Тверь

Выпуск № 1-131/2010, В России

Тверь

В последней декаде мая Тверской театр юного зрителя показал подряд три постановки нового главного режиссера труппы Адгура Кове - «О людях и мышах» Дж.Стейнбека, «Человек и джентльмен» Эдуардо де Филиппо и «Саня, Ваня, с ними Римас» Владимира Гуркина. Спектакли, жанрово разнообразные, объединяет равно пристальное внимание к человеку, сосредоточенность на его внутреннем мире и подробная разработка так называемых межличностных отношений. Как действие, так и содержание этих сценических созданий неожиданно многоуровневое, с реальной философией, глубиной и увлекательной сложностью.

Жанр пьесы, написанной по мотивам повести Дж.Стейнбека «О мышах и людях», обозначен как притча. Художник Геннадий Зубарев первым оправдывает это определение. В черном воздухе висит хрупкий, уже сломавшийся ветряк, который приходит в движение, только когда к нему прикасаются те, кто уже существует в ином измерении или готов туда перейти.

Связь сюжета с предтечей американского стиля «кантри» - Юджином О'Нилом в спектакле неоспорима. Два сезонных работника, связанные сложными отношениями, зависимостями и чувством долга, надеются получить здесь работу, одержимые мечтой накопить денег, купить ранчо и наконец зажить по-человечески. «Любви под вязами» тут не случается, но градус чувственности во многом совпадает: у каждого есть мечта и каждый жив, пока она «безумствует». Сложность в том, что прагматичный Джордж - Андрей Иванов явно страшится романтической «заразы», а богатырски сильный Ленни - Александр Евдокимов, будучи умственно отсталым, силой своей не владеет - это оборачивается трагедией: к добру его сила применима быть не может, любая попытка чревата смертью, грозит гибелью.

Одержимость свойственна каждому персонажу спектакля: и умному Рослому (Михаил Хомченко), и коротышке на каблуках Чернявому (Иван Иванов), и его блудливой, но простодушной жене (Елена Соколова), и старику Огрызку (Сергей Коноплев), привязчивому и наивному.

Мечта у каждого нерасторжима с болью, а надежда постоянно рядом со страхом. Все получается по Бродскому: «Страданье есть способность тел, а человек есть испытатель боли».

Подобно героям античности, персонажи эпохи освоения Америки погружаются в пучину тягостного бытия, чреватого трагедией.

Глубокий и цельный характер Джорджа артист Андрей Иванов насыщает страстностью и силой. Убийство Ленни для него «естественная неизбежность», но не потому, что «Россинант не вынесет двоих», а потому что сам Джордж - такой же голый человек на голой земле, такой же заложник безумствующей мечты.

Александр Евдокимов, в свою очередь, тонко чувствует парадокс характера Ленни, существа, в котором сила пришла в противоречие с жизнью как таковой. Ленни трогателен, наивен, но не управляем житейской логикой и потому неадекватен. По сути он не менее безумен, чем скрытный горбун - Александр Романов, настырно и упрямо именующий себя... негром.

Все персонажи этой истории немного не в себе, что придает им даже своеобразное обаяние. Но способность чувствовать дыхание «с той стороны» приходит к ним уже на краю бытия. Так, задушенная Ленни жена Чернявого после смерти медленно встает и, оставив вместо себя нелепый парик и шарфик, с ужасом наблюдает случившееся со стороны. Расстрелянного в затылок Ленни «встречает», идучи по воде, аки по суху, старушка тетя Клара (Галина Лебедева), похожая на тетушку Полли из «Приключений Тома Сойера». Все ужасы жизни и судьбы этого беззащитного гиганта легко объясняются простыми, но неискоренимыми детскими зависимостями и страхами.

«Человек и джентльмен» Э. де Филиппо разыгрывается в двух планах: как трюковая комедия, где нелепую пьесу играют не самые опытные и явно истерзанные своей планидой бродячие комедианты, а также как попытка - через сумасшествие (через «другую игру») - вырваться к неведомой, опасной, но все-таки желанной свободе.

За первый сюжет отвечает лидер бродячей труппы Дженнаро, сыгранный Александром Романовым азартно, увлеченно, на грани безрассудства.

Его артистизм - это и наказание, и дар божий для себя и для других в равной степени. Дженнаро непрерывно театрализует действительность, превращая «линейные» события в сюжетные ходы, для участия в которых столь же мучительно и непрерывно ищет себе партнеров.

Его артистизм яростен и неуправляем, фантазии фонтанируют безостановочно, природный дар рождает нелепицы, одна грандиознее другой - и во всем этом герой А.Романова чувствует себя как рыба в воде.

Второй сюжет комедии - история молодого повесы Альберто, связавшегося, шутки ради, с бродячей труппой и параллельно озабоченного романом с якобы забеременевшей от него девушкой, оказавшейся, между тем, замужней дамой. Этот сюжет разыгран, напротив, в мрачных тонах роковой мелодрамы, где главенствует идея чести. Герои Михаила Хомченко (Альберто) и Надежды Мороз (Биче) кажутся поначалу наивными, а потому беззащитными влюбленными, которые одинаково заигрались роковыми страстями.

Финал выстроен режиссером так, что белиберда, на которую было потрачено больше половины первого действия, звучит снова, но в ином регистре - как высокая драма, способная потрясти благородством чувств. Театр все-таки побеждает, на сей раз возвысившись до беспредельности.

Героев мелодрамы В.Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас» режиссер А.Кове и художник В.Зубарев поселили в «притчевом» пространстве, похожем на строящийся собор - прозрачный, устремленный ввысь, готовый раствориться в воздухе... А речь идет о самом начале Великой Отечественной войны и о времени после нее (между первым и вторым актом проходит несколько лет).

Сюжет схож с сюжетом рассказа Андрея Платонова «Семья Ивановых» (вернувшийся с фронта солдат обнаруживает, что жена вот-вот выйдет замуж). Другая аналогия - история Одиссея, с той разницей, что герой Гуркина Иван (Андрей Иванов) - солдат, бежавший из плена и несколько лет не решавшийся вернуться на родину. Подобная «специфика», обусловленная историческими обстоятельствами, придает событиям новую сложность.

В пьесе Гуркина есть попытка разглядеть происходящее сквозь сложную жанровую призму лирико-драматических, даже комедийных интонаций. Во всяком случае, атмосфера первого действия пронизана счастьем, теплом и светом. Жизнь, величавая в своем простодушии, на удивление суверенна и самоценна. Пышет жизненными силами Софья (Татьяна Романова), исполнен добрых сил и душевного покоя Петр (Михаил Хомченко), потрясает своим благородством местный милиционер Римас (Игорь Лебедев), упреждающий друзей об опасном для них внимании со стороны «органов», от чего, опять-таки в силу исторической специфики, легче укрыться на войне, тем более, что она - «не больше, чем на полгода».

Но во втором акте, мы узнаем, что жизнелюбивая Софья не выдержала тягот и умерла, а Петр, рассудительный и добрый, погиб чуть ли не в первой атаке. Что жизнь Александры (Алла Крылова) сложилась так, что врагу не пожелаешь - она годы ждет мужа, не имея о нем вестей...

Римас, с его упрямой и тихой любовью, по сути помогает сохранить чужую семью. Острота ситуации с вернувшимся в дом Иваном разрешается библейски просто: Александра своею волей заставляет мужчин выяснить меж собой отношения, без крови и грязи. Здравый смысл, который на всех один, победоносно торжествует: Римас, движимый все тем же благородством, оставляет дом, в который вернулся потертый жизнью, но не потерявший душевной стойкости Иван. Жизнь продолжается - без унижений, риска и надрыва. Но от этого «оптимизма» как-то сжимается сердце - дальнейшее существование наверняка будет строже и ответственнее...

Фото предоставлены Тверским ТЮЗом

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.