Новомосковск

Выпуск №8-128/2010, В России

Новомосковск

 

К 200-летию И.А.Гончарова Новомосковский государственный драматический театр им. В.М.Качалина поставил пьесу М.Угарова, написанную по роману «Обломов». Спектакль называется «Обломов – история болезни» и решен как трагикомедия (режиссер Дмитрий Краснов, художник Ирина Блохина) – это ностальгия по природной целостности человека, по радости и осмысленности бытия. Обломовка у Гончарова воплощает праведный образ жизни, ради которого человек рождался. Это рай, сегодня невозможный, как утверждается в спектакле.

Илья Ильич в исполнении М.Игнатова – дитя природы, он рожден, чтобы жить, а не взрывать эту жизнь, потому и прячется «в домике», придумав себе болезнь. Встреча с Ольгой (Ю.Барабаш и А.Балашова играют ее как «продукт» общества) разрушила порядок его существования. Выйдя из «домика», Обломов так и не смог вернуться в него. Измена себе, своим принципам, ощущениям, стала началом трагического конца. Отчаянно убивая в себе и в Ольге Ильинской любовь, отказываясь от любимой женщины, он совершает самоубийство. Иллюзия идиллии с Пшенициной (Н.Жданова, Д.Богатова играют тонко, глубоко, сдержанно) не излечила душевных ран героя.

Деловой, уверенный в себе Штольц (Д.Дашкевич), рожденный для деятельности, бесспорный лидер, по большому счету призванный влиять на все сферы деятельности общества, вдруг оставил все дела и стал жить с женой в деревне. Порода и воспитание развили в нем рациональный ум, но он просчитался в чувствах жены: не задетое самолюбие и гордость, а нереализованная страсть к Обломову привела к тому, что взаимоотношения в их семье дали трещину.

Рушатся иллюзии преуспевающего доктора Аркадия после столкновения с цельным человеком Обломовым. А.Яблонский играет психиатра, искрясь юмором, но с внутренним трагизмом, его герой постепенно превращается в «настоящего сумасшедшего».

Обломовский вопрос «зачем?» после смерти Ильи Ильича становится актуальным и для Захара (С.Мочалов, В.Павленко), тоже человека цельного, счастливого и свободного. В его диалогах с хозяином изобилие юмора, соединенного с житейской философией. Сцены перепалок, виртуозно разыгранные артистами, с умилением и теплотой принимаются зрителями. Лишившись хозяина, Захар теряет и себя.

В финале Аркадий, Штольц и Захар приходят к осознанию своей душевной болезни, потери целостности. По мнению режиссера, человечество идет к самоуничтожению. Человек – со своим естеством, с Божественным началом - подвергается разрушению. Тот, кто старается под это разрушение не попасть, гибнет. Обломов – человек, рожденный жить, умер!

Основа сценографии спектакля – четыре расписанные стены с диагнозом болезни Обломова, под которым он живет. Массивный давящий потолок – атрибут враждебного мира, несущий опасность целостной личности, которая, отстаивая право быть собой, в противостоянии с социальным злом теряет свою естественную природу. Сценография подчеркнуто статична. Время движется по кругу, поэтому в музыкальном оформлении возникает тема часов, да и мелодия «Cаstа divа» («Святая дева») из оперы «Норма» В.Беллини символизирует вечность — молитву. Для Обломова «Cаstа divа», которую пела его мать, выплескивая сердце, смиряясь пред вечностью, в поиске гармонии и Божественного начала, – тоска по идеалу, по поэзии жизни, которую указала природа целью человеку.

На фоне гармонии природы кажется хрупкой и зыбкой человеческая жизнь и эфемерным счастье людей с их нереализованными возможностями, страстями, обманутыми надеждами, потерянным временем, шансом преобразить Россию, попыткой что-то в ней изменить.

Трагическое и комическое присутствуют в странности бытия героя. Его мировоззрение, мироощущение не укладываются в нормы и порядок цивилизации. Жмурки, салочки – самые невинные детские игры, в которые Обломов вовлекает всех окружающих, противопоставлены азартным играм сегодняшних циничных дельцов… Смех и слезы, радость и горе, надежда и отчаяние, вера и безверие, жизнь и смерть – все слилось в единый нескончаемый поток эмоций героя и зрителей. Тема приобретает акцент современный и достаточно горький. Через столкновения характеров режиссер отразил сегодняшнее время, предложив зрителям понять, простить и принять людей, обрекших себя на вечные поиски в «пустыне», а главное – понять самих себя, не обмануть, не предать своего предназначения.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.