Пенза

Выпуск №8-128/2010, В России

Пенза

 

В России родилось множество разнообразных гениев. Наш, театральный, всемирно признанный великий Всеволод Мейерхольд родился в Пензе - так уж ей повезло. По счастью, сохранился отчий дом и здание завода, принадлежавшего его отцу. В Доме сегодня – действующий музей, днем там полно экскурсантов. А вечером в крошечном, всегда полном зале играет спектакли «Театр Доктора Дапертутто» под руководством Наталии Кугель (она же директор театрального Центра «Дом Мейерхольда»). Такие дома часто предоставляются для спектаклей (как волшебно смотрятся пьесы Чехова на веранде его дома в усадьбе Мелихово под Москвой!), но данный театр живет в доме со своего рождения. Очень занятный театр. В труппе – «только юноши», как в джазе – девушки. Приспосабливаясь к пространственному минимализму, артисты приобрели дьявольскую ловкость движений и выработали особое взаимодействие со зрителем, сидящим на расстоянии вытянутой руки. И это не прием «общение с залом» - «четвертая стена» вполне ощутимо присутствует (лично я не стремлюсь к ее отмене). Возникает общее дыхание, словно одинаковый сердечный ритм у артистов и зрителей, хотя первые являют местами чудеса акробатики и темперамента, а вторые смирно сидят в темноте.
«Театр Доктора Дапертутто» задумывался и позиционируется до сих пор как театр масок. Сделаю ли комплимент, если скажу, что по сравнению с прошлой нашей встречей, они от масок несколько отошли в сторону театра реалистического, психологического (самого любимого!)? Или, если не отошли, то, сохранив прием в постановках, углубили и очеловечили свои образы, наделили разнообразными характерами и переживаниями, присущими конкретной роли. Это не эффект Буратино, который «был поленом, стал мальчишкой, подружился с умной книжкой», а желание и умение освоить и другие способы существования.
Первый спектакль по пьесе Бена Джонсона «Вольпоне». Громадная пьеса мастерски сокращена и названа «Венецианские затейники». Казалось бы, при таком названии просто грех не использовать знаменитые венецианские карнавальные маски – и красиво, и соответствует. Это искушение постановщик (Наталия Кугель – автор всех спектаклей театра) отвергает. Зачем маски? История вполне житейская, хоть и написана в семнадцатом веке. Обаятельный мошенник Вольпоне (Алексей Водопьянов) с верным слугой Моской (Дмитрий Кинге) не по злобе или из какой-то запредельной корысти мошенничают и ставят окружающих в разной степени неприятные положения, используя как раз их недостатки. Жертвами их подчас достаточно злых затей становятся люди жадные, глупые и жестокие. Потому затеи видятся забавными и носят вполне воспитательный характер. Ловкий и гибкий как пантера Вольпоне со вкусом преображается в полумертвого паралитика, преданный Моска в восторге от всех этих фантазий, а в финале вполне добродушно использует науку обмана против хозяина. Худшую женскую ипостась (Леди Политик) и некий вариант безумного от жадности Плюшкина (Карбаччо) вполне «масочно», почти карикатурно играет Андрей Баранов. Положительный образ юной Челии Валерий Малышев выстраивает неоднозначно. Кроткая, покорная жена таит, однако, доселе сдерживаемые порывы. Глаз не поднимает, беззащитная тонкая шея пугливо втянута в плечи, и вдруг, услышав про предстоящий бал, с визгом вприпрыжку бежит наряжаться. Не так проста эта тихоня, забитая и замученная безжалостным мужем. Артисту Илье Бирюкову в роли мужа приходится непросто. Из-за внешней миловидности (светлые волосы, синие глаза, лучезарная улыбка) ему часто достаются женские роли. Получив роль бессердечного негодяя Корвино, он хочет его сделать уж совсем брутальным чудовищем и слегка перегибает палку. Такие белокурые изверги ассоциируются с офицерами из гестапо, какими мы знаем их по фильмам. Немного юмора и нелепости сделали бы образ интересней.
Частая смена картин и персонажей дается нелегко – кулис нет, артистам приходится пробегать большой полукруг по залам, но это незаметно для зрителя. Несколько метров сцены использованы рачительно с большой фантазией: по бокам выстроены два балкона, служащие и собственно балконами, и судейской трибуной, и основанием для софитов. Обозначен также обязательный венецианский канал. Персонажи ведут себя порой как на просторной площади: бегают, прыгают, взбираются, а то и просто взлетают на балконы, замечательно забавно падают, и зритель, как и триста лет назад, увлечен и развлечен.
Несколько ближе к нам (лет на сто) во времени «Мертвые души» Гоголя, и уж совсем неподалеку, буквально через два рукопожатия – Булгаков с пьесой «Похождения Чичикова» - еще один спектакль труппы «Доктора Дапертутто». Совсем другой. Снова блестяще обыгранное небольшое пространство, где то словно наощупь, то ловко и стремительно перемещаются люди. Или маски? То как будто маски, то пронзительно живые люди. Очень неожиданный Чичиков в исполнении Валерия Малышева: болезненно хрупкий, уязвимый, совсем не хитроумный, а вроде даже изумленный гениальной простотой идеи обогащения. Он бросается ее осуществлять без уверенности в успехе, все время ждет провала, оглядывается, поеживается то ли от озноба, то ли от ожидания разоблачения. Именно эта беззащитность, даже робость и располагают к нему одуревших от однообразия и скуки горожан и помещиков. Поражает непостижимая ловкость и быстрота перевоплощений. Каждый актер играет в этом спектакле две, три, а то и пять ролей. Внешне – просто достаточно условно меняя, например, парики и предметы туалета, но внутренне – меняясь до неузнаваемости. Тот же Валерий Малышев, кроме Чичикова, предстает еще и Жандармским полковником и Сысоем Пафнутьичем. Очаровательный Илья Бирюков – и безнадежно навсегда пьяный зять Мижуев, отчаянно падающий и прислоняемый, и хитроватый Петрушка, и Мавра, и нервичсеки-трепетная своенравная Софья Ивановна. Феерический, безумный, обаятельный, совершенно невозможный Ноздрев, и Первый, и Губернаторша, и Макдональд Карпович – это, конечно, Алексей Водопьянов. Феноменально неузнаваемо существует в никак и ничем не связанных и абсолютно разных образах Плюшкина, Прокурора и Фетиньи Дмитрий Кинге. Александр Ромашкин: и Полицмейстер, и гомерически смешная Коробочка. Играя Коробочку, актер использует трюк с «исчезновением ног», когда рост уменьшается вдвое. Трюк не новый, но так чисто и безукоризненно выполненный, что вызывает изумленное «ах!».
Обо всем этом мастерстве подумалось уже после. Гоголевско-булгаковская фантасмагория вдохновенно творилась, не отпуская ни на минуту, здесь и сейчас. Словно впервые узнавала знакомую всю жизнь фабулу. Удивлялась и принимала мучительную открытость финала. Дышать я, конечно, дышала, но, по-моему, ни разу не пошевелилась.
Еще ближе (прямое рукопожатие) к нам Славомир Мрожек. Пьеса «Вдовы». Третий «непохожий» спектакль. Интерьер кафе, приглушенный свет. Все спокойно, неторопливо. Порассуждаем о любви и смерти как цивилизованные воспитанные люди. За чашечкой кофе, за бокалом шампанского, любуясь прекрасно исполненным танго. Если в пьесе Джонсона исполнение мужчинами женских ролей исторически совершенно оправдано, а в феерии Гоголя могло быть вообще все, что угодно, то в данном реалистическом (поначалу) пространстве присутствуют вполне реальные дамы (Андрей Баранов и Илья Бирюков), адекватные и симпатичные. Капризничая в общении с невозмутимым официантом (Дмитрий Кинге), ведут светскую беседу о досадности своего внезапного вдовства. Смысл их беседы, конечно, полный бред, но такова их жизненная позиция. И они – воплощение современной нормы. Появляющиеся мужчины (Алексей Водопьянов и Валерий Малышев), уж не знаю, выгодно или невыгодно, сильно отличаются от дам. Нормы и приличий придерживаются с трудом, свое безумие и отчаяние от несовпадения с жизнью скрывают крайне неловко. Пусть Первый – строящий из себя мачо неудачливый мошенник, а Второй – рафинированный истерик, они оба без колебаний выбирают молчаливую третью Вдову (Марат Хадиуллин) под вуалью. И не хотят понимать, что это – Смерть. Или понимают, но – пусть. Лучше она – загадочная и прекрасная, чем уродливая норма. Вся эта философская странность сыграна изящно, тонко, если не тонно, без подсказок и лишних наворотов. Осталось чрезвычайно приятное ощущение от хорошего вкуса, умной режиссуры и превосходной актерской игры.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.