Ангарск - театральная столица

Выпуск 9-129/2010, Фестивали

Ангарск - театральная столица

 

Так и было пять дней в конце марта, когда город Ангарск Иркутской области уже в третий раз за последние годы принимал Всероссийский фестиваль детских и юношеских театров «Театральные каникулы на Байкале».
24 марта
Фестиваль открывает спектакль «Мастера» театра «Зеркало» из Улан-Удэ (режиссер К.Бадмаева). Звучат стихи А.Вознесенского, Д.Кедрина, Р.Рождественского, К.Случевского, Р.Богатого.
Особая команда и особая, казалось, ушедшая традиция поэтической публицистики на сцене. Здесь и декламация, и разыгрывание текстов; явная увлеченность юных исполнителей. (Эта увлеченность, неподдельная искренность артистов будет во всех спектаклях фирменным знаком фестиваля, отмечены дипломами будут десятки артистов от 4 до 19. Впрочем, вы о них сейчас услышите.) В «Мастерах» самоотдача чтецов искупает излишний пафос многих стихов и композиции в целом. Главный итог, наверное, – в реабилитации подзабытого жанра. Может быть, и лучший Кедрин (скажем, с поэмой «Приданое»), и Давид Самойлов со своими поэмами, и Иосиф Бродский с «длинными стихами» найдут место в репертуаре уланудэнцев.
25 марта
«Шкода» из ангарской школы…
(Скулы сводит от чиновничьих игрищ: это не школа, а «МОУ «Центр образования № 11». Предвижу большие разрушения в русском языке от этих диковинных «МОУ», дурно пахнущих безграмотными большевиками… Предлагаю общероссийскую акцию: на стенах всех чиновничьих кабинетов развесить «Прозаседавшихся» Маяковского. А уланудэнским «Мастерам» эти стихи инсценировать.)
Так вот, «Аленький цветочек» из театра «Шкода» (режиссер А.Мельникова) – это сказка, тонко, нежно, адекватно прочитанная с детьми. Три юные дочки совсем юного «купца» – хитрющие Капа и Варя и прелестная Настенька, любовью излечившая «чудище», – актрисы – лауреаты фестиваля (Лолита Огнева, Аня Маркосенко и Настя Тимофеева). Я бы отметил и «купца» тоже (Семен Андресон); да и остальные хороши! вообще этот фестиваль – естественная иллюстрация к старой истине: детей на сцене не переиграть.
«Ежик и елка» С.Козлова, детские театральные мастерские и театр «Родничок», Ангарск, режиссер Т.Хамитов. Диплом жюри.
Новый сценический язык: природная естественность детей бережно усложняется. Маленькие мудрецы прислушиваются к себе и принимают решения: от детского эгоизма — к товариществу и альтруизму. Россыпь актерских находок, отмеченных жюри: Лиса – А.Гультяева, Прохожая крыса – С.Шаульский, Кот-милиционер – К.Баргатин.
Здесь создана сценографическая, световая, звуковая среда, заставляющая говорить о профессионализме этого любительского спектакля. Правда, вспомним невкусные порой поделки «профессионалов» для детей, а особенно невыносимую натугу взрослых «ежиков»-«академиков», – и подправим стертое понятие «профессионал»: этот спектакль - образец профессионализма любителей. Специальный приз жюри – художникам спектакля Л.Никоноровой и Л.Евстратенко.
«Все это не так просто» Г.Шмелева, театр «Росток», Ангарск, режиссер Александр Говорин.
Работа художника Вячеслава Прошина отмечена как лучшая на фестивале. Перед вами школьный класс, одетый в советской манере; над партами по воздушным «стенам» – фотографии героев как бы год-два назад, когда отношения «мальчик-девочка» только начинались в шуточных конфликтах; щиты с фотографиями поворачиваются – на них страницы из дневника героини.
Теперь герои и любят, и конфликтуют нешуточно; а их ровесники-артисты-старшеклассники наполняют сомнительную пьесу подкупающей искренностью. Нетрудно сбить с толку сегодняшнего юного зрителя жутких ток-шоу, преступных «За стеклом» и «Домов» с отвратительных каналов «СТС» и «ТНТ». Пьеса по давнишней, впрочем, повести – подглядывает в запретное в духе сегодняшнего ТВ, но и в духе позавчерашней, оказывается, не ушедшей комсомольской страсти к «персональным делам» и к чтению чужих писем и дневников.
Впрочем, жюри без особых разногласий оценило и добротную режиссерскую, и искренние актерские работы с этой… необязательной, но по понятным причинам интересной зрителю пьесой. Дипломанты-артисты: Андрей Краснов, Максим Прокошев; спектакль – лауреат 3-й премии фестиваля.
«Остров кошек», детский мюзикл на музыку Г.Гладкова по мотивам мультфильма «Голубой щенок», театр «Вокзалъ», Чита, режиссер Елена Домашенкина. Спектакль – дипломант фестиваля.
«Остров кошек» – жанровое расширение и афиши фестиваля, и собственного репертуара читинцев. Они уже в третий раз прошли всероссийский отбор (под эгидой Московского Дома народного творчества), и в дополнение к своим прошлым, драматичным, на грани трагедии, работам привозят залихватский мюзикл, лихо отплясанный малышами и отважно пропетый старшими ребятами под фонограмму «тех самых» – А.Фрейндлих, М.Боярского, А.Миронова, А.Градского. Эффектней всех выдержал пародийное соперничество с фонограммой Алексей Цыганков – Пират, за что и отмечен актерским дипломом. Но и «кошки», и «котята» очаровательны и незабываемы. Их больше, чем призов, назовем их здесь: Т.Николаева, В.Линева, Я.Дубровская, А.Литвинцева, А.Плотникова, Г.Пигарев, З.Масьянцев.
26 марта
«Талын зураг. Зарисовка степи», молодежный народный театр «Гротеск»,
п. Усть-Ордынский, режиссер Надежда Сафонова. «Гран-При» фестиваля и актеры-лауреаты: С.Банзаракцаев, М.Холхоев, А.Хамаганова.
Авторский спектакль, поразительно проработанный по самым разным сценическим линиям. Кажется, здесь потребовались тренинги специалистов и консультации по бурятскому фольклору в целом, по обрядовым играм, по народному празднику, по музыке, по сольному пению, по работе с хором, по хореографии, по фонетике, по пантомиме, по игре на народных инструментах, по работе с ритуальными и сатирическими масками. Режиссер спектакля – одна во всех этих лицах, со своей труппой в 36 артистов. Причем ребята по происхождению – и буряты, и русские, и татары, и поляки, и белорусы, а условие кастинга к спектаклю – выучить текст на бурятском языке. Выучили! И вот таинство настоящего театра: он не «висит на слове», а по совокупности выразительных средств абсолютно понятен во всех поворотах истории фольклорных Ромео и Джульетты (со счастливым, правда, концом).
Хочется полноценных и широких гастролей этого спектакля и – всяческой поддержки театру со стороны всех структур, причастных к народному творчеству. Этот театр, во второй раз взявший «Гран-При» Всероссийского фестиваля (два года назад – русская сказка «Волшебное кольцо»), – слава Усть-Орды и живое обновление подзабытого девиза о дружбе российских народов.
«Кошкин дом» С.Маршака, Детский музыкальный театр «Трубадур», Братск, режиссер Константин Магидин. Диплом лауреатов 1-й премии фестиваля, диплом за режиссуру, премия жюри за образцовый детский актерский ансамбль.
Театр великих артистов, из которых грех выделять кого-то особо: имена всех надо бы звонко и долго произносить со сцены. Театр всемогущий и самодостаточный. Театр – в самой детской природе; и с минимумом реквизита весь предметный мир возникает мгновенно в игровом пространстве, в воображении артистов, и как абсолютная физическая реальность в восприятии зрителя.
Вот, например, готов Кошкин дом: это артисты под попонкой; вот стол для гостей (артисты), вот табуреточки (артисты); вот загорелся Кошкин дом (артисты с красными ленточками); вот МЧС-ники с сумками собираются тушить пожар – но пожар уже все съел, и дом по бревнышку (артисты!) раскатился. До дрожи правдоподобно – и притом до последней крайности условно! Условность еще усиливается в музыкальной партитуре спектакля… Словом – торжество театра, ни в чем не уступающего правдоподобию, создающего собственную правду на собственном языке. Это язык природных лицедеев-детей, язык, который магически слышит Магидин (простите за напросившийся каламбур).
В.Селиванов, «Спасатели светлого будущего», детская театральная студия «Непоседы», г. Юрга, режиссер М.Ситникова. Дипломы спектаклю и художнику О.Партолиной, располагавшей возможностью невиданно богатого оформления и костюмировки действия. Действия яркого, бравурного, многофигурного: это «большой стиль» современного популярного шоу, в котором порой тонет хорошая, но не очень внятная у автора идея: наше «светлое будущее» вполне обеспечивается сегодняшними усилиями каждого, прежде всего любовью к культурному наследию – и народному, и литературному. Действенная помощь детям будущего, возвращающимся к сказочному прошлому, – от симпатичного отряда героев русских сказок во главе с милым… Кощеем! В сущности, это памятная игра в классической «Сказке о Тройке» А.и Б.Стругацких, пересказанная… пожиже.
«У войны не женское лицо» С.Алексиевич, театр-студия «Родничок», Ангарск, режиссер Тагир Хамитов. Диплом лауреата 1-й премии, режиссерский диплом, актерские дипломы К.Баргатину, А.Гультяевой, Е.Берестенниковой. Приз детского жюри.
Убедительное, строгое, мужественное оформление предложено художником Л.Евстратенко (диплом жюри): всего несколько предметов – подвижная сценическая среда: это и окоп, и грузовик, и землянка, и артиллерийская батарея, и лес. Воссозданные в монологах героинь документальные судьбы, присвоенные хорошими молодыми артистами. Я знаю, что инсценировка трагической повести создавалась при участии самих ребят: они выбирали привлекшие их страницы книги; они сыграли избранное страстно и трогательно. Получился спектакль достойный, с ним можно выходить к ветеранам в очередной юбилей… Но, кажется, ту же интонацию в «военных» спектаклях я слышал и 20, и 10 лет назад: это интонация – пусть «со слезою на глазах», но – праздника. И детский выбор понятен: это уже больше сказка о богатырях и богатыршах, чем то, что продолжает болеть у Тагира, у меня, у Кости Магидина – детей полуубитых солдат. Не уверен, что нужно было так старательно избегать страшных страниц из страшной истории, рассказанной в страшных, «непроходных» книгах С.Алексиевич. Не случайно и ей, как и ее, увы, покойному гениальному земляку, тоже писателю войны Василю Быкову, приходится жить вдали от родной Беларуси, которой теперь предписан… однозначно победный взгляд на войну. Войну, в которой за каждого побежденного полегло 5 победителей!
Но это уже вопрос не к прелестным актрисам, а к взрослым авторам спектакля.
27 марта
Л.Титова, «Многоуважаемый Тузик» (в программке почему-то «тузик» с маленькой буквы), школа-студия при народном театре «Сказка», с.Новоселово, режиссер О.Первушина. Это – маленькие артисты.
Л.Филатов, «Федот-стрелец», театр «Родничок», г. Гусиноозерск, режиссер Л.Волченкова (в программке – много крупней артистов и с титулом: «Руководитель и режиссер, заслуженный работник культуры РБ»). Это – подростковая и юношеская группа.
Два спектакля, открывшие последний конкурсный день фестиваля, - тоже школа (как и фестиваль в целом) – только «от противного». Здесь видно, как лучшие природные артисты-дети проигрывают при первой (без режиссера) читке материала (это про «Тузика»), и при неорганичной, головной, хотя и благородно-социальной режиссерской задаче (это про «Федота»). И если в первом случае дело все же как-то компенсировалось природной органикой детей, то во втором ребята много суетились, жестикулировали, раскрашивая каждое слово в отдельности – поскольку слова чудесной филатовской шутки не стали своими. Артисты из Гусиноозерска зато с лихвою «взяли свое» в капустнике назавтра, где оказались и остроумными, и музыкальными, и пластичными – настоящие рэпперы!
Звонкой финальной нотой фестиваля стала «Любовь к Апельсину» по сказке Карло Гоцци, привезенная режиссером Светланой Семенисовой (театр-студия «Встреча», г.Зеленогорск). Спектакль – лауреат 2-й премии фестиваля; Елена Крахмаль («Клариче, племянница короля») и Александр Прокопьев («Труффальдино, шут») – актеры-лауреаты.
Приятно поразила под занавес фестиваля эта игра на пустой белой площади, в масках, в великолепно прочерченном неостановимом движении, с подлинно гоцциевской (скорее, впрочем, с вахтанговско-гоцциевской) умной самоиронией. Театр-победитель, театр, напоминающий вечно о нашей обреченности на веселую свободу от вечно унылых внешних обстоятельств. Хочешь быть счастлив – так будь им; и пока не прорастишь в себе счастье – на радость и счастье окружающих – не выходи из театра, учись.
Потому что настоящая школа для нашей, такой недлинной, жизни – это театр. Там – настоящая жизнь, там живет твое подлинное, внутреннее (не внешнее, как у всех) – Я. Эта невысокая девушка из неведомой красноярской глубинки – режиссер с настоящим вкусом и знанием классики.
Так, в школе жизни, рядом с несколькими сотнями свободных людей и великих артистов, прошли эти ангарские дни, завершившиеся
28 марта
праздником закрытия, большой концертной программой, где снова блеснули юные артисты; вручением призов и дипломов. Здесь звучит благодарность устроителям фестиваля, Домам народного творчества в Москве и Иркутске, их руководителям; Валерию Кирюнину, возглавляющему и пестующему всевозрастной любительский театр в Иркутской области.
И еще. Ангарск не случайно стал регулярной (в очередь с Калугой) столицей Всероссийского фестиваля: здесь, в Доме детского и юношеского творчества, работает команда во главе с Ольгой Владиленовной Синюковой – буквально целиком растворившаяся в фестивале и сделавшая его праздником, состоятельным и эффективным во всех мыслимых и немыслимых деталях. И здесь – Тагир Романович Хамитов, чье имя уже не впервые звучит в моем рассказе. Он – мотор фестиваля, создатель и мотор движения ангарских детских театров (их здесь больше 20!), руководитель театра «Родничок» и детских театральных мастерских, стипендиат Детского фонда Иркутской области.
Фестиваль закончился, но не кончается школа театра. Сам фестиваль – ежеминутная школа совместного зрительского опыта, школа обсуждений спектакля (жюри и режиссеры), мастер-класс председателя жюри, заслуженной артистки России Татьяны Уфимцевой; а главное, как сказано, – школа счастливой жизни.
Фото предоставлены Иркутским областным центром народного творчества и досуга

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.