Есть контакт!

Выпуск 9-129/2010, Содружество

Есть контакт!

 

Интересно, как возникло при создании этого фестиваля (уже пять лет тому), его замечательное, многозначное название «M.@RT. КОНТАКТ», кому такая идея пришла в голову. Каждый раз собираюсь спросить, а потом увлекаюсь программой и спохватываюсь уже дома, утешая себя: «Ничего, в следующий раз непременно спрошу».

Действительно, «М» — это и март (фестиваль всегда происходит в этом месяце), и молодежный (он заявлен как молодежный театральный форум), и международный (факт неоспоримый), и могилевский (ибо в прекрасном белорусском граде Могилеве происходит). Ну а уж арт и контакт – в комментариях не нуждаются.

Директор фестиваля Андрей Новиков и его «правая рука» режиссер Владимир Петрович как-то легко и празднично дирижируют этим оркестром, молодым по духу и букве. В симфонии форума слаженно звучат и струнные — «взрослого» международного жюри, и ударные – молодежного, и духовые — критиков. И все происходит очень всерьез, очень по-настоящему, без скидок на молодежную направленность и не-столичность.

Пресс-конференции – понятно: пресса должна быть в курсе происходящего. Круглый стол «Современная белорусская драматургия» — тоже ясно: вопрос наболевший и острый. Мастер-классы по методологии Михаила Чехова – уже необычно. Мастерская молодой режиссуры – тоже не на всяком фестивале происходит. А ежедневные обсуждения увиденных накануне спектаклей, да еще на самом высоком профессиональном уровне, — такое далеко не часто случается. Кто-то из молодых сказал: «Жду обсуждений не меньше, чем спектаклей». И это дорогого стоит...

Первый день фестиваля был обозначен столичными – минскими — спектаклями.

«Пинская шляхта» В.Дунина-Марцинкевича (Национальный академический театр им. Янки Купалы) в постановке Николая Пинигина почти до самого финала вполне соответствовала жанру «фарс-водевиль», заявленному в программе. А вот финал обрел неожиданно драматическое звучание: полуголые, обобранные и униженные белорусы гордо поднимают на хоругвях свои родовые гербы...

В противоположность традиционному спектаклю купаловцев молодые минчане во главе с режиссером Евгением Корнягом продемонстрировали «антитеатр». Проект «Cafe «Поглощение» рассчитан на показ в ночном клубе (там и происходил) и повествует тоже о ночном клубе и его завсегдатаях (преимущественно женского пола). Впрочем, слово «повествует» тут неуместно: никакой истории, собственно, нет. Есть перформанс с танцующими в реальном времени и в реальной обстановке девушками, каждая из которых имеет свой образ и, предположительно, свою судьбу. Есть ироническое отношение к «гламуру». Есть молодой задор и искреннее желание не быть банальными.

Оказалось, всего этого недостаточно для художественного результата...

Орловский театр «Свободное пространство» (худ.руководитель Александр Михайлов) поставил перед участниками Форума поистине высокую планку. На итоговом заседании жюри единодушно присудило «Гран-При» спектаклю этого молодежного коллектива «Белое на черном» по нашумевшей автобиографической книге Рубена Давида Гонсалеса Гальего в постановке Геннадия Тростянецкого.

Пронзительный материал, пронзительный спектакль... Исповедь «советского испанца», больного детским церебральным параличом, его «хождение по мукам» в аду специнтернатов... Драгоценные ростки человечности среди тотальной жестокости и унижения, дружба подростков-калек, помогающая выжить... Жизнь «благодаря» и «вопреки»...

По-настоящему театральный, этот спектакль существует на пределе боли, — кажется, еще немного, и сердце не выдержит, — и вместе с тем он не сентиментален. Мужественная, точная режиссерская партитура, изобретательный пластический язык, удивительный молодой актерский ансамбль, в котором не хочется никого выделить...

Единый пульсирующий организм...

Петербургский молодежный центр театрального и киноискусства «МИГ» (режиссер Андрей Корионов) тоже обратился к тексту, тяготеющему к документализму. Пьеса Елены Исаевой «Записки провинциального врача» создана именно в стиле дневниковых записей российского эскулапа, работающего в глубинке. Ирония и самоирония главного героя (Василий Реутов) вызвана невозможными условиями, в которых ему приходится выполнять свой врачебный долг. Бревно в качестве пациента претерпевает всевозможные операции. Цепь трюков провоцирует зал, и вот уже смех звучит там, где по всем человеческим канонам предполагается сострадание...

Пьесу Андрея Карелина «Хочу быть хомячком, или Привет Бессону» поставил на сцене Могилевского областного театра драмы и комедии им. В.Дунина-Марцинкевича (Бобруйск) молодой режиссер Максим Сохарь. Спектакль на двоих мужчин дает возможность «крупного плана», и актеры — Игорь Буряк и Павел Микул – работают искренне, с полной отдачей. Сюжет почти анекдотический, но с изрядной долей мелодраматизма, балансирует на грани абсурда. Любовник замужней женщины приходит к ее мужу, чтобы убить его, а муж и без того готов к самоубийству. В результате эмоциональных разборок выясняется, что говорят они о разных женщинах. Ошибочка вышла... Впрочем, все живы, и впереди у мужчин, как мы понимаем, немало трудностей.

Название спектакля «М-П» расшифровывается как «Москва-Петушки». Театр одновременной игры «Zooпарк» из Нижнего Новгорода обозначил жанр этой постановки как «пафос и метафизический намек на поэму Венедикта Ерофеева». Вычурность этого обозначения, да и само название антрепризы настраивали на иронический лад. И, как выяснилось, напрасно. Режиссер Ирина Зубжицкая мастерски выстроила спектакль, начиная с пространства действа. Черное, пустое, освещенное прожекторами, оно продуваемо всеми ветрами, как душа неприкаянного Венички, и инфернально, как ангелы (демоны?), охраняющие (преследующие?) его. Эти существа (отличные актеры Юлия Косарева и Лев Харламов) могут превращаться во всех персонажей, с которыми Веничка пересекается на своем обреченном пути. Двуликий Рок меняет обличья: то благородные, то вульгарные, то сострадающие, то безжалостные... Разницы, в сущности, никакой – путь определен... Впереди – молчание, тяжкое, должно быть, для Венички, тщетно пытавшегося выговориться, быть услышанным...

Остается добавить, что блестящая работа Олега Шапкова — Венички отмечена жюри форума как лучшая мужская роль.

Постановки Александра Кузина всегда интересно смотреть; они неизменно так же молоды духом, как молоды телом их исполнители — в данном случае студенты-выпускники Ярославского театрального института.

Спектакль «Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли» поставлен по двум пьесам Николая Коляды: «Половики и валенки» и «Попугай и веники». Социальные зарисовки из российской жизни, — было бы смешно, если б не было так грустно... Талантливые молодые парни и девушки обладают несомненным даром перевоплощения — здесь и две деревенские женщины с их такими узнаваемыми непростыми взаимоотношениями, и интеллигентные супруги, пытающиеся заработать на хлеб продажей банных веников, и их конкурентка – старая соседка, поднаторевшая в этом безнадежном «бизнесе», и даже... попугай в клетке.

Все – люди, все хотят жить и быть счастливыми... И все верят в это невозможное счастье...

Пермский «Театр у моста» его создатель Сергей Федотов нарек «мистическим», но чаще его называют «театром Макдонаха». Первооткрыватель творчества этого ирландского драматурга в России, театр «У моста» охотно и много ставит его пьесы. Вот и в Могилеве были представлены две работы по драматургии популярного ирландца: «Сиротливый Запад» и «Красавица из Линэна».

Оба спектакля объединены местом действия – это маленький городок, где все друг друга знают. Жизнь здесь грубая и простая, полна бурных страстей и примитивной жестокости. Даже пьяница-священник, тщетно пытаясь привить своей пастве нравственные ценности, христианское милосердие и гуманность, совершает грех: кончает жизнь самоубийством. Впрочем, он остается верен себе: оставляет письмо двум вечно враждующим братьям, один из которых застрелил собственного отца, где сообщает, что только прекращение их вражды может спасти его, пастора, от геенны огненной.

Замечательный актер Иван Маленьких (награда в номинации «Мастер-класс для молодых актеров») сыграл своего пастора так, что его никогда не забудут даже те, кем стиль и тематика Макдонаха воспринимаются с трудом.

Этот же актер сыграл во втором спектакле старую женщину, мать «красавицы из Линэна», — сыграл во всем блеске перевоплощения. Эгоистичная, полусумасшедшая, но хитрая старуха пытается любой ценой удержать подле себя стареющую в одиночестве дочку. Расплата оказывается страшной: дочь убивает мать как помеху личному счастью, но счастье все равно недостижимо — жених ушел к другой.

Варшавскому театру-студии «Круг» не повезло: декорации и костюмы задержались в пути, и играть спектакль «Такси» пришлось без привычного антуража. Своеобразный ремейк фильма «Адское такси» в постановке Игоря Гожковского представил зрителю целый калейдоскоп персонажей – пассажиров, увиденных глазами водителя такси. Отличные актеры В.Корженевски, А.Срока и С.Гжимковски азартно перевоплощались, не меняя костюмов; их профессиональное мастерство и способность импровизировать не вызывали сомнений. «Автомобильный театр» — серия эстрадных скетчей – мог бы продолжаться до бесконечности, иллюстрируя нехитрую мысль, что в такси ездят разные люди.

Один из самых молодых театров Вильнюса – Малый драматический и один из самых маститых режиссеров Литвы – Римас Туминас. Да еще и Чехов, «Чайка»... От такого «трио» ожидали многого.

Замечательный свет и цвет — как на картинах старых мастеров (сценограф В.Тудораке, костюмограф Д.Лазорайтене); замечательное музыкальное оформление (Ф.Латенас). Неожиданные, продуманные, «говорящие» мизансцены... Предельное одиночество людей, живущих сердцем, в холодном, разумно выстроенном мире... Кто приспособился и живет разумом – выживет, а кто не может... Всегда есть выход. Не удастся с первой попытки, получится со второй.

Парадокс: быть может, именно потому, что молодые актеры не всегда могли оказаться на высоте режиссуры, спектакль прозвучал так свежо и чисто. И получил награду в номинации «За лучший молодежный спектакль».

Не впервые получает награду за лучшую женскую роль молодая кишиневская актриса Ольга Софрикова. Сыграть Эдит Пиаф — притом, что сейчас кто только не берется за это — задача не из простых. Сыграть убедительно – трудно вдвойне. А уж сыграть так, чтобы поверили, что эта хрупкая, не поющая, современная девчонка – тот самый парижский воробышек, — вообще невероятно. А Ольга может. Перед ее талантом отступает все: тает недоверие, улетучивается ирония, становится фоном пластический мужской «кордебалет»... Видишь только ее.

Юрий Хармелин – основатель и бессменный руководитель Молодежного драматического театра с улицы Роз (Кишинев) — вырастил коллектив, которому по плечу сложные художественные задачи. И поставленный им спектакль «Падам... Падам...» — тому еще одно доказательство.

Харьковский центр современного искусства «Новая сцена» уже не в первый раз показывает на фестивальных сценах свой спектакль «Облом-оff» по пьесе Михаила Угарова в постановке Николая Осипова. «Веселая история о странной болезни Ильи Ильича» не грешит банальностью, костюмы героев необычны, актеры профессиональны. Есть и идея: «деланье дела» — совсем не благородное занятие, а зло, на фоне которого безделье Обломова – проявление цельности и чистоты натуры. Что ж, пересмотр классики – не новое занятие сегодня на театре. В целом спектакль оставляет ощущение литературного театра «новой волны».

«Тарелкин» по А.Сухово-Кобылину... Этой премьеры на форуме ждали с нетерпением. Во-первых, потому что это спектакль Могилевского областного драматического театра – организатора фестиваля. Во-вторых, потому что ставил спектакль приглашенный известный литовский режиссер Саулюс Варнас. И, в-третьих, потому что Сухово-Кобылин – исконно «твердый орешек» для театров.

Странный, мрачный, жесткий и фантасмагоричный мир выстроили на сцене создатели спектакля (изобретательная сценография художника-постановщика Марюса Някрошюса заслуживает всяческих похвал). И в этом причудливом мире, где постамент Медного Всадника пустует в ожидании, естественно и привольно чувствуют себя его обитатели, большие и малые хищники. Смерть здесь рядом, и с нею все запанибрата: в сущности, они бессмертны, эти персонажи во главе с оборотнем-Тарелкиным. Он вовсе не жертва, этот мошенник, притворившийся мертвым, чтобы ускользнуть от кредиторов. Жертв здесь нет: каждый для кого-то палач, для кого-то жертва.

Режиссура С.Варнаса прозрачна и красива, как ледяной куб, и предельно, математически выверена. Да, это школа для актеров... Не случайно «Тарелкин» получил награду в номинации «За современное сценическое прочтение классики», а актеры Василий Галец (Расплюев) и Николай Романовский (Тарелкин) были отмечены отдельными наградами.

«M.@RT. КОНТАКТ» завершился, как обычно, в День театра, добавив в праздничное настроение малую толику грусти: всем было жаль разрушать особый творческий мир, сложившийся за время форума. А это означает, что контакт состоялся.

Фото Евгении Алефиренко

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.