Армавир

Выпуск №8-128/2010, В России

Армавир

 

Когда я слышу название пьесы Александра Вампилова «Старший сын», мне почему-то сами собой на ум приходят строки из песни Булата Окуджавы: «…Дверям закрытым грош цена, замку цена — копейка…» И сюжет пьесы, и слова песни кажутся сегодня какими-то неуместными, несовместимыми с нашей теперешней жизнью. И стало любопытно, почему именно сегодня Армавирский театр драмы и комедии ставит спектакль по этой пьесе?

История, рассказанная в «Старшем сыне», всем известна: два молодых человека, студент-медик Бусыгин (Д.Яшин) и торговый агент Сильва (И.Галанцев), оказавшись за городом, опоздали на последнюю электричку и случайно попали в семейство Сарафановых. Бусыгин выдает себя за незаконнорожденного сына главы семейства, и после нескольких допросов с пристрастием Андрей Григорьевич (Э.Колбанов) признает «сына». «Брат» (В.Смильский) и «сестра» (Н.Белозерова) с радостью принимают самозванца. Заканчивается пьеса тем, что Бусыгин и вправду стал в семье родным человеком. Просто необходимым.

Так чем эта теплая, добрая история, с неспешно развивающимся сюжетом, с задушевными ночными беседами времен бардовских песен и полного застоя второй половины прошлого века, может быть интересна современному зрителю, выдернутому из интернета и бешеного ритма жизни?

То, что разговор пойдет про сегодняшний день, стало ясно сразу. Гремит рэп. На сцене – современный двор (художник О.Марахина). На стенах – граффити. В песочнице молодые люди пьют пиво, тут же, чего-то не поделив, начинают драться. Драку обрывает милицейский свисток. В поднявшейся суматохе бросают того, кого били, и удирают кто куда. Милиционер и дружинники несутся вдогонку шалопаям. Поверженный юноша, держась за нос, восстает из песочницы и бредет в сторону подъезда. Как потом выясняется, это тот самый подьезд, в котором живут Сарафановы. Энергия и жесткость сегодняшнего дня заданы с первых секунд. И вот в таком дворе проживают-выживают герои Вампилова.

В начале спектакля Бусыгин появляется в джинсовом костюме и оранжевой майке, длинные волосы, небольшая бородка. Сильва – в кожанной курточке, черных джинсах, в шапочке и шарфике футбольного клуба «ЦСКА», еще одна примета времени – футбол сегодня больше, чем футбол. Это позже будет обыграно в одном из эпизодов: сосед (А.Зорин) выйдет в шапочке и шарфике команды «Спартак». Он с ружьем в руках станет отпугивать не просто чужаков, а еще и болельщиков чуждой команды. Этакое идеологическое противостояние.

Непонимание. Неприятие. Нежелание слышать друг друга…Как знакомо это сегодня. Но ведь герои Вампилова страдают именно от этого! Нина, невеста военного летчика, и Васенька, безнадежно влюбленный в соседку Макарскую (И.Галкина), родные брат и сестра, скандалят, как представители враждебных сторон. Оба собираются сбежать из дома, практически бросив отца. Отец потихоньку пьет в одиночку, скрывая от детей свою боль. Все врозь. И у каждого свои горькие думы, которыми они не собираются делиться друг с другом. Появление Бусыгина и Сильвы в доме Сарафановых оказывается возможным именно потому, что в семье разлад.

Любопытно, что костюм Васеньки – джинсовые штаны и рубашка – перекликается с костюмом Бусыгина. Они оба худые, высокие и, правда, кажутся братьями. Как будто их родство предопределено с самого начала.

Ночная сцена – разговор Сарафанова с Бусыгиным – придумана режиссером-постановщиком, главным режиссером театра Юрием Ковалевым просто. Отец Сарафанов сидит у стола с обнаженным торсом и в спортивных штанах, а Бусыгин (напомним, студент мединститута), стоя над ним, профессионально массирует ему левую руку – у «отца» гипертония, рука, видимо, немеет, да еще он музыкант-кларнетист… И вот один с жаром говорит о своей музыке, а другой, с не меньшим увлечением, делает массаж – заботливо и как-то по-родственному. Собственно, после этого разговора они уже и не смогут расстаться.

Нина и Бусыгин, оказавшись в ситуации вынужденного родства, боятся даже себе признаться в чувстве, вспыхнувшем между ними так внезапно. И надо видеть, с каким отчаянием выкрикивает Бусыгин: «Я не брат тебе! И никогда не был твоим братом». В том, как он произносит эту фразу, слышится не только отказ от самозванства, это – самое настоящее признание в любви. И Нина, уловив его, подавляя безудержную радость, почти выдыхает: «Ты — псих», что тоже звучит как: «И я люблю тебя». И если в начале спектакля разобщенность и непонимание не давали забыть об одиночестве каждого из героев, то в финале, когда расставлены все точки над «i» и уже прозвучало такое горькое признание: «Я Вам не сын», режиссер придумывает удивительно трогательную мизансцену: Сарафанов с какой-то отчаянной поспешностью вскарабкивается на стул, разворачивает свой плащ и, укрывая им всех троих, выкрикивает в пространство: «Вы все мои дети!» И в этот момент сегодняшний зрительный зал взрывается аплодисментами.

В наше прагматичное время, когда нет места спору между физиками и лириками, родство душ чужих друг другу людей не просто понятно, оно желанно! И, значит, прав армавирский театр, обратившись к этой теме. И пусть большинство из нас не слушает песен Окуджавы и прячется от мира за тяжелыми металлическими дверями, души наши не очерствели, они верят в чудо. В Чудо встречи с Родственной Душой!

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.