Улан-Удэ

Выпуск №8-128/2010, В России

Улан-Удэ

 

С осени Русский драматический театр им. Н.А.Бестужева осваивает навое роскошное здание театра-дворца. Здесь прошел фестиваль С.Л.Лобозерова, мэрия провела торжества, посвященные Дню города, собрав гостей из городов Восточной Сибири. И здесь же шли безостановочные репетиции новых постановок.

Наконец-то первой премьерой – спектаклем «Плоды просвещения» – театр был торжественно открыт, и это событие счастливо совпало с празднованием его 80-летия. Поздравить коллектив Русского драматического театра пришли президент – председатель Правительства Республики Бурятия В.В.Наговицын, председатель Народного Хурала М.М.Гершевич, министр строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса В.А.Рубан, министр культуры Т.Г.Цыбиков, мэр города Улан-Удэ Г.А.Айдаев и другие официальные лица.

В.В.Наговицын вручил директору театра П.Г.Степанову сертификат на 1 миллион рублей. Затем последовала в честь юбилея театра серия награждений работников и труппы театра: звания, грамоты, особые знаки почитания и уважения, подарки. И цветы, цветы. Руководители строительных организаций-генподрядчиков С.Цыдыпов и Б.Рожанский вручили директору театра документ о праве собственности на новое здание театра и его эксплуатацию и символический огромный ключ. Зал стоя аплодировал. Эти торжества прошли как большое событие, которое надолго запомнится.

А как премьера? Удалась ли она? И с нами ли Л.Н.Толстой сегодня? Надо подумать, хотя новую работу я приняла.

Дело в том, что сегодня посещение спектаклей Русского драматического совмещено с интересом к самому зданию, к его гармонии, красоте. Оно тянет к себе, как магнит. Хочется освоить это чудесное сооружение, почувствовать его своим. Боюсь, это нескоро случится. Слишком велик контраст этого великолепия с тем, что его окружает за пределами территории, в теплое время украшенной каскадом фонтанов с иллюминацией на дне водоемов, зимой – пушистым снегом, который искрится под лучами фонарей. С чувством благодарности за всю эту красоту люди поднимаются по ступеням, входят в вестибюль, продолжая знакомиться и восхищаться уже великолепием интерьера. Огромный зал заполняется зрителями, ожидающими встречи с чудом искусства. И как важно, как радостно, когда это чудо свершается.

Аншлаги на премьере объяснимы и интересом к пьесе, которая за 80 лет существования Русского драматического театра в нашем городе никогда не ставилась.

В первый премьерный день, как обычно, актеры, занятые в постановке, очень взволнованы. Они проверяют себя на зрителях: что и как воспринимается залом, понятны ли сегодня проблемы, занимавшие людей последней трети ХIХ века. А публика, знакомясь с новым для себя произведением, не сразу улавливает, ради чего представлены на сцене давно прошедшие времена. Контакт между сценой и зрительным залом устанавливается не сразу, хотя зрители в целом смотрят внимательно, пытаясь вникнуть в суть происходящего. Вникнуть непросто, ибо две главные темы пьесы (спиритический сеанс и приход к владельцу земли курских мужиков, мечтающих, чтобы барин продал им немного земли) то и дело перебиваются разного рода бытовыми заботами барской семьи, разговорами многочисленных гостей, отношениями слуг. И ожидаемое комедийное действие то и дело увязает, тонет в малозначащих для нас сегодня разговорах.

Талантливый режиссер-постановщик Олег Юмов с большим мастерством выстроил на огромной сцене, оснащенной автоматикой, которая дает удивительные возможности к разнообразной трансформации, гостевые массовые сцены и особенно сеанс спиритизма. Но пиетет, испытываемый им к произведению великого писателя, к многонаселенной пьесе (свыше 30 персонажей), внимание к каждой фразе дали обратный результат, затянули действие. Надо полагать, что постановщик тоже в первый день премьеры выверял на зрителях разговорные моменты спектакля, понимая, что именно они могут затормозить динамику развития сценического действия. Вторая половина спектакля прошла более живо, вызывая аплодисменты. Надо заметить, что при всей неровности общего хода спектакля отдельные моменты смотрелись с любопытством. Я уходила из театра с мыслью, что должна еще раз посмотреть «Плоды просвещения» именно в эти премьерные дни. Третий премьерный показ прошел с настоящим премьерным блеском. Олег Юмов сумел сделать первую половину спектакля более компактной и динамичной, без ущерба для смысла сократив светскую болтовню некоторых гостей. И тогда в спектакле четко выступили две проблемы, волновавшие Л.Н.Толстого: обнищание крестьян, оставшихся без земли, и увлечение московского барства и ряда ученых профессоров общением с духами умерших. Все это развертывается на фоне бездеятельного времяпрепровождения молодежи, которая все время развлекается, – на сцене то играют в крокет или теннис, то музицируют, то упражняются в езде на велосипеде. И как отголосок такого ничегонеделанья – одичание лакеев и слуг Звездинцева, разучившихся честно служить своим хозяевам. Эти блоки сценического действия то развиваются параллельно, то стремительно переплетаются и наплывают друг на друга, создавая удивительный комический эффект. Зал смеется.

С того момента, когда горничная Звездинцевых Таня (в исполнении молодой обаятельной актрисы Татьяны Беловой) поняла, что может помочь курским мужикам, в спектакле на первый план вышли и повели действие люди из народа. Как ни выгоняла из дома трех мужиков госпожа Звездинцева (Марина Ланина играет ее раздражительной, нервной дамой), мужики упорно ждут решения своей проблемы. Николай Брагин, Владимир Барцайкин и Валерий Шарафутдинов наделяют своих героев индивидуальными чертами характера, их мужики запоминаются, хотя текста у них мало. Хочется отметить убедительное существование Светланы Полянской в роли кухарки, Евгения Аешина в роли лакея Григория, Артура Шувалова - Семена, Александра Кузнецова – кучера.

С большим тактом дирижирует поведением слуг, лакеев и пришедших трех курских мужиков камердинер Федор Иванович, в роли которого выступил Сергей Добрынин, наделив своего героя внутренней значительностью, умом и добротой.

Среди господ, увлеченных спиритизмом, лидерствует, конечно же, Звездинцев, которого С.Рыжов представил человеком, способным истово поверить в новые модные открытия в духовной сфере и отдаться им всецело, ибо других идей и исканий у него нет.

В спектакле продуманные костюмы, удачно найденные режиссером и художником-постановщиком М.Вольской. Огромная сцена прекрасно освещена. А вот эпизод с проделками Тани надо еще раз продумать, ибо требование «Гасите свет!» пока не осуществляется: зритель видит все, надо бы устроить какой-то загадочный полумрак, подчеркнуть его. Ведь от этого розыгрыша Семена и Тани зависит судьба мужиков. Финал сеанса должен быть сыгран всеми на полной вере. И бумага официальная должна появиться «не понарошку». И проделки Тани с гитарой – не детская игра. Спириты не были дураками. Пусть Л.Н.Толстой в то время, когда писал пьесу, не признавал спиритизма и осмеивал это увлечение ученых и мыслящих господ, его больше волновали судьба простого народа и безделье господ. Но ведь многие противники спиритизма изменили свое мнение. Великий Д.Менделеев, возмущенно создавший экспертную комиссию для проверки сеансов, спустя годы был вынужден признать: есть мир духов, объективный, не зависящий от нас.

В целом же «Плоды просвещения» – успешная работа О.Юмова и его постановочной группы. В спектакле заложены тенденции к дальнейшему совершенствованию.

Итак, с успехом!

Фото Сергея Примакова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.