Владимир

Выпуск № 1-131/2010, В России

Владимир

Мещане... Странно звучит это слово сегодня в нашем обществе, лишенном старых сословий. В советское время оно приобрело отрицательный смысл, мещанами называли людей, стремившихся к достатку, уюту, маленьким радостям, покою, что противоречило официальной советской идеологии... А вот М.Горький помнит, что из сословия мещан выходили писатели, поэты, музыканты, революционеры, промышленники, но одновременно там созревали преступники, извращенцы, убийцы. Для него это мощный пласт мыслящих, но словно запутавшихся в житейских тенетах людей. Кто такие мещане для нас сегодня, попытались разобраться молодые артисты Владимирского академического театра драмы им. А.Луначарского вместе с режиссером-постановщиком, руководителем выпускного курса артистов Владимирского колледжа культуры и искусств, актером Николаем Гороховым.

Почти целиком этот курс вошел в труппу «Луначарки», и профессор Н.Горохов знает: ничего нет лучше «классики» для того, чтобы молодые артисты шли верх и дальше по тропам сценического мастерства. И вот после «Власти тьмы» Л.Толстого - «Мещане» М.Горького. Этот спектакль помогали постановщику готовить художник Е.Рыжова, режиссер Н.Горохова.

Все в соответствии с жанром и законами классической пьесы. Единство места и времени, никаких нововведений, привычный антураж мещанского дома начала прошлого века. Декорации и сценография продуманы до мелочей. Главное внимание отдано актерам, их поиску, вживанию в образы, что было трудно не только из-за юности исполнителей, но и из-за отсутствия грима. Лишь небольшая бородка на лице Василия Васильевича Бессеменова, которого играет двадцатидвухлетний А.Аладышев, подчеркивает старшинство хозяина дома. Но ни у кого из зрителей, собравшихся в Малом зале, не возникло и тени сомнения в том, сколько лет этому матерому, жесткому мещанину, наделенному невероятно сильной волей. А еще Василий Васильевич Аладышева - человек мечущийся, даже мятежный, ведь недаром он пытается яростно понять, что движет поступками его детей, чем они живут, почему не приемлют его мир. Не приемлют все - духовно погибающая дочь Татьяна (А.Лузгина), инфантильный сынок Петр (А.Гурамашвили), «рабочая косточка», бунтарь и немного хам, воспитанник Нил (А.Карташев), певчий Тетерев в блестящем исполнении В.Кузнецова. В рядах «оппозиции» даже безобидный, почти юродивый Перчихин (Г.Шуенков). Но главным врагом Бессеменов определил для себя, своей семьи, своего мира квартирантку Елену Кривцову (Н.Демидова) и... не ошибся. Милая, изящная девушка в конце спектакля превращается в неистовую обличительницу, разрушительницу, и в ней ясно угадывается революционерка, готовая на любой поступок, вплоть до террора. Молодая актриса не сфальшивила, она действительно напугала всех и добилась главного - после ее неистового монолога семья Бессеменова развалилась, как карточный домик. Лишь оставшаяся одна рыдающая Анна упала грудью на клавиши пианино, стонущий звук подхватила далекая мелодия, и... кончился мир мещан. Становится ясно, что наступает пора перемен, потрясений... Но странно - жаль этого уютного, очень хорошо налаженного быта мещанской семьи, где каждый занимал свое, а не чужое, не отнятое ни у кого место, где спорили, дружили, любили, верили... Мне показалось, что Н. Горохов и заложил эту ностальгию по налаженной жизни в образ спектакля, словно предостерегая: нет ничего хуже времени перемен, бунтарства и революций. И молодые актеры профессионально и точно справились с этой сверхзадачей.

Совсем другую задачу решал тот же молодой состав актеров в спектакле «Собачье сердце» под руководством режиссера-дебютанта В.Кузнецова. Он же выступил и автором инсценировки произведения М.Булгакова. Вот здесь буйствовали фантазия, молодой задор, неожиданность решений. Уже в прологе спектакля, когда на сцену вышел собственной персоной... Воланд (Н.Горохов), перевоплотившийся затем в профессора Преображенского, зрители почувствовали, что их ждет совсем не простое прочтение бессмертной повести. Так и случилось: человек-собака Шариков в страстном исполнении А.Аладышева был красив, яростен, и, казалось, именно ему посвящались революционные песни «группы Швондера». А сам Швондер А.Шалухина был вкрадчиво мягок, тонко злобен, и зрителю, не читавшему Булгакова, могло иногда показаться, что верх возьмет все-таки председатель домкома.

Похоже, что режиссер хотел (да и сумел) представить всю сумятицу и нелепицу времени, когда все смешалось, обрушилось, встало с ног на голову. В том числе и в душах людей. Ведь швейцар дома Перчихин (Г.Шуенков), представший поначалу как твердый защитник старого, тем не менее поет вместе с правлением дома и пытается встать на одну ногу с самим профессором, самовольно припадая к графину с водкой, а доктор Борменталь (Б.Тартаковский) пытается найти что-то доброе в новом мире, одновременно все более ненавидя Шарикова, самого яркого представителя этого нового. Борменталь - одна из ключевых фигур спектакля. Режиссер придумал ему легкий немецкий акцент, и от этого все монологи доктора стали более удивленными, ведь его практичный мозг никак не может совместить величие и безумие происходящего, он - чужой для всех, инородное тело.

Спектакль «Собачье сердце» насыщен танцами, песнями (композитор А.Сидорцев, хормейстер Е.Водянкина), пластическими этюдами (постановщик пластики О.Волынцев).

В.Кузнецов завершил спектакль новым появлением Воланда, который, сатанински вглядываясь в глаза зрителей Малого зала, снова вопрошал: как же изменилось российское народонаселение? Да никак! Те же сомнения, страсти, пороки, та же низменность и то же благородство, которого, правда, стало значительно меньше, чем низменности. Зато это «народонаселение» по-прежнему любит театр, и две премьеры завершившегося сезона вошли в репертуар «Луначарки».

Фото Петра Соколова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.