Москва. 20! 30! 60!

Выпуск 9-129/2010, In brief

Москва. 20! 30! 60!

 

В конце апреля в Центральном Доме актера им.А.А.Яблочкиной состоялся вечер под интригующим названием «20! 30! 60!» Что означают эти загадочные цифры? Все очень просто — 30 лет исполнилось Санкт-Петербургскому Молодежному театру на Фонтанке, 20 лет его художественным руководителем является народный артист России Семен Яковлевич Спивак, которому 14 июня исполнится 60 лет.

Вечер был построен совсем не юбилейно, без какого бы то ни было пафоса — начался он своеобразным прологом: актрисы труппы спели песню о своем худруке. А потом был показан фрагмент спектакля «Маркиза де Сад» Юкио Мисимы. После него вновь последовали песни, после которых начался фрагмент спектакля «Касатка» А.Н.Толстого, давно уже ставшего своего рода визитной карточкой Театра на Фонтанке. И завершали все песни, а затем подношение пирожков всем участникам вечера актрисой Малого театра Светланой Амановой. Совсем неожиданно появились на сцене актрисы Московского театра им. К.С.Станиславского, которым какое-то время руководил Семен Спивак — они в стихах и в прозе воспели любимого режиссера, сетуя на то, что он в окружении своих артистов, а московских явно подзабыл. И — пригласили режиссера на танец. Надо сказать, что рок-н-ролл, который Семен Спивак лихо отплясывал с актрисами, потряс зрителей до глубины души, столько легкости, изящества, артистизма было в этом танце. Но питерцы не захотели отдавать лучшие минуты первопрестольной — актриса Театра на Фонтанке Дарья Юргенс, которая привыкла танцевать рок-н-ролл с Семеном Спиваком в финале спектакля «Священные чудовища», как-то незаметно вытеснила со сцены «соперниц» и завладела худруком, давая понять москвичам, у кого все-таки больше прав на Спивака. Их танец был поистине блистательным!

После окончания на сцену Дома актера поднялся Владимир Абрамович Этуш — он сказал о Театре на Фонтанке совершенно справедливые и очень верные слова: о том, что такого театра, как он полагал, сегодня уже нет и быть не может — людьми правят иные идеалы, они в плену иных ценностей. Но вот, оказывается, стоит на берегу Фонтанки, в Измайловском саду, такой театр — настоящий дом, теплый, светлый, радостный, из которого не хочется уходить.

Могу подтвердить эти слова с полной ответственностью — часто бывая в Санкт-Петербурге, я по многу раз смотрю спектакли Семена Спивака и никогда, никогда не хочу уходить из этого театра, в стенах которого разлита удивительная атмосфера: тепла, уюта, душевного комфорта. Я люблю его актрис — Регину Щукину, Аллу Одинг, Татьяну Григорьеву, Ирину Полянскую, Марину Ордину, Наталью Суркову, Светлану Строгову, Екатерину Унтилову, Анну Геллер, Наталью Дмитриеву, Эмилию Спивак, Дарью Юргенс, Юлию Шубареву: каждый раз они предстают совсем иными, узнаваемыми и неузнаваемыми, умеющими бесконечно трогать, задевать душевные струны, заставлять смеяться и плакать.

Я люблю его артистов — Сергея Барковского, Валерия Кухарешина, Александра Строева, Петра Журавлева, Романа Нечаева, Андрея Шимко, Сергея Гавлича, Андрея Кузнецова, Евгения Дятлова, Александра Куликова, Алексея Одинга, Леонида Осокина, Романа Агеева: в них удивительно сочетаются яркое мужское начало и лиризм, они ироничны и нежны, они интеллектуальны и наивны... Я называю здесь любимейших из любимых — наверное, у каждого найдется свой «заветный список», но, убеждена, во многих позициях мы совпадем.

Мне кажется, труппе Спивака по силам все!.. Его артисты (Регина Щукина сказала когда-то: «Мы — только краски в его руках...») очень точно владеют жанром, поэтому в каждом ощущают себя естественно и органично. Кроме того, все спектакли Семена Спивака разобраны и сделаны настолько крепко, что артистов не смущает другое пространство — они могут играть в самых разных залах, и спектакли, как правило, ничего не теряют. Это качество нечастое и невероятно ценное, потому что далеко не всегда удается найти сцену, подобную своей, «домашней».

Публика расходилась после вечера в Доме актера радостная и с каким-то особым, светлым чувством — Спивака не всегда адекватно оценивают в родном Санкт-Петербурге, считая, что спектакли его чересчур добры и поэтичны. В Москве же эти качества умеют ценить — наверное, потому что слишком мало добра и поэзии в нашей повседневности.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.