Ростов-на-Дону
Выпуск № 1-131/2010, В России
- Две премьеры венчали сезон в Ростовском музыкальном театре: опера А.Бородина «Князь Игорь» и балет «Драма на охоте», где А.Чехова и П.Чайковского сделали соавторами.
- «Князь Игорь» - масштабная по затраченным усилиям всего коллектива работа, начиная с дирижера Валерия Воронина и заканчивая высокопрофессиональными цехами. Режиссер Юрий Александров и художник Вячеслав Окунев надеялись на способность слушателей к ассоциациям и сопоставлениям, но не были озабочены тем, что именуется исторической достоверностью.
- Языческая Русь освещается ликом Богородицы, деревянные ворота сработаны под кованое литье. В нескольких сотнях костюмов, как всегда, тщательно проработанных художником Натальей Земалиндиновой, можно обнаружить и среднеазиатские мотивы, а роскошь «Востока вообще» к Х веку вряд ли имела такой размах. И вряд ли княгиня могла выйти простоволосой перед войском прощаться с супругом и напоказ выставлять свои чувства, точно молоденькая хуторянка семь столетий спустя у стремени мужнина коня (и ее тут же сурово одернули бы, поскольку казачий этикет слез не позволял). То есть приметы других эпох постоянно возникают в спектакле. Вероятно, следование реалиям времени просто не входило в намерение постановщиков, ибо генеральная мысль о губительности раздрая вроде бы от этого не пострадала. Ведь она все равно остается острой и болезненной независимо от того, происходило ли дело в дохристианскую пору, или в позднейшую эпоху, или в годы, на нашей памяти минувшие.
- Создатели спектакля на этот счет иллюзий не испытывают, видимо, зная, что исторические уроки ни отдельному народу, ни всему человечеству впрок не шли. Потому никакого величания и ликования по поводу возвращения князя Игоря из плена в их версии нет. Точно Одиссей из многолетних странствий-мытарств, появляется князь в Путивле, но, не в пример сохранившему силу античному герою, изможденный, седой, с отрешенным взглядом.
- По существу мотив расплаты за трагическую вину только здесь и начинает звучать, а до этого момента Петр Макаров представляет героико-романтическую, весьма картинную фигуру.
- В эпилоге (программка подсказывает: «...и собрались они там, где все равны») люди в белых одеждах горюют, вспоминая о выпавших им испытаниях. Тут же седобородый старик, который в первой картине отказывается благословлять Игоря на поход против половцев. Загадочная фигура: не то святой старец, не то провидец, не то калика перехожий. В финальной картине ноги его подкашиваются, и, в конце концов, с выражением запредельной скорби он падает на колени, опираясь на палку. Выяснилось, что это корявенькое создание - летописец. Боян то есть, наперед знавший о бесславном конце Игоревой затеи. Вся сцена потустороннего мира эффектна, но в ней растворяется мысль об ответственности верховного правителя за свои деяния.
- С одной стороны, авторы спектакля настаивают на том, что показывают вовсе не уходящую в глубь веков, а живую историю, а с другой - иссушают ее излишней декоративностью, муляжами, штукарством. Трудно понять, зачем знаменитая ария «О, дайте, дайте мне свободу» нагружена борьбой правой руки князя против левой, удерживающей движение клинка в собственное сердце. Из этого же ряда - и поднос с яствами в руках князя (!), и устрашающее шествие бояр, и безобразия челяди, отплясывающей на столе ввиду храмового здания.
- Сладковатый образ Владимира Игоревича (Александр Лейченков) мешает дуэту с Кончаковной (Элина Однороманенко) быть полнокровным. И голос певицы богаче интонационно, и любит ее героиня за двоих. Его же вокал лишен экспрессии. Владимир проявляет эмоцию в другом месте, когда с видимым удовольствием стегает плеткой плененного половца (хотя и не княжеское это дело).
- Несмотря на то, что в сцене разгула у Галицкого есть, по-моему, прегрешение против вкуса, сам Владимир Галицкий в исполнении Юрия Алехина - не одномерный персонаж. Не просто злобный завистник и охальник. В его претензиях слышны ноты глубоко уязвленного самолюбия. Он жестоко мучается тем, что отодвинут от главной роли, оттого его протест принимает вызывающе уродливые формы.
- Думается, природные данные отмерены Ю.Алехину не безоглядно щедрые (у него высокий бас), но имеющие перспективу развития. Вспоминая же великих исполнителей роли Кончака, отмечаешь, что басу Бориса Гусева в этой партии недостает мощи. Он «добирает» эффекта содержательностью пения без всяких «штучек», привлекательностью сценического облика.
- Обладательница красивого и сильного драматического сопрано Елена Разгуляева пела на нашей сцене Лизу в «Пиковой даме», Виолетту в «Травиате», Мими в «Богеме» и везде была хороша. Партией Ярославны, женщины стойкой, верующей и преданной, она завершила свои сезоны в Ростовском музыкальном. Какому-то театру повезло...
- Год назад в концертное исполнение оперы знаменитые половецкие пляски вошли целиком, и нынче, пронизанные воинственным духом, поддержанные мощно звучащим хором (хормейстер Елена Клиничева), они произвели впечатление своеобразной красотой грозной силы и неустрашимости. «Порядок» этому неудержимому вихрю придал хореограф Юрий Клевцов, которого ростовчане впервые увидели как танцовщика в балетах «Гамлет» (Клавдий) и «Спящая красавица» (фея Карабос).
- Ю.Клевцов выступил как ассистент балетмейстера-постановщика и в «Драме на охоте», по поводу которой восторги будут, мягко говоря, умеренными. Балет начинается с заставки, не оставляющей сомнений в замысле постановщиков: аргентинское танго в исполнении Полины Шахановой и Олега Сальцева таит обещание истории страстей. Танго предваряет и второе действие, подтвердив явленное вначале намерение.
- Создатели спектакля полагают, что имели дело с романной формой первоисточника, и углядели в сердцевине драмы «несовпадение идеала, который сидит глубоко внутри Камышева, с реальной жизнью, которой он живет» (цитирую по программке). А на пресс-конференции мы услышали, что Чехов никого из своих героев не осуждает, а, напротив, всех понимает. Если прямые слова редактора газеты, куда Камышев принес свою исповедь, о том, что он журналисту «гадок и омерзителен», и последнюю фразу чеховского произведения: «Мне стало душно» - трактовать как сочувствие следователю-убийце, тогда конечно... Видимо, и слишком глубоко сидел идеал внутри Камышева, что не всем дано его засечь.
- Сейчас все ставят «по мотивам», но этот спектакль не просто по мотивам. Мне кажется, что у Антона Павловича позаимствован сюжет, на основе которого создана история с некоторыми персонажами, мягко говоря, отличающимися от чеховских. Это неподсудно, особенно теперь, но если смещение происходит существенное, то, скорее всего, не стоит ссылаться на писателя, текст которого кое-где явно сопротивляется версии.
- Итак, особенность этой истории, прежде всего, в том, что она рассказана языком музыки и хореографии. Это очередной драмбалет в репертуаре Музыкального театра и очередная работа в этом жанре главного балетмейстера Алексея Фадеечева.
- Дирижер-постановщик Александр Гончаров имеет опыт создания музыкальной драматургии, основанной на сложной компиляции известных классических сочинений, дающих новую жизнь не менее известной пьесе. Речь идет о балете «Гамлет», поставленном на симфоническую музыку Шостаковича. И нынче чеховская драма зазвучала новыми голосами. Из всех (кроме шестой) симфоний и сюит П.И.Чайковского, из фрагментов «Времен года» и оперы «Воевода» слажено сочинение лирико-драматического свойства на вечную тему любви и смерти. Возможно, из соображений популярности использован вальс Е.Доги и по принципу «народу нравится» - скверная сцена с цыганским хором. Скверная не «по факту» (этот мотив есть и в чеховском произведении), а по решению, досадно шаблонному и по сути останавливающему действие.
- Художник Степан Зограбян погружает историю короткой жизни лесниковой дочки Оленьки в тревожный декоративный мир. За тремя арками с древесными аппликациями виден рисованный задник с уходящей перспективой леса. Лес манит, затягивает, как губительная воронка. Оттуда легкой бабочкой выпархивает «девушка в красном», впервые увиденная Камышевым. В лесу же произойдет и убийство.
- Эти опасные заросли «раздвигает» довольно объемная жанровая сцена. Веселится ярмарка, и есть возможность рассмотреть ее в подробностях. Прилавки с пузатым самоваром, связками бубликов, расписными досками и ковшами, офеней с лотками, из которых торчат булки и зеленые хвостики каких-то плодов. «Танцуют все»: гимназисты и офицеры, дворовые люди и карманные воришки. Тут же перед Толстым сгибается в верноподданнических коленцах Тонкий, делает несколько па дама в белом платье, с белым шпицем на поводке и пристроившимся сбоку воздыхателем в белом костюме, со щегольскими баками (это якобы Гуров). Хмурит брови унтер Пришибеев, и не менее хмурый Беликов в черном, под черным зонтом мерит осуждающим взглядом велосипедистку. Тут же крутится, как окажется позже, горький пропойца, который носит фамилию Пшехоцкий, не имеющий никакого отношения к чеховскому персонажу и слоняющийся среди обитателей городка без всякой пользы для фабулы драмы.
- Короче говоря, кого тут только не встретишь! Точно на Невском проспекте, только уездного розлива. Это среда, в которую вписаны герои любовной истории. Убаюканную идиллической картинкой публику возвращают к главным героям - прямиком на свадьбу Ольги с Урбениным. Надо сказать, что этот управляющий графским поместьем - самый симпатичный персонаж спектакля, если не считать его пагубного пристрастия к рюмке. Он вовсе не толстый старик с лоснящейся багровой физиономией. Напротив, благопристойного вида молодой господин приятной наружности. Ничего удивительного нет в том, что из трех мужчин, проявлявших к Оленьке интерес, она выбрала Урбенина. Таким образом, в этом сюжете снимается мотив мезальянса. Нет шокирующего общество необъяснимого поступка прелестной девушки, которая предпочла малоподходящего для союза с ней немолодого вдовца с двумя детьми.
- И то, что позже оскорбленного Урбенина заставляют примчаться к Камышеву и недвусмысленно демонстрировать нож, а потом бегать с ножом по лесу у всех на виду, все равно не лишает несчастного ревнивца нашего сочувствия. В ростовском спектакле он неопровержимо свидетельствует против себя, в то время как у чеховского Урбенина и в мыслях не было мстить ветреной жене. Тем ужаснее камышевская ловушка, в которую он вовлек не одну Ольгу, о чем в рассказе «человек с идеалами» признавался редактору газеты хладнокровно и цинично.
- К сожалению, танцевать Константину Ушакову (Урбенин) решительно нечего. Его отчаянные пробежки через сцену становятся единственным средством выражения драмы покинутого прямо на свадьбе мужа. И граф Карнеев (Денис Козлов) - исключительно функциональная фигура, которой балетмейстер тоже уделил немного внимания. В отсутствие выразительного хореографического языка трудно заметить мужское соперничество за благосклонность молоденькой дочери лесничего. Более того, кажется, здесь граф несколько обескуражен неожиданной пылкостью Оленьки, кинувшейся к нему за защитой.
- Бурление страстей остается на долю главных героев (Елизавета Мислер и Альберт Загретдинов). В какие-то моменты Камышев бывает сдержан и даже расчетлив, а в иные - дает волю своим чувствам. Высшие эмоциональные точки спектакля - два дуэта влюбленных. Ольга Елизаветы Мислер - кокетливое создание, в котором причудливо уживаются наивность и порочность (известный в мировом искусстве женский тип).
- Глядя на эту пару, думаешь о том, как беспечны и расточительны оказались оба по отношению к собственной жизни, не сумев распорядиться ею. И ничего уже не исправить...
- Другой дуэт: Ольга Быкова и Денис Сапрон - вносит существенные коррективы в трагедию, разыгравшуюся в уездном городке. За спиной у этого Камышева явно нет списка побед и пресыщенности от них, поскольку он с Оленькой одного возраста, и увлечены они друг другом с пылом ранней юности, точно Ромео и Джульетта.
- А.Загретдинов, как артист более опытный, привносит в свой танец мотив осознанной игры видавшего виды мужчины с девочкой, еще не знающей жизни. Поднятый им для мести нож - это расчет; для второго Камышева - автоматический жест без далеко идущего замысла.
- Хотя дуэт молодых исполнителей носит следы ученичества, оба они искренни и обаятельны, танец их исполнен подлинного чувства. Их герои успели провести вместе утро жизни, а день для них никогда не наступит...
- О том, что следователь описал свою историю, зритель догадывается по листам бумаги, с которыми он появляется на сцене. Закольцовывается этот прием в финальном танце-грезе Камышева с «девушкой в красном»: сверху, кружась, опускаются на них листы с ненужной исповедью...
- Фото Виктора Погонцева и Сергея Зимнухова
Отправить комментарий