Ханты-Мансийск

Выпуск № 10-130/2010, В России

Ханты-Мансийск  

Пятый Окружной открытый театральный фестиваль «Белое пространство» впервые сменил формат. Открывшись 21 апреля гостевым спектаклем из Петербурга, он продолжился двумя постановками. Другие три были представлены в мае, потом четыре покажут в сентябре, две последних пройдут в октябре, а закроется форум в ноябре 2010 года. Так, небольшими «дозами», свое искусство последовательно покажут в столице края театры всего округа: городов Ханты-Мансийска, Нефтеюганска, Нижневартовска, Нягани и Сургута.

Пока удалось увидеть первые три постановки, из которых, повторю, одна была спектаклем гостей: «Сказки моей жизни» по Г.Х.Андерсену показал Петербургский театр марионеток «5 колесо».

«Стойкого оловянного солдатика» и «Дюймовочку» три питерских актера разыграли весьма стильно. Артисты работали в живом плане, привлекая кукол - разнообразных, остроумно придуманных и выполненных, среди которых, кстати, не было марионеток. Получился некий «независимый проект», где мудрость литературной основы была вполне сказочной, интересной детям, а куклы и предметы реквизита — не менее живыми, чем сами артисты.

Конкурсная программа началась репертуарным изыском - «Легендой о Душианте и Сакунтале» - инсценировкой индийского эпоса, созданного на заре времен легендарным поэтом Калидасой, с чего почти сто лет назад началась история Камерного театра Александра Таирова.

Нынешнюю версию показал театр обско-угорских народов «Солнце» (режиссеры Анна Вишневская и Тимур Салихов, хореограф Екатерина Дубровская, композитор Игорь Устинович).

Будучи убежденным в наличии культурно-исторических связей между индусами и обскими уграми, театр обратился к этой легенде о любви, преданной и возродившейся за пределами бытия, многим схожей со знаменитой «Баядеркой» или «Жизелью». Но культурологические изыскания быстро отошли на второй план, едва началось действие.

Зрители увидели весьма эффектную пластическую композицию в романтическом духе с изысканной и драматически насыщенной хореографией, где был изящно и тонко намечен образный строй восточной легенды, дополненный поэтическими пассажами, звучащими время от времени не только по-русски, но и на языках угорских народов. Получилось красиво, напряженно и очень искренне.

Любовное томление, предательство и всепрощение последовательно сменялись, пронизывали действие лирической энергией, суть которой молодые артисты выражали весьма вдохновенно.

Пластическая культура труппы вообще на удивление высока. Массовые сцены — охота, шествия, битвы, любовные игры — выстроены и разыграны грамотно и увлеченно. Актеры тонко чувствуют драматическую коллизию легенды, выражая суть характеров и отношений без напыщенности и многословия: здесь все решают загадочность и тайна, выразительность жеста и непререкаемость безмолвия.

Вторым спектаклем конкурса стала «мистическая история на двоих» по мотивам пьесы Олега Богаева «33 счастья», которую Ханты-Мансийский Открытый семейный театр назвал «У самого синего моря».

Режиссер А.Макеев и художник Е.Кучерова поставили камерную трагикомедию, где ситуация пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» остроумно и драматично перевернута: к недавно овдовевшей Старухе (О.Лазарева) внезапно является Золотая рыбка, точнее обозначает себя человеческим голосом, обещая ей не просто исполнить, по протоколу, три желания, но подарить сюрприз. Сюрпризом становится возвращение Старика с того света. Далее следуют несколько проявлений ее сказочной воли: то Старик получает президентскую (!) пенсию за многие годы, то — Нобелевскую премию, то у самой Старухи чуть не едет крыша от нахлынувшего на нее «женского успеха» и т.д. По авторской логике Золотая рыбка не что иное, как сам Старик, затосковавший на том свете и организовавший себе эту «командировку», а заодно и все сопутствующие трагикомически нелепые чудеса и радости (Старуха, между делом, пугается: «Опять заболеет, опять хоронить...»). Артист А.Алексеев чудесно играет эту «за пределами жизни» сохранившуюся нежность к Старухе. Он буквально светится своей наивной любовью, ненавязчиво и деликатно, но наглядно доказывая благоверной, что жизнь не надо выдумывать, ибо в ней ценно лишь то, что пришлось пережить по судьбе.

Нотки социальной сатиры вперемежку с ностальгией в спектакле есть, и они довольно внятны: убогий быт хрущевской «двушки» на фоне духоподъемных песен из радиоточки, вроде «Я — Земля, я своих провожаю питомцев» (перестановки, кстати, совершают сомнамбулические космонавты в серебряных скафандрах). Но все это меркнет рядом с трогательной лирикой почти интимного сюжета — про чувства, неразрывно связывающие людей, даже если их совместная жизнь была далеко не безоблачной.

Старуха явно побаивается рыбьей щедрости: любопытная ворчунья время от времени пытается от рыбки избавиться, но снова и снова обнаруживает ее то в пирожках, то в консервной банке, получая от нее все новые и новые «сюрпризы» (последний удар — от детей, изгоняющих стариков с жилой площади). Так Старик, упрямо в супругу влюбленный, продолжает доказывать ей, что жизнь дорога не сказочным везеньем, а реальными переживаниями. Удача, напротив, может обернуться наказанием.

Режиссер и артисты смело осваиваются в лирической стихии сюжета, тонко интонируя чувства героев, создавая многоцветную ауру любви и лукавства, мечты и соблазна, смелой надежды и «запредельной» памяти о пережитом.

Мистическая притча оказалась жизненной и философски многозначной.

Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.