиваль такого уровня. Артисты из Европы - люди тоже не особенно состоятельные. Позволив себе раз туристическую визу в Россию, вряд ли они смогут делать это регулярно. Жизнь, действительно, очень груба. Именно над этим — над несоответствием наших мечтаний и реальности — и смеялся Чехов.

Собственно, приезд наших гостей, поклонников Чехова, в Елец состоялся, во многом, благодаря настойчивости Альшица, которому очень хотелось отметить 150-летие любимого драматурга по-настоящему неординарно. Отметили. Совершили душеполезное странствие «в Елец третьим классом». Поговорили о «мировой душе». Сложили камушки в корзинку. Собственно, все, что могли наши гости сделать, они для нас сделали.

Остальное — наша забота.

Фото Е.Таравкова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.