Мой "Вишневый сад"/Людмила Исмайлова (Кинешма)

Выпуск № 7-127/2010, Монолог

Мой "Вишневый сад"/Людмила Исмайлова (Кинешма)

 

Людмила ИСМАЙЛОВА – главный режиссер Кинешемского драматического театра им. А.Н.Островского. Окончила в 2004 г. Высшее театральное училище им. Б.Щукина по специальности «Режиссер драматического театра» (мастер курса – Л.Е.Хейфец). Работала в театрах Санкт-Петербурга, Северодвинска, Иванова, Кинешмы. Осуществила одиннадцать постановок пьес А.Н.Толстого, А.Н.Островского, А.Аверченко, С.Мрожека, Д.Урбан, М.Рыбкиной и других современных авторов.

 

Шесть лет назад я поставила в Кинешме дипломный спектакль «Песня на три такта», который до сих пор идет в репертуаре, и… осталась еще на год, чтобы осуществить две постановки. Через пять лет обо мне вспомнил Николай Семенович Максимов, бывший тогда директором Ивановского драматического театра и его Кинешемского филиала. Он пригласил меня очередным режиссером в Кинешемский театр. А потом меня сделали главным, чтобы я руководила труппой, следила за занятостью, решала мелкие вопросы по вводам, репертуару и т.д. Никто не говорил о глобальном художественном руководстве, ситуация была другая. А сейчас оказалось, что на меня свалилось художественное руководство театра плюс административные дела.

Тем не менее, если не кривить душой, многие режиссеры (начиная от 30 до 50 лет) с удовольствием поехали бы главными в тот или иной город. Рано или поздно устаешь быть разовым постановщиком, потому как постоянно жить в чужом монастыре по чужому уставу очень трудно. Когда ставишь где-то спектакль, ты не можешь следить за его дальнейшей жизнью: неизвестно, какие там вводы сделают уже без тебя – вообще ничего не известно. Ты выпустил премьеру, получил гонорар и уехал… А главный режиссер – это, безусловно, ответственность, но, расплачиваясь за эту ответственность, ты получаешь гораздо больше свободы. Я люблю свободу. И предпочитаю брать на себя ответственность. Когда мне говорят про того или иного артиста, я понимаю, что за ним – определенная судьба в театре - и страшно разрушить человека. Когда ты главный режиссер, ты будешь и об этом думать. Есть труппа, есть общее направление театра, но есть и люди конкретные, которых нужно обеспечивать работой. Одно дело, когда ты в лесу собираешь ягоды и можешь ободрать куст и уйти, а другое дело – когда ты растишь эти ягоды в своем саду. Тебе их надо поливать, удобрять и лелеять. Это разный сорт – дикий и домашний. А здесь – домашний сад, в котором нужно ухаживать за каждым кустиком с клубникой. Конечно, проще всего пользоваться плодами сделанного до тебя: взять хорошего актера и выжимать из него все соки. Сколько таких блестящих актеров в провинциальной труппе? У нас 26 человек в труппе, и таких блестящих – человек пять. И это еще много… Есть интересные, сильные актеры, есть неплохие спектакли. Но актеры здесь какие-то недооцененные, как недолюбленные дети. Плюс есть некий планктон, из которого можно вылавливать какие-то дарования. Например, есть в труппе героиня. Я могла ее взять на главную роль в последнем спектакле, и не было бы вопросов – она очаровательная и очень хорошая актриса. Но у нее уже есть главные роли. Можно, конечно, открыть новую грань, но зачем, если можно открыть нового человека? В итоге Поликсену сыграла девочка, у которой явная характерность. Она угловата, еще слишком волнуется и мало что умеет. У нее вообще сложное дарование, но одно несомненно: актриса комическая, характерная, с необычными внешними данными. Мне было интересно с ней работать, раскрывать ее.

Молодые актеры у нас жутко закомплексованы. Если я их ругаю – они плачут. С ними очень трудно работать – нужно быть очень деликатным, иначе передавишь. Кто-то скажет: это бездарность - и на следующий день девочка уволится из театра, который потеряет будущую яркую актрису…. Есть замечательные актеры старшего поколения, к которым, «что бы ни говорили - не прилипнет». Они про себя все знают давным-давно, и их не убьешь замечаниями или критикой.

У меня изначально был круг единомышленников, который появился с дипломного спектакля, а дальше этот круг я начала расширять: в следующей работе уже были не заняты «мои фавориты» - как их все называли. Стали говорить, что у меня фавориты поменялись, а я взяла следующих… Сохраняя костяк, я стараюсь привлекать и других людей.

Здесь обманывать некого. Критики как таковой нет, а выезжать на таланте одних и тех же местных звезд - в чем тут режиссура, в чем заслуга? Мне, как главрежу, важно, чтобы с каждым новым спектаклем уровень поднимался…

Первая моя задача, которую я себе поставила – укрепить репертуар, выработать репертуарную политику. Нельзя ставить гениальные спектакли для каких-то избранных актеров, в то время как остальные будут играть халтуру, за которую стыдно. Постепенно из репертуара нужно вытеснять стыдное. И вот тут нужен человек, который принимает решение. Первое, что я сделала – списала 8 спектаклей совершенно открыто: выпустила приказ и повесила на стенку. Конечно, сразу была буря: как, а почему именно эти спектакли, а не те? Я ответила, что это мое решение, и все смирились очень быстро.

За время отсутствия главного режиссера актеры оказались позабытыми-позаброшенными. Мне бы хотелось, чтобы театр выезжал на гастроли, на фестивали, чтобы о нем кто-нибудь узнал. Актерам очень важно, чтобы человек со стороны им что-то сказал. Я думаю, что и мой взгляд скоро «замылится», они и мне в этом плане перестанут доверять. Им важен вот этот сторонний взгляд, а здесь его нет. Есть люди, которые любят театр, но понимают в нем очень мало. На эмоциональном уровне зрители у нас очень хорошие – умные, интеллигентные, подкованные, но на профессиональном уровне обсуждения не получается. Суждения у наших любимых зрителей бывают какие-то однобокие: либо отлично, либо плохо… Но это ерунда: мы-то работаем, разрабатывая роли, выстраивая нюансы, тонкости, практически «вышиваем» полотно. И у нас целая радуга цветов, а нам говорят: это зеленое, это красное. Оттенков либо не замечают (не хватает глаза), либо не знают, как это выразить… В отличие от двух столиц, в провинции критиков обожают – их здесь ждут и без них задыхаются. Но их нет, а ивановскую секцию критиков я ни разу не видела…

Кинешемский театр - это родина Александра Николаевича Островского, он имеет богатую историю, связанную с великим драматургом. Нынешний сезон мы открыли пьесой «Правда - хорошо, а счастье лучше» (в Кинешемском театре есть традиция – каждый новый сезон открывается пьесой Островского, поэтому почти все его пьесы прошли на этой сцене). У театра есть классическое лицо, связанное с Островским, но хочется, чтобы форма была современная. Чтобы был живой Островский, а не засушенный музей. Для меня эта постановка была праздником, потому что на профессиональной сцене я впервые ставила Островского, хотя ужасно его люблю. На самом деле, хорошей драматургии очень мало – когда действительно есть драма, конфликт, развитие персонажей, характеров, сюжета, в конце концов.

Мне интересно растить актеров, потому что я делаю не один спектакль, а смотрю в перспективу. Если актеры профессионально вырастут, то и спектакли будут лучше. Пока мне здесь нравится, у меня нет ощущения застоя, но есть ощущение развития. Актеры, по-моему, тоже в приподнятом настроении, потому что без главного режиссера они чувствуют себя сиротами, им нужен кто-то, кому можно пожаловаться, что-то сказать…. Надеюсь не погрязнуть в административных делах, потому что изначально ситуация была одна, а обернулась по-другому.

У нас есть большая и малая сцены, и поэтому есть шанс развиваться в разных направлениях. Наша малая сцена открыта для экспериментов – я хочу, чтобы там шла современная драматургия, которую можно вывезти и показать. Мне кажется, что на малой сцене нужно делать не коммерческие спектакли, а какие-то самостоятельные работы. На большой сцене должна быть крупная форма - занавес открылся и на сцене мощная декорация, понятный сюжет, полноценная история, яркий спектакль. А на малой сцене может быть все, что угодно: моноспектакль, новая форма, даже какая-то ерунда – малая сцена нужна для чего-то необычного.

Хочется укрепить театр, наладить работу, потому что есть ощущение, что пока это какой-то ржавый паровоз, который едет кое-как. Есть большие проблемы с пиаром, с администраторским цехом, большие проблемы со всем. По идее все должны знать свои обязанности, но все их выполняют не так – может быть, неправильно понимают? Хочется, чтобы все заработало, чтобы все начали заниматься вдруг своим делом…

В театре скоро начнутся репетиции «Вишневого сада» А.Чехова. Это, конечно, очень ответственно - «замахнулись»! – но и безумно интересно для каждого человека в нашем театре.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.