Ульяновск

Выпуск №2-112/2008, В России

Ульяновск

Появление в Ульяновске ТЮЗа «Небольшой театр», рождение студии «Enfant Terrible», а также омоложение актерской труппы областного драматического театра за счет притока выпускников актерского отделения Ульяновского госуниверситета оживило театральную афишу города. К концу прошедшего сезона ульяновский зритель увидел три новых спектакля, которые играются исключительно молодежным составом. Пьесы, очевидно, выбраны опять-таки с расчетом на молодежную аудиторию, насыщены актуальной лексикой и ориентированы на современный «неклассический» театр.

Девушки Битлз

Московский режиссер Сергей Красноперец поставил на Малой сцене Ульяновского драмтеатра спектакль «Девушки Битлз» по пьесе Сергея Волынца. Можно предположить, что постановщик рисковал, выбрав именно этот материал. Московские критики и пьесу, и спектакль на сцене МХТ им. А.П.Чехова в постановке Александра Марина не одобрили. «Понять, что происходит на сцене, невозможно...», «Зрители, ошалевшие от смены реальностей, радостно отзываются уже исключительно на реплики „ничего не понимаю“ и „нас всех тошнит“», — писали столичные обозреватели. А ведь «Девушки битлов» — первая постановка, осуществленная МХТ после того, как в 2001 году театр возглавил Олег Табаков. По-видимому, именитый худрук с самого начала решал задачу привлечения в театр молодого зрителя.

Фабула пьесы достаточно схематична. Снимается некое телевизионное шоу. Повод — книга, написанная персонажем по имени Пеппер о девушках, чья жизнь пересеклась с жизнью кого-то из битлов. Девушки по очереди рассказывают свои фантастические истории. В конце концов становится ясно, что персонажи пьесы — пациенты дурдома («дома дур»), в чем они убеждают ведущего шоу, и тот смиряется со своей судьбой.

Пьеса действительно вычурна (хотя можно сказать и по-другому — экспериментальна). Режиссер и актеры старались придать психоделическому действию некую логику. «Прыжки» между персональными галлюцинациями персонажей затрудняют восприятие, но выручают азартная игра молодых, танцевальные интермедии и, конечно же, музыка «Битлз» (на Малой сцене хорошая акустическая аппаратура и свет). Смотреть это интересно, хотя испытываешь недоумение: автор интригует до «победного конца», и замысел происходящего открывается лишь в финале. Впрочем, пьеса будет более понятна тем, кто способен читать битловские символы и знает, например, что Человек-морж и Человек-из-скорлупы, о которых упоминается в тексте, — это цитаты из песни «I Am The Walrus», и т.д.

Во время премьеры зал был полон, причем собралась практически целевая аудитория, в частности, благодаря объявлению на интернет-сайте «В контакте». Зал состоял из сетевых «друзей» и «друзей друзей». И в этом тоже проявилось новаторство драмтеатра, который, как оказалось, держит руку на пульсе социальной сети.

И по внешней атрибутике спектакль получился тоже очень современный. Сценическая площадка оформлена технологично: на стендах-модулях — огромные симпатичные физиономии битлов, в зрительном зале установлена настоящая камера, она работает, и картинка проецируется на экран, где дублируется все происходящее на сцене вперемешку с кадрами документального фильма о «Битлз». В спектакле заняты молодые, динамичные актеры. По ходу действия их персонажи взаимодействуют с аудиторией: ведущий Джеймс раздает зрителям свои визитные карточки, его помощница угощает первые ряды кофе, Мишель просит прикурить для нее сигарету... Походы актеров «в народ» вызывают живой отклик аудитории. В финале актеры вытаскивают зрителей на зажигательный битловский рок-н-ролл «When I Saw Her Standing There».

Совершенно неожиданно, но уместно прозвучали в спектакле стихи Иосифа Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку». Бродский вполне мог быть битломаном, ведь как поэт он взрослел как раз в 60-е годы (среди его стихотворных переводов, кстати, есть и «Желтая подводная лодка»). Кстати, «Не выходи из комнаты...» великолепно прочитал молодой актер Сергей Костин, который играл роль некоего блуждающего персонажа с гитарой. Он же с потрясающей экспрессией выдал или, говоря по-булгаковски, «урезал» некий подзаборный вариант «Yesterday» на блатных аккордах, который можно было бы считать оскорбительным, если бы не ирония.

По масштабу легендарности мало кто сравнится с битлами, да и музыка их великолепна. А в остальном достоверность рассказанных историй не заботит автора пьесы. Хотя его знают как исследователя «Битлз», в пьесе битлы — не реальные музыканты, а символ времени, зеркало, отражающее поколение, «сон, в который нельзя вернуться». Ринго, Джордж, Джон и Пол в психоделическом контексте пьесы — не исторические персонажи, а предметы грез, повод для театральной игры, мальчики битловских девушек. Имена девушек — тоже символы, они действительно встречаются в песнях «Битлз»: Рита («Lovely Rita»), Люси («Lucy In The Sky With Diamonds»), Сэйди («Sexy Sady»), Мишель («Michelle»). Но история каждой из них — это чистой воды фантазия, что подчеркивается смешением вымышленных автобиографий и музыкальных иллюстраций. Ведь зачастую люди по тем или иным причинам живут в своей выдуманной реальности, которая для них более «реальна», чем окружающая действительность. Может быть, как раз об этом — спектакль «Девушки Битлз».

Трижды три

На театральном фестивале «Лицедей-2008» в Ульяновске победителем в номинации «Лучший спектакль» жюри признало работу театра-студии «Enfant Terrible» («Ужасный ребенок»). Этот коллектив представил спектакль «Трижды три» по пьесе Жака Жуе «Трижды три желания, или Умение загадывать». Это первая работа студии, которая возникла благодаря печальному событию — расколу «Небольшого театра».

Молодые, амбициозные актеры жаждали творчества, но вынужденно простаивали. По их словам, главный режиссер театра Эдуард Терехов остыл к театру, труппой не занимался, в прошлом сезоне почти ничего не ставил. Сам Терехов говорит, что молодые актеры оказались не готовы принять жесткие профессиональные требования, которые к ним предъявлялись. Театр начало лихорадить. Чтобы взять ситуацию под контроль, худрук занял и пост директора. В декабре прошлого года 14 человек написали заявление об уходе. Большую часть удалось уговорить вернуться, те, кто не поддался, образовали студию «Enfant Terrible». Это актеры Алексей Храбсков, Николай Шишигин, Анна Починова, Татьяна Леонова, художник-постановщик, лауреат «Золотой Маски — 2003» Дмитрий Аксенов, художник Екатерина Лягина и директор Марианна Тутолмина.

Спектакль «Трижды три» (пьесу нашли в интернете) был сделан за полтора месяца и обошелся всего в 9 тысяч рублей. Из художественного оформления, кроме костюмов, присутствует только металлическая ванна с водой, изображающая водоем, и широкая доска — «мост». Оформительский минимализм искупает глубокая и изящная идея. Некто, как выясняется по ходу действия, Бог, Творец мира, приходит на землю, чтобы проинспектировать свое творение. Супружеской чете он предстает в виде прокаженного, ослику — в виде удода, девушке Жанне в виде жабы. Каждому Создатель обещает исполнить три желания, ведь именно желания наиболее полно характеризуют личность. Глухой мужчина сначала просит вернуть ему слух, а потом отказывается от него, чтобы не слышать бесконечные упреки жены. Осел, получивший дар речи, оказывается хитер, и его третье желание — право на три новых. Истощив фантазию, он в итоге желает смерти и получает ее. Девушка Жанна заказывает вечную депиляцию ног и аккуратный носик, но зато ее последнее желание совершенно нетривиально — она хочет поменяться местами с Богом.

«Хочешь усовершенствовать мир, будь человеком, — формулирует свое понимание пьесы художник Дмитрий Аксенов, выступивший и как режиссер. — Некто, будучи создателем мира, является и заложником условий, которые сам же и придумывает для его существования, и в итоге приходит к выводу, что ничего переменить не может. Высказывали нам и такое мнение: ваш Бог забыл, что он есть любовь, а в финале обнаруживает, что любовь есть Бог».

У театра-студии «Enfant Terrible» нет своего помещения, пока коллективу дают возможность играть на малой сцене Облдрамтеатра. Однако, по признанию актера Алексея Храбскова, несмотря на неопределенное будущее и непредсказуемость результата, он давно не ощущал такой радости от творчества, как сегодня.

Достоевский NOW

Уход группы актеров из «Небольшого театра» явился для него своеобразным кровопусканием, которое, очевидно, возымело терапевтический эффект. Вскоре после триумфальной премьеры студии «Enfant Terrible» «Небольшой театр» показал новый спектакль по пьесе шведского драматурга Маттиаса Андерсона «Преступление, помощь на дому, наказание, деньги, убийство пенсионерки» (еще одна пьеса, найденная в интернете). Получилась яркая и убедительная работа. Судя по тому, с какой отдачей отработали премьеру молодые актеры, внутренние разногласия в театре либо преодолены, либо отошли на задний план, отступив перед чисто творческой задачей.

Пьеса Андерсона с длинным названием — это современный, гротескный, в стиле Кустурицы, почти что авангардный парафраз на тему «Преступления и наказания». Настолько современный, что в тексте напропалую используется молодежный сленг и даже гораздо более крепкие словечки, которые тем не менее органично вошли в ткань спектакля («словечки» вызвали нарекания некоторых педагогов, отчего, вероятно, возрастной ценз для зрителей был бы не лишним). Но даже сниженная лексика и периодические вкрапления английских фраз работают на одну фундаментальную идею: время идет, меняется мир, и люди меняются, но рано или поздно они сталкиваются с теми же самыми нравственными проблемами, которые человек решал для себя в любом веке. Например, с той, которую сформулировал Достоевский: «Тварь я дрожащая или право имею?».

В «Преступлении...» Андерсона нет таких христианских глубин, как в первоисточнике. Знакомая нам «достоевская» трагедия нищеты, материальной и духовной, повторена шведским автором в виде фарса. Именно поэтому актеры играют в клоунском гриме, который они в конце спектакля эффектно стирают прямо на сцене, словно говоря: сказка ложь, да в ней намек...

Собственно, формально от Достоевского в пьесе осталось немного. Есть полоумная старушка Мэрта, есть гипертрофированной величины топор и столь же огромная «серебряная папиросочница» в качестве заклада. Но контекст другой: если Раскольников идет на преступление не из-за нищеты, а по идейным соображениям, чтобы испытать себя на избранность, то здесь все проще — бедные потомки турецких эмигрантов Расул и его сестра Лейла не планируют убийства, а пришли, чтобы взять денег в долг на лечение матери. Из-за скупости полоумной пенсионерки (у которой, как потом выясняется, и денег-то никаких нет) разыгрывается сцена типично бытового, а потому фарсового насилия. Кстати, бабуля выжила, просто испытала шок.

Но главное, видимо, в том, что из первоисточника в спектакле — ключевая идея дьявольского соблазна: «пришить» старушку, забрать деньги и потратить их на тысячи добрых дел, на служение человечеству... И еще — финальное просветление, когда Расул приходит к пониманию, что нужно «обновить и очистить землю». Очищение происходит буквально на глазах у зрителей: актеры начинают убирать хлам со сцены и срывать свисающие сети (отличная визуальная метафора!). Изобретательная режиссура спектакля (Эдуард Терехов) неразрывно связана с талантливым оформлением (сценография и костюмы Надежды Ефремовой). На жанр трагифарса работает, кажется, все: и шейная петля, которая превращается в качели, и старухина инвалидная коляска, больше напоминающая самокат, и раскачивающиеся лампы. Даже радиаторы отопления и пожарный щит, выполняющие свои прямые функции, казалось, были специально придуманы художником.

«Завоюем молодежь — завоюем зрителя», — говорит директор Областного драмтеатра Наталья Никанорова. Ради этого три ульяновских театра совершают маневр: разворот навстречу молодому зрителю. Да и средний возраст самих актеров, которые заняты в перечисленных спектаклях, — двадцать с небольшим. Сегодня они разговаривают со своими ровесниками на их языке, обсуждая фундаментальные вопросы бытия: что есть любовь, долг, честь, достоинство... Поэтому есть надежда, что аудитория будет взрослеть вместе с театром.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.