Колонка редактора

Выпуск № 1-131/2010, Колонка редактора

Колонка редактора
Такого изнуряюще жаркого лета в России не было никогда. Ну или, по крайней мере, лет двести, если верить синоптикам. И не только в европейской части - плавились Урал и Дальний Восток. Утром просыпаешься - не видно солнца от дыма. Пожары подступают к Москве. С ними - паника. Отступать-то некуда. Природа словно репетирует грядущий юбилей Бородинской битвы и московского пожара. Пересохли водоемы, в хворост превратились деревья и кусты, плоды, не созрев, иссыхали и, сморщенные, падали на землю, птицы перестали петь. Люди в деревнях гибли от огня, а количество смертей среди среднестатистического народа, по словам медиков, увеличилось раз в восемь - от жары и гари фатальными становились астматические и сердечные приступы. И театральные ряды поредели, кто-то оказался в больнице, а кто-то, кто в других обстоятельствах выкарабкался бы, ушел от нас навсегда. Стихийное бедствие, так это называется. И роптать не на кого. А если есть - так бесполезно. Где те Астровы, которые радели за леса? Где лесничества, которые работали на предотвращение пожаров?
У оставшихся в строю росли усталость и раздражение: в самом деле, как при такой-то жаре любить высокое искусство? Даже если при входе в театр выдают изящные веера, как не задохнуться, когда Ирина Прозорова в рабочем халате полирует снятую с петель дверь каким-то жутко завывающим электроинструментом, видимо, в честь своих именин? Немногие критики долетели до середины Чеховского фестиваля... А как лично мне - редактору журнала про театр - быть с текстами, в которых рассказывается не про театры, а про ГУКи и МУКи? Я знаю Владимирский театр драмы. Но вдруг мне рассказывают про успехи Государственного учреждения культуры Владимирской области «Театральный комплекс», которое я не знаю. Если вам, коллеги, выламывают руки, требуя, чтобы вы в афишах и программках указывали все эти МУКи - пусть, но зачем же сладострастно размещать это уродство крупными буквами по всему полю? А тем более, уважаемые критики и завлиты, зачем так именовать театры в текстах, адресованных читателю? Из разных городов, как сговорившись, выдают официозные уродливые названия, которые я почти всегда вычеркиваю. А может быть, зря? Пусть читатели оценят, кто как себя ощущает? Здесь чувствуется какое-то чудовищное наступление советской по духу бюрократии и радостный отклик на нее советской же психологии. Хочу быть ГУКом! - вопиют, но, слава Богу, не все. Руководители театров, сегодняшние Победоносиковы, мечтают стать главнач-пупсами (тоже, хвала небесам, не все). А вместе с казенными аббревиатурами проснулись и полицейские методы борьбы против несогласных: передергивания, подмены, доносительство. Требования разобраться и желательно уволить, направленные в высокие инстанции. Об этом, об отношениях власти и театра и шире об отношениях города и театров - проблемный материал Елены Черновой из Нижнего Новгорода. Это и изданий коснулось. «Страстной бульвар, 10» старается представить разные мнения разных критиков. В прошедшем сезоне и нас грозно призывали к порядку, вопрошая: кто заказал вам этот возмутительный материал?! И тем не менее в этом номере мы продолжаем: по-разному пишут про с одесского «Дядю Ваню» Нина Шалимова и Элеонора Макарова (а раньше о нем высказывались Валентина Федорова и я).
Когда нас хотят «посчитать», унифицировать и построить, мы особенно ждем чуда (либо воображаем, что оно нам больше не нужно). Совсем не случайно именно сейчас к «Алисе» Льюиса Кэрролла обратились Мастерская П.Фоменко, «Табакерка», Школа-студия МХАТ. Совершенно по-разному обратились. Совершенно по-разному про них пишут у нас критик известный, состоявшийся и авторы начинающие. Вообще, в номере много говорится о спектаклях студентов (постановки во Владимире и Саратове, фестиваль «Твой шанс» и проч.). Им жить в мире, который мы хотим видеть свободным и полным чудес. Потому же мы продолжаем публиковать тексты молодых - их в полку наших авторов прибыло. Жара - бедствие стихийное, с ней не поборешься, можно только с достоинством снести ее тяготы. Казенщина рождена людьми, ей можно и нужно противостоять, для чего чувство собственного достоинства тоже не лишне. Успеха вам в борьбе, сил и терпения в новом сезоне! Ну и веры в чудо. Отступать-то некуда. За нами - театр.
 
Читать номер на сайте
 
Читать номер в Pdf (5.54 Mb)

 


Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.