Андрей Миронов- крупный план

Выпуск №8-128/2010, Выставка

Андрей Миронов- крупный план

 

Выставка и презентация альбома «Андрей Миронов: расставание не для нас…», посвященные жизни и творчеству знаменитого актера театра и кино, народного артиста РСФСР Андрея Миронова (при участии Благотворительного Фонда поддержки культуры и искусства им. А.Миронова и компании ЛИНИЯ ПРО), состоялась в филиале Театрального музея им. А.А. Бахрушина - в Театральной галерее на Малой Ордынке.

На выставке – и в фотоальбоме – представлены уникальные материалы из семейного архива Ларисы Голубкиной, фондов Театрального музея им. А.А.Бахрушина, работы профессиональных фотохудожников – Игоря Гневашева и Кирилла Виноградова.

Центром события стал выпуск пилотного издания первого фотоальбома актера – большая часть материала опубликована впервые. Перед нами вся жизнь Андрея от первых детских снимков до кадров, где мы видим его в костюме Фигаро, уже зная, что недоигранная последняя сцена спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» станет последней для актера, который ушел из жизни 16 августа 1987 года, в возрасте всего 46 лет… Издание дает возможность увидеть лицо актера сотни раз, и каждый раз это встреча с личностью, с мастером, с эпохой, где он был кумиром миллионов сердец. Не верится, что со дня его ухода прошло уже почти четверть века.

В основу положен хронологический принцип – от юности к вершинам актерства, тематический – от первых ролей на сцене до знаменитых кадров кино- и телефильмов, с разделами «Родом из детства», «Юность», «Театр», «Кино», «Эстрада», «Коллеги и друзья», «Закулисье», «Гастроли», «Семья». Поражает разнообразие сделанного, работоспособность актера, сыгравшего за свою жизнь более 60 ролей в кинофильмах, телеспектаклях и более 30 в театре. Это напряжение судьбы альбом передает через сотни ракурсов. При этом на снимках видна и артистичность Миронова, и тот фон советской жизни, которая окружала актера: быт, друзья, родители, встречи, любимые женщины… Вот мальчишки сражаются на деревянных мечах. Слева Андрюша. Вот Миронов на сцене в студенческой аудитории в окружении сотен молодых лиц и сам почти что подросток. Или финальный снимок – актер со спины, уходящий вверх по лестнице, словно в иное измерение.

Одним словом, фотоальбом, безусловно, доставит радость всем поклонникам уникального дарования.

И все же издание могло быть лучше…

Отсутствие комментариев – сознательный прием составителей, посчитавших, что подобранные фотокадры говорят сами за себя, что каждый фотоснимок – интереснейший минирассказ о жизни мастера. Редкие вкрапления текста – фрагменты из воспоминаний и интервью самого героя. Но, пожалуй, решение предоставить на страницах слово только актеру нельзя признать безусловной удачей. Невольно получается, что о Миронове говорил только сам Миронов. А это далеко не так. Подбор цитат из воспоминаний, критических реплик, рецензий существенно бы обогатил альбом.

К сожалению, нельзя не заметить и другие просчеты составителей, хотя они в известном смысле стали продолжением достоинств издания – 277 фотографий (эта цифра была озвучена на вернисаже) – визуальному потоку не хватает отбора. Глаз скользит по страницам – отсутствуют смысловые фотоакценты. Катастрофически не хватает пояснений.

«Кто это?» – спрашивает читатель, особенно молодой или неискушенный, которому, может быть, например, и не знакома комедия «Три плюс два», и в девушке на снимке он не узнает Наталью Фатееву. Без единой подписи в разделах «Театр» и «Кино» прошли коллеги по фильмам и спектаклям – Александр Володин, Юлиан Семенов, Юрий Никулин, Евгений Леонов, Зиновий Гердт, Лев Дуров, Александр Калягин (даже эти кумиры), – речь о друзьях, соратниках и знаменитых коллегах, которые придали лавров и блеска нашему герою.

А ведь этот объемный фотоальбом издан, в первую очередь, для расширения информации о жизни и творчестве одного из самых знаменитых российских актеров своего поколения; выйдя из домашних архивов на свет, он становится фотодокументом советской эпохи, свидетельством театральной жизни и киноискусства для будущих поколений.

Наконец, не хватает первоклассных фотографий уровня снимков И.Гневашева, впечатление порой гасят снимки среднего уровня, а постановочные кадры из фильмов или театральных спектаклей иногда не вписываются в заданный тон домашнего фотоархива. Возможно «придирки» оттого, что слишком долго мы ждали такого свидетельства, возможно… Потому подчеркнем, досадные мелочи не заслоняют и не отменяют огромной проделанной работы и составителей, и автора предисловия, и дизайнера.

На вернисаже известный театральный критик Борис Поюровский привел известную мысль о том, «что фотография – это событие, которое никогда не повторится», подчеркнув эту уникальную возможность остановить и запечатлеть для потомков неуловимость мгновения, скоротечность бытия. Что ж, побывав на выставке и перелистывая альбом, можно лишь добавить, что фотография – это смола времени, которая становится янтарем.

Автор фотографий Алексей Ляшенко

Фотоматериалы предоставлены Театральным музеем им. А.А.Бахрушина

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.