"Есть спектакли, которые очищают, как икона"/ Светлана Архипова

Выпуск №8-128/2010, Лица

"Есть спектакли, которые очищают, как икона"/ Светлана Архипова

 

Главный художник Смоленского драмтеатра им. А.С.Грибоедова Светлана АРХИПОВА – из тех мастеров, которые в нескольких штрихах способны дать зрителю целый мир. И придумать все это в очень сжатые сроки. Еще не успели в городе стихнуть обсуждения премьеры «Укрощение строптивого», как уже начинается работа над новой постановкой.

- Света, скажите, для вас «Укрощение строптивого» чем-то отличается от других постановок?

- К пьесе Гольдони «Трактирщица» театр шел давно. Было несколько попыток поставить ее, но мешали обстоятельства. И вот, наконец, сбылось. С режиссером этого спектакля Анатолием Ледуховским мне интересно работать над любым материалом. А в силу того, что это материал общеизвестный, хотелось преподнести его зрителю в новом ракурсе. Хотелось красивой живописи, красивых костюмов. Хотелось связать все это с какими-то глубокими вещами… Насколько у нас получилось – судить зрителю.

- А из всех ваших сценографических работ есть наиболее любимые?

- Наверно, я все свои спектакли люблю. А если говорить о жанрах, видимо, мне ближе всего опера. Там художник оказывается в жестких рамках либретто: изображение концентрированное, все лишнее отсекается. Остается только главное, душа. Это тебя очищает, как икона.

- Когда вы впервые попали в театр?

- Подростком. Первый спектакль, который помню, – тоже опера, кстати, «Риголетто». Я очень боялась, что будет скучно. Но два с половиной часа пролетели мгновенно, как в сказке. Необыкновенные люди, их костюмы, волшебная музыка… Многое непонятно, но впечатление было сильное. Правда, я тогда не думала, что смогу что-то такое сама делать. Я не сразу стала рисовать. Увлекалась спортом, серьезно занималась фехтованием, собиралась поступать в физинститут. Но мама меня за руку отвела в «художку». Сначала у меня ничего не получалось, а потом… Потом начался настоящий кайф. Наверно, способности какие-то проявились. Это от папы. Отец был очень талантливым человеком. Военный инженер по специальности, он играл на скрипке, трубе, аккордеоне, знал математику. И рисовал. Меня, маму и сказочных принцесс.

- Как получилось, что вы выбрали именно сценографию, а не, скажем, дизайн или станковую живопись?

- У меня есть ощущение, что я ничего не выбирала, все сложилось само. Я делала диплом в пединституте на худграфе (это мое первое образование) под руководством Анатолия Ивановича Шлюпкина. Замечательный человек, замечательный художник и учитель, он до сих пор преподает. У меня была тема «Интерьер». Мы перебрали все: балконы, квартиры, вазы… Было скучно. И вот мы решили: почему бы не нарисовать интерьер театра? Мы зашли. Я увидела эту сцену, мастерские, коридоры, лестницы. И закулисье меня очаровало. Возникло стойкое ощущение: я отсюда не уйду. Ну а потом я получила специальность художника-сценографа в ГИТИСе (мастерская Сергея Бархина).

- Чем, по-вашему, отличается театральный художник от других художников?

- Театральный художник среди коллектива, он зависит от многих людей. Станковист может писать картины, невзирая на внешние обстоятельства, а сценографу нужно улавливать тенденции, интересы, вкусы…

- Вникать в режиссерскую идею… Да?

- По большому счету, главный творец спектакля – конечно, режиссер, если мы говорим о настоящем мастере. И остальные должны подчиниться его идее, полюбить ее и идти в этом направлении. Любой авторский театр – это в своей основе театр режиссера. Другой режиссер, другая пьеса, другая эстетика – и нам надо идти в другую сторону.

- У вас на сайте я нашла не только информацию о спектаклях, ваши картины, но и фотоработы. Городские пейзажи, люди, очень много деревьев…

- Фотографирую я как любитель только для себя. Это же искусство, которым нужно заниматься, а времени не остается. А деревья – да, люблю. Особенно старые. Мне их стволы напоминают какие-то жилы, вены… А ветки – как кружево. С городами отношения складываются по-разному. Например, многие любят Питер, а я нет. Мне тяжело в нем, словно что-то давит. Люблю Москву. Люблю Киев, где родилась.

А Смоленск… В первую очередь, для меня это люди. Хорошие люди. Сам город красивый, но уж очень запущенный. Он мог бы быть кукольным, кружевным… Пасхальным яичком он мог бы быть. Но он в таком виде, что просто стыдно. И грустно...

- Вы сказали, что времени на фотографию не остается. А на семью?

- Моя мама, мои дети – это самое важное, конечно. Спектакль заканчивается, свет гаснет, двери закрываются… И куда идешь? К ним, домой! Семья для женщины всегда на первом плане, поэтому время как-то само находится.

- Возвращаясь к театру - что в ближайших планах?

- Детский спектакль с моими декорациями скоро выйдет в Красноярске. Это мюзикл с музыкой «АББА», называется «Золотая принцесса». В его основе известная всем «Мама миа», но либретто переписано, роли исполняют дети из местной студии очень высокого уровня. Поставил главный режиссер красноярского театра оперы и балета Вячеслав Цюпа. Что касается вечерних спектаклей, в Смоленске в апреле выпускаем «Позднюю любовь» Островского. Режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский – новый главный режиссер Смоленского театра. Очень хочется, чтобы все получилось. Летом этого года спектакль будет участвовать во втором международном фестивале «Смоленский ковчег».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.