Человек крупным планом/Владимир Кулагин

Выпуск №8-128/2010, Лица

Человек крупным планом/Владимир Кулагин

 

Давно уже как общее место воспринимаются у нас сетования на дефицит достойной режиссуры и разговоры о том, что Нижний Новгород в этом отношении имеет позицию особенно невыгодную. Быть под боком у столицы означает, что наши сценические дарования, едва оперившись, отбывают с оптимистичным кликом «В Москву, в Москву, в Москву!». А оттуда получаем мы анрепризный шквал да постановщиков-гастролеров, привозящих в чемодане театральный секонд-хэнд – апробированные и ношеные в иных весях спектакли. Но увлеченные созерцанием этих вполне объективных горестных проблем, мы забываем оглядеться по сторонам с заинтересованным вниманием. И часто не отдаем должное тем по-настоящему талантливым людям, которые, конечно же, рядом есть – живут, неустанно работают, торят собственную дорогу в обширном и затейливом пространстве современного театрального искусства. Потому испытываю радостное удовлетворение от наблюдения последних месяцев, когда наши театралы стали все чаще с уважением и восхищением произносить вроде бы не новое для нижегородцев имя режиссера Владимира КУЛАГИНА.

В начале 2010 года на фестивале Нижегородского отделения СТД «Несыгранная роль, не поставленный в театре спектакль» его «Негасимый свет» отмечен как лучшая постановка, а участвующая в ней Наталья Мещерская получила награду за лучшую женскую роль. Творческая группа спектакля приглашена на Всероссийский театральный фестиваль им. Ф.Абрамова «Родниковое слово», который стартует в мае. Наш ТЮЗ принял решение включить в свою афишу эту самостоятельную авторскую работу Кулагина. Его более ранняя премьера 2009 года «Васса. Третий вариант» выдвинута на Областную премию им. М.Горького. В марте имя Кулагина зазвучало уже в среде петербургских театралов. Сразу две постановки нижегородца были включены в программу Абрамовских дней Академического Малого драматического театра – Театра Европы.

Становится все более очевидным, что Владимир Анатольевич, работающий на положении свободного художника, обрел свое, особое место в нижегородском театральном процессе. Его отличает замечательное владение камерной формой. Употребляя определение «камерная», я имею в виду не только компактность постановок – небольшой хронометраж, минимальное количество исполнителей, но и сам способ общения со зрителем. Глаза в глаза, на кратчайшей физической и душевной дистанции. Когда при всей неброскости визуальных приемов достигается максимальное погружение зала в ту интеллектуальную, эмоциональную среду, которую режиссер бережно выращивает вместе с артистами.

А среда эта непростая. Ведь театр Владимира Кулагина оперирует высокими понятиями, большими темами, сильными чувствами. Режиссер обращается к литературе и драматургии ХХ века золотой пробы и берется исключительно за то, что бередит и вдохновляет его самого. В этом, кстати, плюс положения творца-одиночки.

Сценический мир Кулагина не моден, если под модой понимать эпатаж любой ценой, дерзкую демонстрацию творческого эго художника. Владимир Анатольевич предпочитает совсем иное – старомодную интеллигентность собеседования с тем зрителем, который приходит в театр с желанием что-то понять о человеке и человечности, о сути жизни, о цене ее обретений и потерь. И обязательно находит в спектаклях Кулагина возможность таких размышлений в широком культурном контексте. А вдобавок получает сильное эмоциональное очищение – порой до комка в горле, до светлых слез. При этом автор спектаклей никогда не позволяет себе надрыва, оглушающего пафоса. Воздействие достигается тихой, но точной исповедальной интонацией. На нее в кулагинских постановках работает прекрасно подобранный текст (Владимир Анатольевич любит и умеет создавать композиции из разных произведений, и даже не одного – нескольких авторов), выразительная музыка. И все же главная творческая сила этого режиссера – артист. Удивительно раскрываются даже знакомые нам актеры в его спектаклях крупного плана.

Взять премьеры последнего года. Известная, любимая нижегородцами Тамара Кириллова в «Вассе» подарила новые краски своей актерской палитры, я бы сказала – оттенки трагедийной лиричности. Вместе с постановщиком исполнительница пошла на определенный риск, когда из многофигурной пьесы Горького с натянутыми струнами взаимоотношений между ее героями они сделали моноспектакль. В нем только она – Васса Борисовна, хозяйка огромного дела, хозяйка неблагополучного дома и не хозяйка собственной судьбы. Смело, небесспорно, но так проникновенно удалось вылепить, будто бы заново, хрестоматийный образ, сохранив истинно горьковскую боль за попранное человеческое в человеке.

Воплощение другого своего замысла В.А.Кулагин доверил очень молодым исполнителям – Ивану Скуратову и Татьяне Стародубовой. В «Триптихе о войне» монологи разлученных фронтом и смертью возлюбленных предстояло превратить в диалог навеки соединенных любовью, воспоминаниями людей. Мир их отношений друг к другу, к окружающему уже слишком от нынешнего далек, тронут патиной невозвратного времени. Но сегодняшним молодым исполнителям поразительным образом удается естественно прожить на сцене и вернуть зрителю ощущение той действительности, с ее истинным самопожертвованием, верностью, чистотой. Несомненно, в том заслуга режиссера, сумевшего настроить артистов на искреннюю, трепетную и в чем-то очень ностальгическую интонацию.

Наконец, «Негасимый свет» - композиция, посвященная 90-летию Ф.Абрамова и сотканная В.А.Кулагиным из более полутора десятков произведений писателя. Поражает, с каким тактом, постижением сути этой прозы – ее особого духа и особого слова - справился с труднейшей задачей режиссер, превратив отдельные тексты в три монолога деревенских женщин. Получилось больше, чем сценическое повествование о бабьей доле в годы Великой Отечественной, скорее – русская песня на три голоса, берущая за сердце. В ней и плач, и улыбка, и сила, и неизбывное страдание. Будто сама душа народа говорит с тобой о своих тяжких испытаниях, в которых она не озлобилась, не померкла, а смогла еще ярче засиять.

Снова режиссер доверил самое трудное исполнителям – они сидят и рассказывают зрителям каждая свои истории, даже в жесте ограничены. А смотришь, слушаешь – и не оторваться. В «Негасимом свете» удивила Марина Чернова, которую театралы вроде бы прекрасно знают по многочисленным ролям на сцене ТЮЗа, где для нее привычно амплуа травести. Но такой эту актрису еще никто не видел. Немалый потенциал мы открываем в молодой Надежде Афанасьичевой. Ну а Наталье Мещерской в этом блистательном трио выпало крещендо. И как же держит она ноту высокой трагедии! Чтобы потом, когда зритель не успел еще слезинку смахнуть, лукаво улыбнуться и вдруг начать рассказывать о секрете приворотного заговора, вспомнить, что настал яблочный спас и пойти прямо к публике раздавать настоящие спелые плоды из корзинки. Будто даря надежду: не печальтесь, родимые, вон какое горе перегоревали – выдюжили. Русский мир, видно, на том стоит, что в великих муках вызревают наши золотые плоды мудрого познания добра и зла… Особый поклон режиссеру за такой финал.

В марте у Владимира Анатольевича Кулагина был юбилей. И как здорово, что повод поздравить его дает не только дата, но и новые интересные авторские работы, свидетельствующие об уверенном творческом взлете режиссера на новую высоту. Он поставил более 90 спектаклей в разных городах – от Севастополя до Риги, от Нижнего до Томска. Вот и сейчас в мыслях о будущем спектакле. Снова композиция из произведений любимых им авторов, опять о войне. И наверняка состоится очередной, но не рядовой сценический разговор о том, чем жива душа. Мы увидим на подмостках человека крупным планом.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.