Великие Луки

Выпуск 9-129/2010, В России

Великие Луки

 

...На этой станции, несколько удаленной от линии фронта, все чего-то ждут. Или кого-то. Ждут любимых и родных, ждут налета вражеской авиации, ждут экстренных сообщений от Совинформбюро. Ждут, наконец, поездов, которые доставят одних в расположение воюющей армии, а других – на счастливое и совершенно короткое отпускное время – домой.

Станция – это место встреч и расставаний, это пункт наблюдения за душами человеческими, оказавшимися в самом пекле событий. Поезда прибывают и вновь отправляются в неизвестное, и только одно неизменно – станция с ее характерными звуками и людьми в форменной одежде, к которым с большого агитплаката взывает «Родина-Мать»...

Атмосфера премьерного спектакля «Алеша», поставленного недавно на сцене Великолукского театра драмы по пьесе В.Ежова и посвященного 65-летию Великой Победы, захватывает своей убедительностью буквально с первых минут, естественно погружает в себя, побуждает зрителей к активному сопереживанию. Во время просмотра разворачивается «спектакль в спектакле»: зрители реагируют остро — всхлипывают, вздрагивают и даже подают громкие реплики. Так отзываются в сердцах зрителей, особенно переживших войну детьми и подростками, сигнальные свистки, скрежет резко тормозящих по рельсам колес товарных вагонов, шумные и тревожные вздохи паровоза, завывание приближающихся к земле бомб... И в эту драматическую по накалу атмосферу врывается совершенно юный, чистый и уже рисковавший собой на фронте русский парень Алеша Скворцов (он подбил два танка и даже не осознал своего геройства), спешащий домой на побывку.

Около двух сценических часов пробудет с ним театральная публика и полюбит его за порывистость, искренность, за нетерпение какой бы то ни было неправды. Таким подарил нам образ этого героя молодой артист Виктор Шадрин, играющий свой первый сезон в Великолукском драматическом. У Виктора Шадрина и Екатерины Гудаевой, играющей Шурку, сложился великолепный, трогательный дуэт. Молодым исполнителям удалось главное: они сумели передать те чувства, которые переполняли их персонажей, а публика, похоже, даже и не вспомнила о незабываемых героях киноверсии пьесы – «Балладе о солдате», созданных Владимиром Ивашовым и Жанной Прохоренко. По-своему трогательны, ненадуманны сцены спектакля, в которых Алеша и Шура едут в товарном вагоне и с наслаждением едят хлеб с салом, или, потеряв друг друга, вновь, не веря глазам своим, встречаются на разбомбленной станции с простым и многозначительным названием «Узловая», когда, надев Алешину шинель, Шура, уже не желая расставания, все же вскакивает на подножку уносящего ее от Алеши поезда.

На войне все принимает решительный, быстротечный и неумолимый характер, как будто бы утверждает режиссер-постановщик Павел Сергеев, на войне, впрочем, как и в мирное время, случайностей не бывает. Бесспорно, режиссер рисковал, выбирая для работы на сцене материал, давно ставший шедевром на киноэкране. И в то же время интуиция постановщика не подвела, потому что он сделал спектакль по-своему выигрышным и неповторимым, тем более в условиях сцены, все же несколько ограниченных по сравнению с возможностями кинематографа. И здесь его помощниками стали художник Артур Климец, художник по свету Анатолий Федоров, автор музыкального оформления Олег Кошевой.

Кстати, многое в спектакле опирается на массовые сцены. Но и среди «массовки» в «Алеше» есть свои, пусть и не главные герои, которые акцентируют наше внимание на том или ином ключевом моменте, будь то возвращающийся с фронта и отчаявшийся офицер-инвалид (Борис Ефремов), дежурная по станции (Алевтина Патрушева), воплотившая в себе образ многих русских женщин, возложивших на свои плечи в годы военного лихолетья мужские заботы, или подбадривающий молодых солдат старшина (Игорь Николаев). Определенным «ключиком» является и легко прожигающая свою жизнь жена красноармейца Павлова (Людмила Сызранцева), вышедшая к Алеше Скворцову и Шуре в офицерском кителе на плечах, для которой война – не война, она к ней приспособилась.

Одним словом, спектакль «Алеша» – это не только дань юбилейной дате, но еще одно размышление о войне, о которой столько уже сказано и написано, столько километров кинопленки отснято, что можно монтировать военную историю под любым углом зрения. Можно создавать мифы, а можно попытаться быть честным и не солгать. Версия, представленная Павлом Сергеевым, подкупает искренностью и состраданием к тем людям 40-х годов прошлого века, которые, несмотря ни на что, достойно, с высоко поднятой головой вышли из горнила испытаний.

История Алеши Скворцова и его матери (Александра Комолова), история Алеши и Шуры – это история не блистательных маршалов и генералов, а «маленьких» людей, «винтиков», которые мощная государственная машина могла закрутить, сломать, заменить на новые, заставить работать на себя. Но, как убедил спектакль, у всех этих «винтиков» есть душа, способная верить, любить, положить себя на алтарь Отечества и победить, как сделал это герой спектакля.

На войне все принимает решительный, быстротечный и неумолимый характер. Так было и так будет. В короткой кульминационной встрече Алеши с матерью – весь трагизм происходящего и того, что еще должно случиться там, на дымящихся полях Восточной Европы. Ну а пока есть сладкий миг встречи, позволяющий героям не думать о неизбежном.

Фото Александра Воробьева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.