Не все выбирают Пепси/Открытый фестиваль детских театральных школ "Грани"

Выпуск №8-128/2010, Фестивали

Не все выбирают Пепси/Открытый фестиваль детских театральных школ "Грани"

 

В Мурманске – полярная ночь, атомоход «Ленин», множество моряков, вкусная рыба. А еще он – МурмАнск, как с детства известно из песни Визбора.
Морозец – да, но ярко светит солнце, моряков не встретилось, но встретилось много хороших гражданских людей и чудесных детей на фестивале театральных школ «Грани». Таких школ, куда дети приходят учиться после уроков в школе общеобразовательной, в России всего семь. Как они, дети, успевают еще и уроки делать – уму непостижимо. А ведь и учатся, говорят, хорошо. Впрочем, что касается конкретно мурманской театральной школы (полагаю, и остальных тоже), то неудивительно, что дети сюда стремятся. У школы – прекрасное большое здание, удобные кабинеты, залы, сцены. Большую сцену украшает дивной красоты занавес. Участники хореографических постановок одеты в костюмы от Гришко, хорошо известного в балетном мире. Здесь заботливый творческий коллектив учителей. Часто приезжают педагоги по движению и речи из столичных вузов. И, хотя считается, что здесь не стремятся к тому, чтобы дети по окончании школы выбрали театр своей профессией, процент поступивших в театральные институты достаточно высок. Некоторые, отучившись, возвращаются в школу в качестве педагогов и режиссеров. Честно говоря, никогда не могла поверить, что после педагогического ученики добровольно приходят работать в бывшую свою школу, пусть самую распрекрасную (если такие есть). Но здесь же все по-другому. Здесь воспитывают душу. Здесь учат быть красивыми и свободными и творить красоту для других. Чем-то похожим, наверное, были ныне отмененные Дворцы пионеров, из которых почти поголовно вышли все знаменитые артисты уходящего поколения. Вот так отменили, а теперь пойди построй – дело непростое и небыстрое.
Как хорошо, что руководство города понимает право и необходимость маленького человека сделать свой выбор в пользу искусства, а не Пепси, еще в том возрасте, когда за него это делают родители или вообще не делает никто. То есть родители приводят их сюда, но решение остаться они принимают сами.
Программа фестиваля была достаточно разнообразной и насыщенной, как чисто детскими развлекательными мероприятиями, так и демонстрацией театральных достижений для зрителей и жюри, и пресс-конференциями, и круглыми столами, и мастер-классами. Приехали людей посмотреть и себя показать Бегуницкая школа из Ленинградской области, соседи из Росляково Мурманской области, школа имени Александра Калягина из города Вятские Поляны Кировской области. Показы были конкурсные и внеконкурсные.
Надо отметить, что самым сильным местом была хореография. Особенно это касалось младших классов, когда деткам еще трудно адекватно читать стихи (они еще совсем недавно вставали для этого дома на стул, а сегодня и профессиональные артисты не всегда этим владеют) или играть драматические роли. А двигаются уже легко и гармонично как мотыльки. Дипломами были отмечены «Загадки сейда» из саамской сказки «Волшебные приключения медведя Таала» (педагоги-хореографы М.Пысина и Н.Пилипенко), фрагмент хореографической композиции «Военные письма» «Почтальонка» (в той же постановке) и «Фестиваль воздушных змеев» (педагоги-хореографы Н.Бриленкова и Н.Пилипенко).
Конкурс «Художественное слово» состоял, в основном, из стихов и выглядел несколько бледнее. Темой, в связи с приближающимся 65-летием Победы, была выбрана война, но, как мне показалось, не самые лучшие произведения из колоссального объема военной поэзии. Это, конечно, очень трудно юному существу - не укрыться за красочными костюмами, не помогает музыка. Стоишь один в луче посередине сцены, одетый строго в черно-белое, и читаешь про то, что так далеко от тебя. Другое, уже второе поколение, увы, приученное с экранов к обыденности смерти. Каждый день в городе или стране убивают. Режут, расстреливают, взрывают. И достаточно безнаказанно. Откуда взяться боли к погибшим в сороковых годах? Говорят, дети сами выбирали, что читать. Возможно, выбор был недостаточно широк, или педагогам стоило принять более активное участие в этом выборе.
Безусловно, были и удачи. Ребята из Калягинской школы очень симпатично разыграли два рассказа полузабытого превосходного писателя Викентия Вересаева. Дипломами были награждены очень яркая и сильная ученица мурманской школы Дина Рыгина за композицию по стихам мурманских поэтов и Роберта Рождественского и несомненный премьер той же школы Евгений Ковальчук, тоже читавший Рождественского. Еще запомнилась Яна Белевская из той же школы. Она выбрала военное, но в то же время лирическое стихотворение Маргариты Алигер, и это «женское» ей удалось прочитать очень искренне.
Виктория Никифорова из Бегуницкой школы прочитала отрывок из «Светланы» Жуковского и очень задушевно спела.
В драматическом конкурсе мурманская школа показала спектакли «Когда мои друзья со мной» (инсценировка и постановка Елены Крынжиной сказки Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок») и «Беда от нежного сердца» Федора Соллогуба в постановке Людмилы Печеневой. «Пеппи» - зрелище очень красочное, звучное, наполненное действием (в основном физическим), танцами и песнями. Исполняющая роль Пеппи Мария Юрьева - девушка уже обученная и профессиональная - по способу существования на сцене, да и по возрасту сильно опережает своих партнеров, якобы ровесников. Впрочем, Пеппи — существо вполне сказочное, которому доступны всяческие перевоплощения. Совершенно превосходно сыграла Лошадь Джулию Алена Михалап. Ей был замечательно придуман костюм, найдена выразительнейшая пластика, а искрометное чувство юмора артистки не могла спрятать симпатичная лошадиная морда, почти полностью закрывавшая ее лицо.
«Беда от нежного сердца» показалась работой больше педагогической, нежели режиссерской направленности, да, честно говоря, довольно мало смысла в этом водевиле. Если его и ставят сегодня, то сопровождают, как правило, очень много чем, как «кашу из топора». Играли ребята весело и с пониманием жанра. Многовато толкались и иногда уходили со сцены вне пространственной логики. Особенно понравился Александр Кузьмин в роли Сашеньки.
Спектакль «Королевская корова» по пьесе Л.Титовой и А.Староторжского в постановке Сергея Суворова привезла школа из Вятских Полян. Оригинальная и симпатичная пьеса. И зрителей и жюри совершенно покорила Корова Зорька в исполнении Славяны Кощеевой (за одно имя надо было диплом давать!) - не корова даже, а теленок, телочка, уверенная в родстве с Солнцем, а потому ни король, ни принцесса, и уж вовсе ни фрейлина ей не ровня. Она очень напоминает Пеппи Длинныйчулок, но не из предыдущего спектакля, а по первоисточнику — вроде бы устраивает переполох и суматоху, но в итоге все налаживается и всем весело. Славяна сыграла замечательно и заслуженно получила диплом за лучшую роль.
После завершающего поздравления участников и вручения дипломов все в нарядных костюмах высыпали на сцену и все вместе спели и станцевали прощальный танец. В окружении этих счастливых юных театралов было очень хорошо, и пришла несколько пафосная, но приятная мысль: если такое множество детей сделало именно такой выбор, то жизнь рядом с театром прожита не зря.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.