Омск

Выпуск №8-128/2010, В России

Омск

 

В Омском государственном музыкальном театре в рамках празднования 200-летия со дня рождения Н.В.Гоголя состоялась премьера музыкальной поэмы «Мертвые души».

Идея обратиться к поэме и взять ее сюжет за основу нового современного музыкально-сценического произведения принадлежит Омскому музыкальному театру. Все мотивы, поэтические образы и смыслы, заложенные великим гением Николая Васильевича в объемном литературном произведении, нашли свое емкое выражение в этой постановке. Даже жанр, определенный самим Гоголем, был сохранен и нашел отражение в новой для омского театра сценической форме – музыкальной поэме. И в этом большая заслуга всех ее создателей: авторов либретто О.Ивановой и А.Бутвиловского, бережно отнесшихся к сюжетной канве первоисточника и привнесших в пьесу новые, закручивающие интригу события; автора стихов – омича, ныне живущего в Москве, поэта С.Плотова, который очень тонко прочувствовал поэтику прозы Гоголя и точно передал ее в стихотворных текстах. Это, конечно же, автор музыки – «король русского мюзикла», известный в России и за рубежом композитор А.Журбин, создавший цельное музыкальное полотно – настоящую музыкальную поэму, которая захватывает внимание слушателя своей внутренней драматургией и заложенными в ней сильными по эмоциональному воздействию музыкальными образами.

Знакомую историю о похождениях Чичикова на этот раз нам рассказывают по-новому – в весьма необычной и современной форме. Волею фантазии московских постановщиков – режиссера Ольги Ивановой и художников Юрия Устинова и Ирины Акимовой, зрители попадают в реально существующий мир – царство бумажной бюрократии, в котором на наших глазах продолжаются поиски лазеек в законодательстве для совершения финансовых махинаций, создаются новые коррумпированные системы. В кипах этой бумажной многовековой пыли работают и проводят балы чиновники, устраивают свой быт помещики, существуют – и теперь уже не только на бумаге – мертвые души, одним словом, кипит, кипит «бумажная жизнь». Через эти груды разного рода «бумажных дел» проделывает свой путь предприимчивый, одержимый страстью наживы Чичиков (Александр Хмыров, Александр Серков). По обочинам выбранной современным дельцом дороги, как сорняки, вырастают фигуры, которые и через столько лет легко узнаваемы. Это и жеманное семейство Маниловых: сам сладострастный Манилов, возлежащий в гамаке (Виталий Ивашин, Алексей Милосердов), его жена – чуть ли не «греческая богиня» с лирой в руках (Карина Чемирзова, Наталья Емельянова), их разбалованные дети, которых играют учащиеся детской балетной студии при театре Ася Иванова (Фемистоклюс) и Даша Арсеньева (Алкид); это и еле передвигающаяся из-за необъятных размеров коллежская секретарша Коробочка (Валентина Шершнева, Людмила Бродская); возникающий как из-под земли вместе с табором цыган залихватский Ноздрев (Анатолий Мотовилов, Джени Окропиридзе); готовый броситься в любую минуту на защиту родины солдафон Собакевич (Игорь Варнавин, Павел Матусов), его жена-гурманка со смешным именем Феодулия Ивановна (Тамара Славченко, Ирина Кожевникова); вечный скряга Плюшкин (Г.Котов, В.Миллер); инспектор врачебной управы (Георгий Базилевский), высокопоставленные лица города NN Губернатор (Владимир Гордеев) и Губернаторша (Надежда Мотовилова, Елена Тихонова, Маргарита Лаврова). Пожалуй, единственным «лучом света в темном царстве» является губернаторская дочка Лизочка (Татьяна Боброва, Юлия Соловьева). В спектакле много неожиданных решений: даже приглашение Чичикова на бал, которое звучит «из уст» символа чинопоклонения – господина Носа, – вполне оправданно и органично, ведь мы находимся в России, где реальностью могут стать многие нелепые вещи – из ряда таких, как превращение душ мертвых в души крепостных путем купчих.

Режиссер О.Иванова предлагает взглянуть на все происходящее взглядом современного человека и, обращаясь к бессмертному произведению Гоголя, создает музыкальное произведение о жизни сегодняшней России. Очевидно, что люди, показанные нам со сцены, не утратили своих привычек, не согрели свои остывшие души и продолжают жить среди нас, занимаясь взяточничеством и ступая по головам других людей.

Не забывают создатели музыкальной поэмы самого главного – Гоголя. Гоголь безгранично любил Русь – птицу-тройку. Все мы помним знаменитые слова: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Любовью к России – России-матушке, к народному характеру, так мало изменившемуся спустя несколько веков, пронизана вся и музыкальная, и художественно-сценографическая, и хореографическая канва музыкальной поэмы «Мертвые души». Для этой постановки композитором А.Журбиным написано около пятидесяти музыкальных номеров, выдержанных в стиле и русской народной, и залихватской цыганской песни, и гусарского романса. Ария Чичикова «А направо – поле, налево – лес, от простора кружится голова» станет безусловным символом этой музыкальной поэмы о России. Художниками И.Акимовой и Ю.Устиновым созданы великолепные костюмы, украшенные яркой художественной росписью, стилизованной под хохломскую; московским хореографом Л.Байковой поставлены зажигательные характерные танцы, которые по-настоящему позволяют развернуться русской душе. Неудивительно, что все происходящее на сцене вызывает живой отклик в зрительном зале. Ведь и в музыкальной поэме «Мертвые души» Россия устремляется вперед, заставляя посторониться и чиновничество, и взяточничество, и бюрократизм, и толстосумов с олигархами.

В этой постановке Омский музыкальный театр сделал ставку на молодежь. Роль Чичикова исполнил выпускник Астраханской государственной консерватории Александр Серков, работающий в театре второй сезон, роль Ноздрева – выпускник Саратовской консерватории им. Л.В.Собинова Джени Окропиридзе, образ Селифана создал воспитанник Уральской консерватории им. М.П.Мусоргского Алексей Григорьев, Петрушки – выпускник Екатеринбургского государственного театрального института Александр Палицын и воспитанник Алтайского института культуры Михаил Дергилев. Самосвистова играет Константин Барышников, выпускник Московского института музыки им. А.Шнитке, двух Дам, приятных во всех отношениях, – воспитанница Казанской консерватории им. Н.Жиганова Юлия Харичева и выпускница Алтайского института культуры Юлия Шарабарина. В образе Пелагеи предстала выпускница факультета культуры и искусств Омского госуниверситета им. Ф.М.Достоевского Юлия Соловьева. В спектакле также заняты пришедшие недавно работать в Омский музыкальный театр воспитанник Новосибирской консерватории им. М.Глинки, в прошлом солист Новосибирского театра музыкальной комедии Алексей Милосердов (Манилов), выпускница Санкт-Петербургской консерватории им. Н.Римского-Корсакова, в недавнем прошлом ведущая солистка Новосибирского театра оперы и балета Наталья Емельянова (Манилова).

В балетных сценах заняты молодые артисты балета – выпускники Омского колледжа культуры и искусств – Александр Винтовкин, Андрей Лотош, Евгений Лукиянов, Петр Носенко, Олег Трофимов, Валентин Якоби, а также пришедшие работать в балетную труппу театра солисты Новосибирского театра оперы и балета Василий Сидоренко и Елена Дударева. В оркестре солировал молодой талант – выпускник Магнитогорской консерватории, скрипач-виртуоз Сергей Клюев.

Большая работа проделана оркестром Омского государственного музыкального театра, на котором лежала ответственность за раскрытие музыкальной драматургии «Мертвых душ». В том, что это удалось, заслуга музыкального руководителя постановки, главного дирижера театра Юрия Соснина и дирижера-постановщика Виктора Олина. В спектакле занят и великолепно работает хор театра под руководством главного хормейстера Татьяны Бобровой и хормейстеров Елены Бородиной и Ангелины Барковской. Постарались на славу многочисленные художественно-постановочные цеха театра под руководством технического директора Владимира Задорожного.

Приехавший на премьеру автор музыки Александр Журбин дал высокую оценку постановке Омского государственного музыкального театра.

– Александр Борисович, расскажите, интересно ли было сочинять музыку к произведению Н.В.Гоголя?

– Мне очень давно мечталось написать что-нибудь, связанное с Гоголем. И даже пару раз что-то начинало складываться – то мюзикл «Ревизор», то опера «Страшная месть». Были сделаны наброски либретто и музыкальные эскизы. Но потом по каким-то причинам все разрушалось. Словно кто-то сверху говорил мне: «Нет, ты еще не готов. Гоголь еще тебе не по зубам».

И действительно: Гоголь – один из самых загадочных и странных русских писателей. В нем столько всего намешано, несовместимого и взаимоисключающего, что, когда мы произносим «Гоголь», всегда можно спросить: а вы о каком Гоголе говорите? О Гоголе – мистике и христианском страдальце или о Гоголе – сочном украинском юмористе? О Гоголе – сатирике, высмеявшем российское чиновничество и досконально знавшем столичные коридоры власти, или о Гоголе – моралисте и Учителе Жизни, обрушившем на головы своих сограждан целый рой гневных и язвительных инвектив? Наконец, о Гоголе, которому Андрей Белый посвятил огромную восторженную монографию, где воспевает и восхищается буквально каждой строкой великого писателя, или о Гоголе, который в статьях его критиков и недоброжелателей (Валерий Брюсов, Андрей Синявский и т.д.) предстает как писатель «неприятный», «не умеющий ничего описывать», «склонный к нелепым гиперболам», «лишенный любви» и т.д.?

– Так вы о каком Гоголе?

– Наверное, обо всех сразу. Я люблю их всех. И что бы ни писал Гоголь – он делал это удивительно ярко, талантливо, по-гоголевски, так, как никто другой в мире. Меня он трогает, смешит, озадачивает, умиляет, радует, волнует, заставляет иногда плакать, а иногда – хохотать.

Поэтому, когда Омский музыкальный театр предложил мне сочинить мюзикл «Мертвые души», я согласился, не колеблясь.

– «Мертвые души» – классика русской литературы. Насколько авторы могли позволить себе отойти от хрестоматийного сюжета, от привычной трактовки главных персонажей гоголевской поэмы?

– Поэма Гоголя «Мертвые души» на самом деле заслуживает названия «энциклопедия русской жизни» ничуть не в меньшей степени, чем роман Пушкина «Евгений Онегин».

Главное было – уйти от хрестоматии. Попытаться взглянуть на эту поэму свежим взглядом. Конечно, не уйти от классического сюжета, и все знакомые образы представлены на сцене – и прекраснодушный Манилов, и хитрая Коробочка, и залихватский Ноздрев, и солдафон Собакевич, и «прореха на роде человеческом» Плюшкин – все они здесь, во плоти и во всей своей красе. А вот на образ самого Чичикова нам, кажется, удалось взглянуть немного по-новому. Кто он – Чичиков? Бес? Антихрист? Именно так считал Дмитрий Мережковский, крупный знаток Гоголя. Или он просто мелкий жулик, деляга, аферист, пытающийся влезть в высшее общество при помощи темных делишек? Так считают все россияне, учившиеся в школе, что в советские, что в постсоветские времена. Мне кажется, что он, Чичиков, имея все эти вышеперечисленные качества, – прежде всего, человек. Страдающий от того, что его никто не любит и не понимает. Пытающийся найти свою любовь и стать полноправным членом общества.

Да, он еще и бизнесмен, нашедший лакуну в законодательстве и совершенно легально, не причиняя никому вреда, пытающийся приспособить эту лакуну для своего блага. Подчеркиваю, вреда он никому не приносит, и его действия не подпадают ни под одну статью уголовного кодекса. Словом, намешано в Чичикове много всего. Нет людей белых и черных, все – немного белые, а где-то черненькие. Об этом – наш спектакль.

– Наверняка в омской постановке музыкальной поэмы «Мертвые души», как и у Гоголя, нашли свое отражение и другие темы?

– Да, еще наш спектакль – о любви к России. «Чувство любви к России во мне сильно, – писал Гоголь в письме, – любовь к этой немытой, грязной стране…». Гоголь над многим в России смеется, по поводу многого негодует, многое ненавидит. Но ведь и любит – как! Беззаветно, ярко, радостно, с русским разгулом и русской тоской. Это мы тоже очень хотели передать в нашем театральном сочинении. И – дорога! Это главная тема «Мертвых душ». Дорога не только в физическом смысле, перемещение из одной точки в другую, о чем у Гоголя немало точных наблюдений. Но и духовная дорога, дорога познания тьмы и света, добра и зла, любви и смерти. И самая загадочная из дорог – дорога из царства живых в царство мертвых. Эта тема красной нитью проходит через весь наш спектакль.

Я от всей души благодарен Омскому музыкальному театру, его директору Борису Львовичу Ротбергу за приглашение написать музыку к бессмертной поэме Гоголя. Я счастлив, что мне довелось работать с режиссером-постановщиком и соавтором либретто Ольгой Ивановой, авторами либретто Александром Бутвиловским и поэтом Сергеем Плотовым, хореографом Л.Байковой, художниками Ириной Акимовой и Юрием Устиновым. Музыкальный руководитель постановки – прекрасный омский дирижер, главный дирижер театра Юрий Соснин. Конечно, не могу не отметить замечательных омских певцов-актеров, исполнителей всех главных ролей. Надеюсь, что музыкальная поэма «Мертвые души» понравится публике и будет иметь долгую жизнь на сцене Омского государственного музыкального театра.

Фото Андрея Бахтеева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.