Спасибо за Победу!/"Вечно живые" (ЦАТРА)

Выпуск 9-129/2010, Премьеры Москвы

Спасибо за Победу!/"Вечно живые" (ЦАТРА)

 

Несколько дней назад, проходя по своему двору, увидела роскошный джип соседей – молодой супружеской пары, вполне благополучной, но, как многие, презрительно говорящей о своей стране: мол, куда как лучше где угодно за границей, там и сервис другой, и к людям относятся исходя из их доходов, и вообще… здесь могут жить только идиоты, которые ни на что не способны. Современные циничные молодые люди! – это стало уже настолько привычным, что и внимания не обращаешь.
И вдруг на заднем стекле их роскошной машины я увидела надпись крупными белыми буквами: «Спасибо деду за Победу!» - и почувствовала, что все не так просто в жизни: вот есть же у них что-то святое, даже если эта надпись – лишь участие в какой-то акции, все равно, они же в ней участвуют… И сразу стало тепло на душе.
А буквально через два дня я отправилась на премьеру спектакля «Вечно живые» Виктора Розова в Центральный театр Российской армии. Спектакль ставил Борис Морозов – режиссер, который хорошо знает и чувствует не только военную тематику, но и честь и славу русского воинства вообще. Он вырос в семье военного, и какие-то понятия остались для него святыми и непреложными на всю жизнь. Это сильно ощущается в его спектаклях, каждый раз возбуждая в зрителе ответную волну чувств.
Почему эта пьеса Виктора Розова стала культовой для нескольких поколений? Казалось бы, ничего необычного в ней нет, а именно с этой пьесы начинался «Современник», а именно по ней снят легендарный фильм «Летят журавли», который и сегодня молодые зрители смотрят с волнением и слезами. И до сих пор, независимо от юбилейных дат, идут спектакли по «Вечно живым» в разных театрах не только России, но и СНГ. В чем здесь дело?
Наверное, в том, что главной событийной линией становится не война, не окопная правда и не кровопролитные битвы на переднем крае, а жизнь, обыденная жизнь тех, кто трудится в тылу и делает все, что только возможно, для Победы. Или не делает, а просто думает о ней, стараясь в своих мыслях приблизить ее приход и возвращение тех, кто там, в окопах и на переднем крае.
Замечательный художник Иосиф Сумбаташвили сочинил для этого спектакля очень простую, но невероятно емкую сценографию: сцена как бы окаймлена и закрыта большими планшетами с укрупненными фотографиями орудий, людей, боев, а в середине расположен маленький мирок тех, о ком и повествует этот спектакль – московская квартира Бороздиных, кухня в квартире, где они живут в эвакуации, комната Антонины Монастырской, потом снова Москва. Нет ни фронтовых сцен, ни госпиталя, в котором трудятся Бороздин и его дочь Ирина. Кусочек мира в окружении войны. Маленький фрагмент огромной и сложной мозаики.
И главное в нем – жизнь человеческого духа, трудная и мучительная, потому что нет вестей от Бориса, находящегося где-то там, на далеком фронте, потому что невеста его, Вероника, не устает каяться в совершенной горькой ошибке, когда, не выдержав одиночества, вышла замуж за его брата Марка, потому что приспособленец Марк, боящийся фронта, тоже осознал свою ошибку – он не любит Веронику, он увлечен Антониной. А соседка ждет своего сына Володю – он приедет к матери, и выяснится, что Борис погиб, спасая именно его, Володю. И ему тоже предстоят муки…
По словам Бориса Морозова, эта пьеса встала над временем и превратилась в притчу. Так оно и есть, потому что сегодня, может быть, больше, острее, чем раньше, ценятся негромкость, простота и искренность высказываний о чести, совести, мужестве. И – о выборе. Том самом нравственном выборе, перед которым каждый из нас оказывается в разные минуты жизни. Совсем не обязательно в экстремальной ситуации.
Этот спектакль отличается той «неслыханной простотой», о которой писал Борис Пастернак – в нем не сыщешь следа какой бы то ни было концепции, потому что концепция здесь может быть только одна – память, неостывающая благодарная память о тех, кто 65 лет назад защитил весь мир. Кто без пафоса и без долгих размышлений встал на защиту своей родины, как Борис (Анатолий Руденко), и погиб за нее. Как Володя (замечателен в этой роли Юрий Сазонов). Как Федор Иванович Бороздин (Валерий Абрамов) и его дочь Ирина (Наталья Лоскутова), не отходившие всю войну от операционного стола и спасшие многих безнадежных, искалеченных воинов. Как бабушка Варвара Капитоновна (изумительно играет ее Мария Скуратова), отрывающая своему внуку пуговицу от кофты как оберег на войне. Как Анна Михайловна Ковалева (превосходная работа Ольги Вяликовой), мать Володи, умеющая с достоинством и терпением нести в себе тревогу о сыне и ждать, ждать…
В пьесе благодатные роли, подлинные подарки для артистов, которые они получают радостно и дарят радость зрителям своим органичным, живым и теплым существованием на сцене: это и Татьяна Морозова (Вероника), играющая современно, с острыми реакциями и глубоким проникновением в роль, и Николай Лазарев – нервный, запутавшийся, не безнадежно подлый, а потерявшийся человек (Марк), и Екатерина Сахарова - студентка Танечка, принципиальная, жестковатая, но предельно искренняя в своем презрении к тем, кто сумел неплохо устроиться среди войны, и Алена Фалалеева - Варя, доброта которой сыграла с ней недобрую шутку…
Очень выразительна музыка Рубена Затикяна – негромкая, грустная и очень эмоциональная.
Борис Морозов поставил спектакль чистый и честный. Какие еще нужны нам концепции? И молодые зрители, заполнявшие зал, смотрели внимательно и напряженно. Они почти наверняка не знали содержания пьесы и вряд ли догадывались о ее культовости для нескольких поколений. Они просто впитывали в себя мысли очень важные и очень простые. И, думаю, кто-нибудь из них тоже напишет на заднем стекле своей машины крупно и размашисто: «Спасибо деду за Победу!» Это и будет дорогой и светлый подарок театра великому дню…

Фото Михаила Гутермана

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.