М.Гаврилова-Эрнст. «Моя жизнь в театре и дома»

Выпуск №2-112/2008, Книжная полка

М.Гаврилова-Эрнст. «Моя жизнь в театре и дома»

М.Гаврилова-Эрнст. «Моя жизнь в театре и дома» (страницы воспоминаний). Брянск, 2006

От множества «актерских книг» воспоминания народной артистки России Марины Александровны Гавриловой-Эрнст, изданные в Брянске, где актриса служит с 1969 года, отличаются легкостью и простотой изложения.

Мудрое и молодое сердце этой яркой, остроумной, излучающей оптимизм женщины приметливо, но не злопамятно. Так учил отец, Александр Фомич Гаврилов, писавший дочери из северных лагерей, где провел 14 лет: «Живи спокойно в своей стране».

Для подобного покоя необходимо природное мужество и достоинство, воспитанное нравственной стойкостью тех, с кем свела судьба, а прежде всего, родных и близких, для кого прочность семейных связей всегда оставалась священна.

«Дитя арбатской коммуналки», Марина Гаврилова росла в научной среде, не чуждой искусства (мама хорошо рисовала, папа играл на виолончели). Творчество помогало справиться и с тяготами военного детства. Даже в осажденной Москве продолжал работать Институт художественного воспитания детей. На этом «острове счастья» педагог Екатерина Павловна Перельман ставила с ребятами «Двенадцать месяцев», оказавшиеся творческим крещением для многих, кто выбрал искусство своею стезей: Юрия Ханютина, Владимира Левертова, Вадима Тонкова...

После четырех курсов истфака МГУ — постижение законов актерского творчества в «Щуке», у Мансуровой и Львовой, на одном курсе с Ниной Дорошиной, Верой Карповой, Людмилой Живых, Владимиром Земляникиным, Львом Борисовым, Александром Ширвиндтом. Даже мужа выбрала из пятерки абитуриентов, допущенных к третьему туру, — им стал Геннадий Эрнст, чья, увы, короткая жизнь особенно ярко выразилась в режиссуре.

Природное бесстрашие привело москвичку Марину Гаврилову в Челябинск, где сыграла она первые роли в спектаклях Петра Павловича Васильева.

Там, с молодых героинь в пьесах Горького и Алешина, началась ее сценическая судьба, которая после немногих, но ярких сезонов в Мурманске, Туле и Орджоникидзе последние 40 лет счастливо длится на Брянской сцене. Даже «прививка» интереса к радикалистской режиссуре случилась здесь, на спектаклях режиссеров Цейтлина и Погребничко, чьи постановки вызывали священный ужас начальства, но открывали новые горизонты перед творческими людьми.

Актерская книга всегда монолог. И хорошо, если, как в «случае Гавриловой», это монолог спокойный, беззлобный. Памятливая душа актрисы отзывается благодарностью на все пережитое, познанное, дарованное судьбой. А потому снова и снова на страницах книги возникают лица, характеры и судьбы дорогих сердцу людей, рядом и вместе с которыми довелось творить. Восторженные страницы книги посвящены легендарному артисту Ножери Чонишвили (с ним судьба свела в Туле), Алексею Найчуку из Мурманска, популярнейшему брянскому актеру Валерию Мацапуре.

Высоко ценит Марина Александровна опыт работы не только с мужем — режиссером Г. Эрнстом. В ее творческой жизни значимо сотрудничество с Еленой Марковой, Ириной Судаковой и многими другими. Много добрых слов сказано о директоре Брянского театра первых лет работы Гавриловой здесь, Александре Владимировиче Васильеве, сумевшем собрать прекрасную труппу, где служили мастера Мария Гермацкая, Борис Зайденберг, Леонид Кулагин, Татьяна Силина, Константин Вологдин, Валерий Прохоров, Инга Хотяновская... «Пулевые» роли в пьесах А. Арбузова, Э. Радзинского, Л. Зорина, Лопе де Веги тоже делали судьбу Марины Гавриловой, дарили счастье и творческий опыт. Об этом тоже написано подробно и просто. Особенно дорог ей спектакль «Ретро» по пьесе А. Галина, где с горькой нежностью рассказано об одиночестве, цену которому Марина Александровна, увы, хорошо знает.

И все-таки книга полна благодарности — за жизнь и творчество, где все переплелось, закаляя душу и даря надежду.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.