Москва

Выпуск № 7-127/2010, In brief

Москва

 

В кинотеатре «Художественный» была представлена программа, подготовленная для показа журналистом Екатериной Васениной. Показ свидетельствует, что на сегодняшний день развитие российского кинотанца в руках хореографов – людей театра. Они сами овладевают искусством режиссуры, монтажа, музыкального оформления. Некоторые фильмы по-настоящему впечатляют.

В России кинотанец до сих пор не очень известен как жанр современного искусства. Основателем жанра считается американский режиссер Майя Дерен. В 1940-е она подтолкнула многих обратить внимание на мир современного танца. В Англии мотором для развития кинотанца стал телеканал BBC, который много лет помогает популяризации современного танца. Появились серии передач и фильмов в эфире BBC, в которых объединились творческие усилия режиссера и хореографа. В континентальной Европе это телеканалы Mezzo и Arte. Специальные департаменты этих европейских образцов нашего телеканала «Культура» рассматривают заявки, поступающие к ним со всего света, в том числе из стран СНГ, Балтии, Украины и Грузии и, если идея кажется перспективной, начинается кропотливый процесс поиска гранта на съемки фильма, разработка сценария, поиск режиссера.

Были отобраны лучшие работы, сделанные в девяностых и нулевых годах. Зрители (а зал заполнялся вдвое больше, чем было посадочных мест) увидели на большом экране танцевальные фильмы, которые снимали известные и начинающие хореографы, студенты хореографических вузов из Еревана, Риги, Кишинева, Вильнюса, Владивостока, Минска, Москвы, Новосибирска и других городов.

Фильм из Владивостока «Танцы пустоты» (1999) создавала компания Ольги Бавдилович, проводившей в Зауралье первые фестивали российского современного танца с Натальей Агульник, Натальей Черновой, Евгением Панфиловым и Ольгой Поной в 1980-х. Сегодня Ольга живет в Москве, а ее ученики преподают современный танец в РАТИ и ВГИКе. Так, был показан и фильм «На ночь глядя» Анны Стеклов- Мейерхольд, студентки курса Сергея Соловьева, и танцевавшего во Владивостоке Алексея Ищука, ныне преподавателя РАТИ-ГИТИС, сделанный в стилистике зажигательного джазового танца.

Ереванский театр пантомимы Жирайра Дадасяна создал великолепный фильм «Алфавит» (2006), где танцовщики, отец, мать и ребенок, выкладывают телами буквы священного армянского алфавита под старинную армянскую музыку.

Видеорежиссер из Новосибирска Елена Мучная много лет сотрудничает с известным в стране преподавателем контактной импровизации Екатериной Басалаевой. Ее короткий фильм «Сказка о рыбаке» по новелле Хэмингуэя был снят в сибирской деревне во время сенокоса, он пахнет летом, землей и свежескошенным сеном, как и «Зеленые танцы» кишиневского контактного дуэта Voices Саши Сошниковой и Сергея Головни.

Открытием фестиваля стали фильмы студента МГУКИ Льва Шелеспанского «Разве небо говорит» (2009) и «Игра» (2008). В «Разве небо говорит» снялись танцовщицы известной московской компании современного танца Дениса Бородицкого, участвующего в конкурсе «Золотой Маски»-2010 со спектаклем «Как жаль, что вы меня не поняли». В фильме «Игра» Лев Шелеспанский, будущий танцовщик и балетмейстер, снялся сам. Оба фильма – образцы свободных и самостоятельных работ, сделанных безо всякого бюджета, в которых идеи современного танца решены средствами кино.

Кинотанец — кино, которое мыслит визуальными образами. Художественная задача не ограничена танцем. Хореография — организация движения в пространстве и во времени. Фильм — не документ, а новое художественное произведение, где хореография сочинена для камеры. Главное, чтобы средства, которые предлагает кинотанец, становились способом реализации идей.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.