Хабаровск. "Старик и море" в театре пантомимы "Триада"

Выпуск №2-112/2008, В России

Хабаровск. "Старик и море" в театре пантомимы "Триада"

Все новое — хорошо забытое старое, решили в муниципальном театре пантомимы «Триада» и под занавес прошлого сезона восстановили спектакль «Старик и море», поставленный Вадимом Гогольковым по мотивам одноименного произведения Эрнеста Хемингуэя. В спектакле занята вся труппа. Возобновление старого названия — это не только ностальгия по прошлому, но и возвращение к истокам театра: «Старик» впервые увидел свет рампы в 1986 году на сцене молодежной студии, созданной Гогольковым при ДК профсоюзов.

С тех пор этот спектакль неизменно сопровождает «Триаду». Наверное, по нему можно судить о проделанном театром пути по освоению удивительного жанра пантомимы. Менялись исполнители, время, взгляд, неизменным оставались любовь к жанру и первоисточник, который сам по себе — простор для игры воображения и фантазии художника.

В 1996 году, когда «Триада» переехала в собственное помещение бывшего кинотеатра «Пионер», состоялась премьера новой версии спектакля. Драматическую историю Старика и Рыбы постановщик Вадим Гогольков погрузил в атмосферу карнавала, который возникает в воспоминаниях Старика. Они — как наплыв, как бред, преследуют и сопровождают его посреди пустынного моря. Новая версия требовала обновленного состава исполнителей, усложненной хореографии. К тому времени в театре уже работал композитор Дмитрий Голланд, он написал оригинальную музыку к спектаклю, напряженный ритм которой диктовал новые условия игры, а за барабанами можно было увидеть и самого маэстро. Для «Старика» началась новая жизнь.

Именно с этим спектаклем в 2000 году театр впервые выехал в Японию. Конечно, в гастрольной афише были и другие названия («Хагоромо», «Дворюги»), но самый большой успех выпал на долю «Старика». Об этом говорят отзывы японских зрителей, хранящиеся в архиве театра. Стихия движения, танца, игра паруса, рождающего ощущение полета (сценография Павла Оглуздина) захватили и покорили зрителей Страны восходящего солнца.

Тогда же японцы окрестили Гоголькова создателем нового жанра пластической драмы, а «Старика» в театре с тех пор считают счастливым талисманом, ибо на всех фестивалях спектакль неизменно завоевывал первые места и всевозможные дипломы. На какой-то период спектакль выпал из репертуара, и вот в этом сезоне он восстановлен в новой редакции.

Вообще прошедший театральный сезон нельзя назвать легким для труппы. Не секрет, что «Триада» едва начала приходить в себя после кризиса, связанного с уходом большей части труппы. Как справедливо заметил московский критик и театровед Владимир Оренов: «15 лет для любого театра — это своеобразный рубеж, перешагнуть который не всем дано. Надо иметь мужество, чтобы суметь подняться из руин и продолжать поиск и работу».

Похоже, мужества театру не занимать. Благодаря усилиям художественного руководителя Вадима Гоголькова, удалось не только преодолеть кризис, но и сохранить театр как творческую единицу. Коллектив обновился, пришли молодые актеры, многие из которых уже успели ярко заявить о себе. В репертуаре появились новые названия — «Портрет», «Алиса», «Академия смеха», благодаря которым «Триада» вновь приняла участие в Краевом фестивале театрального искусства. «Страстной бульвар, 10» уже писал о спектакле «Академия смеха», победившем в номинации «За актуальное воплощение современной темы».

В театре сформировалось крепкое творческое ядро — руководитель, художник, композитор. Отсюда собственная стилистика и свой почерк. Отсюда спектакли, которые не ставят цели во что бы то ни стало понравиться публике, напротив, призывают зрителей к сопереживанию и размышлению. Несмотря на явное омоложение труппы, «Триада» стала более серьезной, в ней нет того безудержного веселья, что раньше. Но это тоже одна из примет времени.

Хотя театру давно тесно в рамках пантомимы и коллектив вместе со своим художественным руководителем изобретает новые способы существования, пантомима по-прежнему является излюбленным жанром. Ибо язык ее без перевода понятен любому зрителю в любой стране и позволяет каждому, пришедшему на спекаткль, чувствовать себя участником действия. Правда многие критики уверяют, что пантомима умерла вместе с Марселем Марсо, но, к счастью, пантомима этого не знает и потому продолжает жить, удивляя и радуя. Пример тому — премьера «Старика».

Фото Леонида Сунгоркина

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.