Возможность диалога

Выпуск № 7-127/2010, Содружество

Возможность диалога

 

На фоне всплеска российского фестивального движения театров, ориентированных на юное поколение, единственный в Украине (г.Макеевка, Донецкая область) Открытый фестиваль театров для детей и юношества поразителен своим бытием как таковым.

Сам факт проведения «ТЮЗа 2009» - неоспоримое утверждение созидательной силы Донецкого областного русского театра юного зрителя. Он упорно стремится обратить внимание государства, общественности, учреждений образования, прессы на проблемы театра для детей и молодежи. Без заискивания перед аудиторией – будь то дети или чиновники - организаторы фестиваля, и прежде всего директор Донецкого ТЮЗа В.А.Слухаенко, говорят без устали о необходимом переосмыслении роли современного театра для детей.

Как бы мы ни сопротивлялись, приходится считаться с тем, что даже в небольших городах молодежь увязает в интернет-паутине, замещая мир реальных ощущений виртуальным общением, которое не требует душевного напряжения, «оберегает» от излишних эмоциональных затрат и «страхует» от сопричастности к происходящему. И статистика говорит о несопоставимости аудитории, склонной к видеопросмотрам, и театральной (крайне скромной, но по меркам тех же сухих цифр более образованной).

Без патетики: нынешняя конкурсная программа фестиваля и есть отражение крайней озабоченности организаторов и участников «ТЮЗа» воспитанием театральной культуры. Подразумеваются, прежде всего, те города, которые были представлены приезжими коллективами (Сумы, Львов, Запорожье, Харьков, Севастополь, Киев) в частности, и страны - в целом. Восемь дней шли спектакли, способные «расшевелить» всех, кто имеет отношение к детям и театру, – в «закавыченном» вмещается как восторг, так и настороженность, поскольку, находясь в зрительном зале, не укроешься от реалий сегодняшней внутритеатральной ситуации.

Ведь прежде чем предпринимать шаги по высвобождению ребенка из-под диктатуры масс-медиа, стоит иметь определенную концепцию «театрального детства», заручиться государственной и общественной поддержкой, разобраться с вопросами пропаганды театров для детей и молодежи, способов поднятия престижа, механизмов стимулирования работы в них талантливых режиссеров, говорящих с аудиторией современным сценическим языком.

Безусловно, в силу экономических причин многое видится лишь в перспективе и решается поступательно. Для начала хочется, чтобы гости фестиваля пребывали на нем с первого и до последнего дня, общими усилиями могли сформулировать актуальные проблемы и разработать единую стратегию их преодоления. Первые шаги профессионального сообщества уже сделаны: тюзы Украины активно прибегают к распространению накопленного и экспериментального опыта посредством обменных гастролей. Это тонизирует интерес местной публики, и единственный в городе театр перестает быть «гуру»: у зрителя на основе личных впечатлений формируется мировоззрение и эстетическое сознание.

Здесь мы оказываемся в ситуации, когда в театр влечет нечто большее, чем знакомство с неизвестным сюжетом или желание приятного времяпрепровождения. Может, прежде чем сетовать на невоспитанность аудитории, не способной оценить по достоинству творение, стоит задаться вопросом: а на должном ли профессиональном уровне актерское искусство, художественно-выразительные средства режиссуры, сценографии и т.д.? Зачастую ускользает и такой нюанс: дети сами не идут в театр, их знакомят с миром кулис взрослые - от них зависит, какой вкус в будущем разовьется у ребенка.

Фестиваль отразил возможность диалога: зритель был подготовлен к восприятию нового репертуара, актерско-режиссерских стилей и методов. И хотя освоение театрами широкого диапазона драматургии (библейские и мифологические сюжеты, зарубежная и русская классика XIX-XX веков) в целом не выражалось в поисках оригинальных трактовок и интерпретаций текста, каждый спектакль был наполнен светом. Было найдено, возможно, самое главное – духовная радость и жизнеутверждающие идеалы. В жанровой полифонии постановок (музыкальная сказка, мюзикл, героический эпос, комический детектив, драма и трагикомедия) разновозрастная пытливая публика расслышала именно то, что ее особенно интересовало. В сценической истории по библейским мотивам «Дорога в Вифлеем» (режиссер Ю.Береза) Сумского областного театра для детей и юношества по дороге поиска смысла жизни через добродетельные поступки размывается сюжетная канва. Однако для зрителя дошкольного возраста достаточно быстрой смены эпизодов-номеров, музыкальных вставок и внешнего обаяния героев. Противление добра злу - всего лишь забавная игра, в которую благодаря главному персонажу Ослику - существу добродушному и доверчивому - вовлекается и зрительный зал.

Совсем в другое пространство окунает режиссер Севастопольского театра И.Плескачева рождественской историей по мотивам сказки Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками». Абрис датского города, окно острошпильного здания, за которым - мужская тень. Это рассказчик, вскоре появляющийся на авансцене с горящей свечой. Он задает вопросы малышам - нынешнее чадо ожидает под елку чудес современной техники, что обескураживает сказителя. В сутолоке предновогоднего города, под звуки оживленной улицы, у витрины магазина игрушек, теснимая яркой вереницей людей-манекенов, появляется Девочка. Исполнительнице этой роли Екатерине Мухановой не надо заимствовать интонацию ребенка, копировать характерные для данного возраста жесты и манеры, чтобы передать ранимость и беззащитность своей героини, поскольку актриса по природе своей «жива», подвижна, тонка в оценках происходящего. Из мира реальности, пронзенного холодом жестокосердия людей и равнодушия, рождается, казалось бы, отчаянно грустная притча. Но нет в спектакле беспробудного пессимизма – есть мечты о скорейшем попадании в потусторонний мир, где согреют любовью и окружат заботой, поскольку черствость излечима, пусть даже столь дорогой ценой, как смерть Девочки, замерзшей в рождественскую ночь. Тепло зажженной в начале спектакля свечи проникает в сердце, а случившееся становится лично твоей щемящей повестью, исключающей порыв слезливой сентиментальности.

Образец искрометной импровизации, легкого актерского существования в жанре мюзикла был продемонстрирован коллективом Запорожского областного театра юного зрителя (режиссура В.Лютинской). Строки из «Мухи-Цокотухи» К.Чуковского ритмически образуются как будто впервые, они закрепляются в детской памяти посредством рефрена. Поэтическое слово организует особые - сказочные - правила игры в мире насекомых, в которой даже паук-кровопивец обаятелен своей безвредностью, ибо он лишь примеряет маску злодея.

В спектакле «Золотое руно» Харьковского областного театра для детей и юношества (режиссер А.Драчев) «героическое» мироощущение не очень сочетается со стилистикой представления-сказки, которая характерна в большей степени для постановок, предназначенных для утренников. Но есть гигантский корабль аргонавтов, который, пожалуй, и является главным персонажем всей легендарной истории – в нем есть жизнь и мощь. Парадоксальным образом весь дух романтической отваги - в деревянном каркасе этого судна, не сдающегося морской стихии.

Два других спектакля - «Стеклянный зверинец» (Первый украинский театр для детей и юношества Львова, режиссер Ю.Мисак) и «Шинель» (Киевский академический театр юного зрителя на Липках, режиссер О.Мельничук) обнажили проблему формального сохранения статуса театра, обращенного к разновозрастному зрителю, а в действительности внутри разделенного на два театра - театр для детей и театр для молодежи, в категорию последнего попадают спектакли, ориентированные на взрослую публику. Вполне справедливо предположение, что старшекласснику доступен репертуар мировой литературы. Но здесь же мы наталкиваемся на краеугольный камень: невозможно вмиг преодолеть расстояние между «Мухой-Цокотухой» и «Стеклянным зверинцем». Ведь юные зрители, которых в начальной школе, может быть, водили в театр, став подростками, практически забывают о существовании этого вида искусства. Предпочтение тинейджеров остается за современной музыкой и кино отчасти потому, что театр сегодня практически не имеет основы для общения с подростковым зрителем. Наличие полноценной драматургии, к разговору о спектакле львовского театра, еще не позволяет вести заинтересованный диалог на «художественном поле», так как сама режиссерская позиция по отношению к избранному материалу не определена. Либо, как в случае с киевским театром, пришедшему зрителю недостает инструментария для «вскрытия» оригинального авторского замысла спектакля – местная молодежь беспомощна оттого, что не владеет еще лексикой современного театра. Хотя, казалось бы, режиссер О.Мельничук наполняет сценический текст знаками современного нам мира: костюмы, офисный декор, железные тележки супермаркетов. Все близко, но за антуражем вещественного невидимым остается человеческое - история Башмачкина (Руслан Гофуров), достаточно жестко рассказанная в хлестко-стремительном темпоритме. Жаль, что оригинальный режиссерский замысел и талантливое актерское исполнение стали доступны немногим. Серость будней, состоящая из транспортной давки, конвейера клерков-служащих, тонущих в рулонах грязно-серой бумаги, для героя этого спектакля обретает иной оттенок – трагически-красный. Незначительность Башмачкина в социуме – в детском стульчике красного цвета, таково рабочее место всеми вытесняемой личности. Его оберег в сплошь механизированном мире – материнская любовь. В истории детства, изложенной средствами теневого театра, главным образом становится мать Башмачкина. Именно она придает «маленькому человеку» силы, чтобы прожить еще один день. О.Мельничук выстраивает диагональ: Башмачкин, а в нескольких шагах от него, за спиной, – женщина в черном, держащая за руки воображаемого ребенка, делающего первые шаги. Эти неуверенные шаги воспроизводит Башмачкин-мужчина, вскинув руки вверх, как будто держась за руки матери.

Спектакли Макеевского ТЮЗа («Ночь перед Рождеством» молодого режиссера Т.Шевченко, а также «Вождь краснокожих») определили тенденцию образования молодого поколения, поощрения тяги к экспериментам (на базе этого театра проводятся мастер-классы с зарубежными специалистами, создана театральная студия).

Прошедший фестиваль оставил череду пока еще не разрешенных вопросов. Принимая во внимание предрасположенность театрального зрителя к развитию в процессе просмотра спектакля, не стоит их надолго откладывать – а искать ответы, ожидая III Открытого фестиваля театров для детей и юношества Украины.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.