Дон Кихот достался Тургеневу

Выпуск 9-129/2010, Содружество

Дон Кихот достался Тургеневу

 

В Белграде в 1995 году был создан театр «Славия», единственный частный репертуарный театр, в котором нет постоянной труппы. Актеры из разных театров работают по договору, причем целый сезон (с 1 сентября до 1 июля) без единого выходного дня. В репертуаре 35 пьес различных жанров — комедии, драмы, водевили. На афише — Олби, Слейд, Фейдо, современные сербские пьесы (их в репертуаре около 90%), причем в основном ставятся камерные спектакли, где играют не более 5-6 актеров.

Театр «Славия» — единственный частный театр, имеющий свой международный театральный фестиваль, который проходит с 2002 года ежегодно с 9 по 16 марта.

За восемь прошедших лет на фестивале побывали театры Сербии, Македонии, Хорватии, Боснии и Герцоговины, Словении, России, Венгрии, Болгарии, Англии, Литвы, Латвии, Италии, Румынии, Японии. Жюри отбирает из всех просмотренных спектаклей один лучший, который награждается изящной статуэткой Дон-Кихота.

В этом году в жюри входили профессор Рашко Иванович (Сербия, председатель), Благой Стефановский, директор Малого драматического театра города Битоле (Македония) и автор этого текста, Элеонора Макарова, заведующая кабинетом критики СТД РФ, причем Россия была представлена в жюри фестиваля впервые.

Открывая фестиваль, его президент Батрич Жаркович отметил, что в этом году география фестиваля была разнообразна — от Бразилии до далекой Сибири.

Следует отметить, что увиденные спектакли отличались жанровым многообразием и, увы, разным профессиональным уровнем.

Сербский театр «Славия» показал спектакль по неоконченной одноактной пьесе Бронислава Нушича «Аренда», которую дописал и поставил режиссер Радослав-Златан Дорич.

Перед нами — обедневшая сербская семья: мать, отец и четверо детей. Им уже пять месяцев нечем платить за квартиру. Мать всю жизнь учила своих детей жить по-божески, а отец, мелкий чиновник, так и не научившийся брать взятки, учил их жить фантазиями. Они играли в путешествия в разные страны, которые, конечно, никогда не увидят. А в результате главным воспитателем детей стала улица. Старшая дочь, не выдержав такой жизни и нищеты, уходит танцевать в кабаре, сын погибает на службе в полиции, а семью за долги выкидывают на улицу.

Бразильский «Форте каса театр» из Сан-Пауло был создан в 2002 году. Режиссер Ребека Брайя, поставив спектакль «Воспоминание», дала возможность молодежи пофантазировать, как нужно относиться к сохранению традиций и ценностей прошлого, считая, что они сегодня подменяются массовой культурой.

Симпатичные молодые люди, импровизируя, разыгрывают этот бесхитростный сюжет со всем пылом молодого темперамента, который свойствен участникам обаятельного самодеятельного коллектива.

Режиссер Евгений Марчелли поставил одноактную пьесу Эдуардо де Филиппо «Цилиндр» в Омском академическом театре драмы несколько лет назад. О нем не раз писали в нашей прессе, в том числе и в «Страстном бульваре, 10». И сегодня спектакль имеет успех у зрителей, заставляя их сопереживать этой смешной, а порой и грустной анекдотичной истории.

Одну из самых поэтических современных пьес известного сербского драматурга Любомира Симовича «Кочующий театр» показал театр из города Кралево (режиссер Небойша Дугалич).

Это история одного любительского театра, в годы Второй мировой войны переезжающего из города в город, из села в село, играя пьесу Шиллера «Разбойники» и репетируя «Гамлета». Их арестовывают, допрашивают в полицейском участке, запрещают играть. Но, несмотря на все запреты, а порой и ценой жизни, актеры продолжают нести людям через свое искусство веру и надежду на скорое освобождение и окончание войны.

В Румынии в городе Тимишоара есть государственный немецкий театр. В его труппе 21 человек, которые играют спектакли для детей и для взрослых. На фестивале этот театр показал триптих под названием «Всему свое время» американского драматурга Дэвида Ивса.

Режиссер Раду-Александру Ница вместе с автором объединил три независимые друг от друга истории, на мой взгляд, только одним — абсурдностью происходящего, мало понятной и по сюжету, и по способу существования актеров.

Первая часть состоит из абсурдных диалогов и не менее абсурдных действий Била — Алекса Халки и Бети — Иоанны Якоб, которые хотят познакомиться в кафе.

Во второй части три обезьяны по имени Милтон, Свифт и Кафка ведут литературные беседы, пытаясь что-то печатать на пишущей машинке. В третьей показываются восемь различных вариантов смерти Троцкого.

На сцене — чистый театр абсурда с элементами гротеска, фарса, обязательным сексом. Троцкий — Рарес Хонтцу с топором в голове и с газетой с портретом Сталина.

Нельзя не отметить потрясающую физическую подготовку актеров, их пластику. Порой кажется, что они не настоящие, а гуттаперчевые — так фантастически они двигаются.

Хорватский театр «Ругантино» из Загреба сыграл пьесу «Бог резни» очень популярного французского драматурга Ясмины Резы в постановке режиссера Франка Перкович.

Действие происходит в наши дни в Париже. Две супружеские пары встретились, чтобы составить официальный документ для страховой компании — между их сыновьями в университетском сквере произошла драка и один другому выбил зуб.

Герои выясняют отношения, но вежливая беседа о воспитании детей, о семейной жизни и об устройстве мира вообще превращается в агрессивные действия и даже в драку. Все актеры играют темпераментно, ярко, создавая увлекательное, веселое зрелище.

О спектакле болгарского театра из города Враца «Бег» Михаила Булгакова уже писалось в «Страстном бульваре, 10» в №1-121.

Спектакль словацкого театра из Братиславы «Astorka korzo, 90» «Месяц в деревне» Ивана Тургенева вызвал и большой интерес, и большие споры.

Режиссер Роман Полак создал современное зрелище со всеми присущими ему атрибутами — бассейном с водой, где Наталья Петровна занимается любовью с Беляевым; сексуальной озабоченностью в большей или меньшей степени практически всех действующих лиц, что и отыгрывается ими прямо на сцене.

Эмоциональным центром спектакля является, конечно, Наталья Петровна — Марта Сладечкова. Она никогда не знала настоящей любви, и молодой учитель Беляев — Роберт Якаб, врываясь в ее жизнь, обрекает ее на неизведанное доселе чувство, с которым она не может справиться.

Не очень понятно только, почему при всем этом Наталья Петровна с большим удовольствием постоянно обнимается и нежно целуется с Ракитиным, даже после любовной сцены с Беляевым.

И тем не менее Ракитин — Матей Ланди и очаровательная юная Верочка — Ребека Полакова — лучшие актерские работы в спектакле. Они играют очень мягко, без тени наигрыша, психологически точно.

В единственном спектакле на фестивале в «Месяце в деревне» была очень хорошая, изящная сценография — сад, где много зелени, цветов, большой старинный граммофон, на заднике изящно высвечивался березовый лес. Все это создавало определенную атмосферу, которую, к сожалению, безжалостно разрушал режиссер, внося в спектакль свое видение замечательной тургеневской пьесы.

На заседании жюри нужно было сделать выбор между двумя спектаклями — «Бегом» Булгакова болгарского театра из города Враца и «Месяцем в деревне» Тургенева словацкого театра из Братиславы. К сожалению, большинством голосов лучшим спектаклем был признан «Месяц в деревне».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.