Спортисты и капуста/Конкурс театральных капустников "Мартовская гусеница"

Выпуск 9-129/2010, Фестивали

Спортисты и капуста/Конкурс театральных капустников "Мартовская гусеница"

 

В Кемеровском Доме актера состоялся традиционный конкурс театральных капустников «Мартовская гусеница». Выступления кузбасских театров посвящались Олимпийским играм, недавно состоявшимся в Канаде.
Ведущий конкурса – кемеровский режиссер Игорь Шишкин – заметил, что между спортсменами и актерами много общего. Сейчас, например, Новокузнецкая драма и Кемеровский театр музкомедии соревнуются: где быстрее закончится ремонт. И финала состязания, вероятно, придется ждать еще долго. Шишкин намекнул, что неплохо бы начать финансировать сферу культуры в том же объеме, что и спорт. В противном случае Кемеровский Дом актера, который существует уже четверть века, «может спасти только чудо».
В современном театре все чаще используются технологии, «заимствованные» у других видов искусств. Например, проекция фрагментов видео на экран. Нововведение успешно перекочевало из спектаклей в капустники. Это доказал Кемеровский драматический театр.
«Олимпийская сборная выступала в Канаде неудачно. Надо было спасать ситуацию, и в Ванкувер отправили делегацию из трех представителей областного драмтеатра. И, как оказалось, не зря. Именно они и принесли России все три золотые медали!» – такой новостью ошарашил собравшихся артист Александр Емельянов.
Далее зрители увидели ролики, в которых актеры Кемеровской драмы якобы ставят новые олимпийские рекорды. Затем уже на сцене «чемпионы» давали интервью. Герои роликов признались, что мобилизовываться научились на ночных репетициях своего нового главного режиссера Дмитрия Петруня, который «за две недели поставил три спектакля».
«Мы знаем, что какой-то поклонник биатлона зазевался на огневом рубеже, и пришлось потратить два лишних патрона», – рассказывая об одной из «спортсменок», продолжал юморить Емельянов.
Артист Иван Крылов, якобы победивший в соревнованиях по прыжкам на лыжах с трамплина, объяснял: «Мне помогло актерское воображение. Я представил, что лечу над Кузбассом и приземляюсь в Шерегеше (поселок в Кемеровской области, где тренируются кузбасские горнолыжники. – А. Н.)».
Кемеровские кукольники сделали упор на специфике своего театра. Номер, в котором кукла-силач тягала гирю, назывался «Труппа поднимает репертуар». Тростевые куклы строгого наездника и застенчивой лошади символизировали режиссера и труппу соответственно. Сначала показали правду жизни: лошадка старательно выполняла все команды хозяина. Потом артисты дали волю фантазии, и верхом на наезднике загарцевала лошадь.
«Такие большие, а в сказки верят!» – прокомментировал увиденное находившийся на сцене главреж этого театра Дмитрий Вихрецкий.
Выступление Новокузнецкой драмы было лишь косвенно связано со спортом и затрагивало тему, в общем-то, совсем не смешную: уход многих артистов из профессии. Парень и девушка – бывшие однокурсники по театральному вузу – долгое время уверяли друг друга, что их профессиональная карьера складывается успешно. Но неожиданно встретились на «халтуре». Жизнь оказалась совсем не такой, как мечталось.
«Говорила мне мама: иди в шахтеры!» – мрачно пошутил несостоявшийся артист.
Какая же олимпиада без болельщиков? Об этом вспомнил Прокопьевский драматический. На сцену вышли два враждующих клана фанатов. Один состоял исключительно из мужчин, второй – только из женщин. Пытаясь уязвить друг друга, вместо фанатских «кричалок» противостоящие стороны скандировали пословицы и скороговорки. Это как раз тот случай, когда артисты играли не текст, а событие. В каждой реплике раскрывался характер персонажа, ее произносившего. Жюри областного конкурса театральных капустников присудило прокопьевскому театру первое место.
Артист Прокопьевской драмы Георгий Болонев, исполнивший финальную песню выступления, назван лучшим актером нынешней «Гусеницы».
В день профессионального праздника служителей Мельпомены прокопьевские артисты показали капустник в своем театре. Для актеров всех времен и народов «междусобунчики» - дело привычное. Но из кузбасских театров только Прокопьевская драма приглашает на подобные представления широкую публику.
На капустниках артисты выступают в неожиданных для себя амплуа. Программа никогда не повторяется дважды. Поэтому, не покривив душой, представление можно было бы анонсировать: «Смотрите! Больше такими вы их никогда не увидите!». Вероятно, в каждом драматическом актере живет клоун (в самом высоком смысле этого слова). В пост-олимпийском капустнике было мало слов, зато много клоунады, акробатики и пантомимы.
Вел капустник артист Сергей Жуйков. Сначала его персонаж напоминал футбольного болельщика советских времен, потом тренера. Это вполне согласовывалось с темой представления. Классика жанра – охотник, собака и заяц (Андрей Шрейтер, Вячеслав Гардер, Роман Михайлов). С трудом узнал этих артистов в близоруком стрелке, нацепившем на нос огромные очки, наивном существе, покрытом бурой шерстью и ползающем на четвереньках, и «жертве», облачившейся в белый длинноухий «тюзовский» костюмчик (на самом деле костюм к спектаклю по «Зиме» Е.Гришковца). Заяц издевался над своими преследователями как хотел и смеялся каким-то «запредельным» смехом (где участники капустника нашли такую странную фонограмму – ума не приложу).
Как и в прошлом году, артисты показали миниатюры, заканчивающиеся «стопкадром». Два примера. Квартет мужчин, готовых «замахнуть стопарик», застывает со стаканами в руках. «Эстафета четыре по сто!» - комментирует ведущий. Вслед за этим замирают женщины, якобы глотающие сорокоградусную из горла. - «Забег на марафонскую дистанцию!».
Студенты прокопьевского актерского курса объяснили, как появилась женская тяжелая атлетика. Хрупкий Стас Кочетков («жених») несколько раз тщетно пытается поднять Анастасию Полейко («невеста»). В конце концов, «невесте» все это надоедает, и она сама берет на руки «жениха».
Между номерами публика смотрела на экране любительское видео, снятое в лучших традициях «великого немого». Действующие лица беззвучно открывали рот, а на экране появлялись субтитры. Спортист (от слов «спортсмен» и «артист»), которого играл Вячеслав Гардер, бежал с олимпийским огнем по Прокопьевску. В спортивной шапочке и костюме, персонаж Гардера больше напоминал субтильного младшего научного сотрудника на пробежке, нежели атлета. Спортист-Гардер столкнулся с реалиями прокопьевской жизни: гопник, потушивший олимпийский огонь; травмбольница, где после встречи с вышеназванным персонажем оказался незадачливый физкультурник; поднявшиеся после смены на поверхность горняки, которые помогли вновь зажечь олимпийский факел. Замечу, что капустник в Прокопьевском драматическом состоялся раньше, чем конкурс в столице Кузбасса. Прокопьевские артисты придумали использовать экран совершенно независимо от своих кемеровских коллег.

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.