Награды и заявки/XVI фестиваль национальной театральной премии "Золотая Маска"

Выпуск 9-129/2010, Фестивали

Награды и заявки/XVI фестиваль национальной театральной премии "Золотая Маска"

 

Национальный театральный фестиваль «Золотая Маска» прошел в Москве в шестнадцатый раз с 27 марта по 15 апреля. Подробно о его номинантах и лауреатах можно прочесть на сайте фестиваля: http://goldenmask.ru/fest.php. В этом году, кроме уже ставших традиционными проектов «Легендарные спектакли и имена ХХ века» (спектакль американского хореографа Марка Морриса «Дидона и Эней»), «Russian Case», «Маска Плюс» (внеконкурсная программа), был реализован проект «Новая пьеса» (читки, спектакли, лаборатория Виктора Рыжакова и Михаила Угарова, круглый стол и киноклуб), о котором мы поговорим в следующем номере «СБ, 10». А вот выставка «PRO-Театр» в этом году по экономическим и организационным причинам не состоялась.
Нехитрые подсчеты показывают, что в этот раз на фестивале лидировала Москва: 23 спектакля-номинанта, 12 спектаклей-лауреатов плюс 13 премий в частных номинациях (или 12, если считать московского художника Виктора Никоненко провинциалом, поскольку он получил премию за работу в Пензе. Москва забрала ВСЕ ПРЕМИИ В ДРАМЕ, премии за лучшие спектакли в опере, оперетте/мюзикле, классическом балете и куклах. В «Эксперименте» вообще все номинации – у московских спектаклей.
Санкт-Петербург представил 9 спектаклей-номинантов, взял 1 спецпремию жюри за спектакль и 5 премий в частных номинациях (причем все премии – за музыкальные постановки). Если сравнивать с прошлыми годами для второй столицы это очень мало.
Российская провинция вроде бы была представлена широко: Екатеринбург, Киров, Новосибирск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Саратов, Улан-Удэ, Челябинск, Ярославль. Было номинировано 16 спектаклей, 1 стал лауреатом (Балет Евгения Панфилова, Пермь), 1 – обладателем спецпремии жюри (Театр «У моста», Пермь), 7 премий получено в частных номинациях. Заметим, что 2 из них тоже уехали в Пермь: Алексей Хорошев был признан лучшим художником по свету (тот же Балет Евгения Панфилова), Валерий Платонов – лучшим дирижером («Один день Ивана Денисовича», Пермский оперный). Безусловно, Пермь вырвалась в лидеры среди российских городов, думаю, могла рассчитывать и на большее (например, «Иван Денисович»). Также «Маски» получили композитор Владимир Кобекин (Екатеринбург) за поставленного в Москве «Гамлета», два кукольника – уже названный Виктор Никоненко («Мой друг Джинн», Пензенский театр «Кукольный дом») и режиссер Эрдэни Жалцанов за спектакль «Под вечным светом Кумалана» (театр кукол «Ульгэр», Улан-Удэ). Владимир Варнава стал обладателем премии «Лучшая мужская роль» в балете («Ромео и Джульетта» Петрозаводского театра), Иван Ромашко (Новосибирская музкомедия) – премии «За честь и достоинство».
По результатам впору заявить о том, как обидели провинцию. Однако все не так просто. То, что хедлайнер нынешнего драматического конкурса – «Рассказы Шукшина» Театра Наций, не вызывало сомнений, даже несмотря на то, что спектакль в последнее время на гастрольных площадках демонстрировал усталость и антрепризный крен в его исполнении усиливался. Удивляет другое. «Лучший спектакль большой формы» и «Лучшая мужская роль» – Евгений Миронов – конечно. А вот «Лучшие костюмы» Виктории Севрюковой – пожалуй, перебор, хотя костюмы были уместны и функциональны. Если сравнивать Москву с Москвой, то в «Улиссе» «Мастерской П.Фоменко» премию получила прекрасная Полина Кутепова (по-моему, вообще все номинированные актрисы были хороши), а вот вахтанговский «Троил и Крессида» не был отмечен ничем. Жаль.
Спектакли из провинции, которые были представлены в большой форме, и не могли получить премий – они неформатны для этого фестиваля, режиссеры, их поставившие, слишком молоды и неопытны. Речь о «Горе от ума» Игоря Селина (Ярославский театр им. Ф.Волкова), «Макбете» Тимофея Кулябина (Новосибирский театр «Красный факел»), «Толстой тетради» Бориса Павловича (Театр «На Спасской», Киров). О первых двух «СБ, 10» писал, третий, на мой взгляд, заслуживает отдельного разговора. Однако сам приезд этих спектаклей в Москву делает честь экспертам «Маски», расширившим географию фестиваля (Ярославль и Киров попали на фестиваль впервые) и давшим возможность Москве увидеть эстетический поиск молодых, заявить им о себе на национальном уровне. Надо рассматривать эти показы отчасти как поощрение, возможность выступить рядом с мастерами. Не буду повторять уже ставшие банальностью слова о причинах, по которым вырванные из контекста своего города, своей сцены, провинциальные спектакли если не проваливаются на «Маске», то идут значительно слабее. Все равно это позитивный опыт, необходимый обеим сторонам – и театрам, и фестивалю. Да и третьей стороне – зрителям.
К этому списку «молодых» (и не имевших шанса), как ни странно, хочется отнести и «Ксению. Историю любви» Александринского театра, хотя постановку осуществил Валерий Фокин. Потому что пьеса – новодрамца Вадима Леванова.
То, что лидер работы с актерами в последнее время – Сергей Женовач, не секрет, его «Река Потудань» – работа достойная. Но после «Захудалого рода» каждая постановка Студии театрального искусства снова и снова демонстрирует потрясающий ансамбль индивидуальностей, однако режиссерски спектакли эти являются развитием одних и тех же идей и приемов. Это нормально для авторского театра, но премия же получена за лучший спектакль малой формы. Совершенно иной по идеологии и эстетике, но тоже сугубо авторский – «Коляда-театр» из Екатеринбурга, частый номинант «Золотой Маски», ни разу ее не получивший, на этот раз представил в конкурсе малой формы «Трамвай «Желание» Уильямса. И вот здесь как раз режиссер Николай Коляда показал движение в новом для себя и своего театра направлении, переход в новое качество (см. рубрику «Гости Москвы»). Жаль, что это не было отмечено. В своем роде безукоризненной мне показалась постановка Сергеем Федотовым пьесы Макдонаха «Калека с острова Инишмаан» (тоже авторский пермский театр «У моста»). Если в прошлом их «Сиротливый Запад» на «Маске» прошел неудачно, то нынче – напротив. Думаю, этот спектакль заслужил больше, чем спецпремию, но и на том спасибо.
Очень рада за Юрия Погребничко, ставшего лауреатом-режиссером («Ля эстрада», Театр «Около дома Станиславского»). Неожиданное решение жюри очень приятно.
Впрочем, я не ставлю целью раздавать своих, альтернативных слонов, обсуждать правомерность решения жюри или корить экспертов за то, что они чего-то не нашли или не того предложили. Мне кажется, продуктивнее подробнее поговорить о тех, кто «Маски» заслужил, но не был по каким-то причинам представлен на страницах «СБ, 10», и о тех, кто их не заслужил, но достоин внимания.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.