В.Пази "Никаких мемуаров". СПб: Балтийские сезоны, 2007

Выпуск 9-129/2010, Книжная полка

В.Пази "Никаких мемуаров". СПб: Балтийские сезоны, 2007

 

Книга о ленинградском режиссере Владиславе Пази (1945-2006гг.) содержит в себе несколько разделов («Владислав Пази. О театре и о себе», «Владислав Пази. Театральный транзит», «Воспоминания», «Хроника творческой жизни В.Б.Пази»). Им предшествует краткая вступительная статья-очерк Е.Алексеевой «Дом и сад Владислава Пази». Удачная выборка высказываний В.Пази о себе и театре, напечатанных в периодических изданиях, настраивает читателя на волну мыслителя-режиссера.

Затем следует собственно книга режиссера «Театральный транзит», где он рассказал о своем детстве, учебе в театральном институте и учителях – Р.Р.Сусловиче, М.В.Сулимове, Г.А.Товстоногове. Много интересного читатель узнает о работе режиссера в провинциальных театрах (Северодвинск, Бишкек, Петрозаводск, Омск, Мурманск, Владимир).

Свободное перемещение автора-режиссера по волнам его памяти переносит нас то в Бишкек 90-х, то в Ленинград 60-х, то во Владимир 70-х годов.

«Театральный транзит» пробуждает самые добрые чувства и чем-то сходен с соло на музыкальном инструменте, что доверительно поведал читателям об истории своей души. Автор добродушно ироничен к себе, людям и театральным явлениям и смотрит на себя и свое окружение сквозь дымку времени. Но его мемуарам чужды снобизм или излишнее эстетство, хотя имя Пази где-то близко аббревиатуре, которая могла бы вместить квинтэссенцию чего-то высокого, что мы воспринимаем, как атмосферу творческого мира России, его наследия и достойного продолжения.

Пази – короткое имя. Применяя принцип так называемого «пазислова» – шуточного словаря, составленного друзьями режиссера, можно говорить о Пази, расширяя этот прием, где корнеобразующим началом будет краткое – «па»-«зи». И вы увидите, что оно пластично и музыкально, как и все творчество этого удивительного человека. Что-то от па де труа и арфы Аполлона.

В книге звучит музыкальная струна «пазиаполл», которая, как камертон, настроит вас на восприятие настоящего искусства и истинных нравственных отношений в театре – «пазиэтика». Пази – краткая формула, показывающая законы театральной этики и эстетики сегодня, когда так необходимы нежное обращение к наследию прошлого и деликатная передача всего накопленного последующим театральным поколениям.

Режиссер из Петербурга на примере своей жизни показал, что есть много людей на театре, которые образуют некий невидимый «пазилив», тот надежный источник, который питает театральное искусство, дает ему чистоту и глубину, объединяя отдельные его части, которые принято грубо делить на «про-пази-винцию»» и «сто-пази-лицу». И все это благодаря тому, что такие люди, имея духовный талант, умеют отстоять свою «пазицию», не вставая в позу.

Неспешное и простое с виду изложение своей «пазилинии» жизни выходит за рамки существования отдельного индивида и становится абрисом всеобщей картины российского театрального мира в «пазипериод» смены культурных вех. В этом смысле книга несет уникальную историческую информацию о процессах и взаимоотношениях в театре XX века.

«Театральный транзит» учит великому терпению в искусстве, содержит большой оптимизм и дает так нужный людям театра жизненный «пазитив».

Последняя часть книги – «Воспоминания» – содержит записи бесед с актерами, режиссерами, учениками, театральными деятелями, знавшими Пази в период его работы в Петербурге. Его постановки в Театре им. В.Комиссаржевской («Дама с камелиями», «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей») и спектакли в Театре Ленсовета, которым он руководил последние десять лет, сделали имя Пази широко известным не только в России, но и за рубежом, где он гастролировал со своей труппой.

«Воспоминания» оставляют светлую печаль об ушедшем от нас Человеке. В ней есть глубокий смысл бытия и надежды.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.