Золотые огни Собиновского/XXIII Собиновский музыкальный фестиваль

Выпуск № 1-131/2010, Фестивали

Золотые огни Собиновского/XXIII Собиновский музыкальный фестиваль
C 1986 года в Саратове проходит Собиновский музыкальный фестиваль. Идея каждую весну проводить фестиваль в честь великого русского тенора Леонида Витальевича Собинова родилась потому, что в 1910-1929 годах он регулярно приезжал на гастроли в Саратов. Пока была жива, на фестивали обязательно приезжала дочь артиста - Светлана Собинова-Кассиль.
Искусство классическое, параллельное, перпендикулярное
Собиновский придумал Саратовский академический театр оперы и балета, и зарождался он как фестиваль прежде всего оперного искусства. Но, как решили художественный руководитель театра Юрий Кочнев и директор театра Илья Кияненко, с 1999 года фестиваль представляет уже все многообразие музыкальных жанров и стилей. Включает в себя ораториально-симфонический блок, а также блок современной музыки. В разные годы здесь были исполнены: Реквием Берлиоза, Третья симфония Малера, оратория Гайдна «Сотворение мира», Третья симфония Брукнера, Военный реквием Бриттена - произведения масштабные, глубоко философские. Здесь выступал Экспериментальный музыкальный театр при Уральской государственной консерватории (Екатеринбург) с мистической оперой Бриттена «Поворот винта» и другие подобные коллективы.
С «авангардным», концептуальным искусством знакомил зрителей Андрей Устинов на презентации альбома «Территория музыки», посвященного одноименной инсталляции. Достаточно сказать, что начиналась она у здания театра, с игры пианиста на рухляди (бывшей когда-то роялем) и ее публичным сожжением (все равно инструмент жалко!) через какое-то время.
Нашлось здесь место и «перпендикулярному» классической музыке направлению - рок-культуре. К нам на фестиваль приезжали Юрий Шевчук с «ДДТ» Сергей Чиграков с группой «Чиж и Ко», группа «АукцЫон», Вячеслав Бутусов и группа «Ю-Питер», Петр Мамонов с моноспектаклем «Шоколадный Пушкин».
Немало ярких моментов было и на XXIII Собиновском музыкальном фестивале. Он точно выдержал основную заявленную тему - военно-патриотическую.
Со славянским колоритом
Начало фестиваля всегда необычное. Бывали здесь концерты одних басов (они нам чуть люстру не свалили, когда мощно и дружно грянули арию Базилио из Россини). Случались и чисто теноровые открытия фестиваля. А в последнее время открытие бывает симфонически-ораториальным, причем художественный руководитель фестиваля Юрий Кочнев находит редко исполняемые или не звучавшие никогда в Саратове произведения.
Александр Невский, Садко, князь Игорь - герои нашего древнего эпоса стали героями фестиваля-23. Им были посвящены музыкальные произведения первых фестивальных дней.
На открытии на фоне небесно-голубого задника с гвардейской лентой прозвучали высокая, полная глубоких чувств и мыслей кантата «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева (ее еще называют первым русским реквиемом) и впервые исполняемая в Саратове кантата Арнольда Шенберга «Уцелевший из Варшавы». Во многом новаторская, экспрессивная музыка композитора усиливалась авторским текстом - рассказом чудом выжившего свидетеля чудовищной расправы фашистов над узниками варшавского гетто. Когда жесткая музыкальная стилистика слушателей в конец измучила, как спасение пришел символ веры - старинная еврейская молитва. С потрясающей силой, на двух языках (написан на английском) прочитал текст от автора артист Виктор Демидов.
«Александр Невский» в финале концерта, при всей трагичности темы, прозвучал более жизнеутверждающе. Выпуклая образность и чувственная мощь кантаты Сергея Прокофьева вдохновляли когда-то бойцов Великой Отечественной. Это всегда впечатляет, когда на оперной сцене собираются десятки исполнителей, да каких - симфонический оркестр театра под руководством Юрия Кочнева, хор Саратовской консерватории и знаменитый Губернский театр хоровой музыки Людмилы Лицовой, ведущие солисты.
Второй день фестиваля зрители провели в господине Великом Новгороде, представленном на сцене театра очень уж своеобразно. Постановщик оперы Н.Римского-Корсакова «Садко» Вадим Мелков (сын Георгия Товстоногова), окончивший факультет музыкальной режиссуры Ленинградской консерватории и 10 лет проработавший в Большом театре, - сторонник во многом «шоковой терапии» для оперного искусства. Делал он спектакль в триумвирате с Юрием Хариковым (лауреат «Золотой Маски», представитель «новой генерации театральных художников») и художником по костюмам Анастасией Нефедовой, тоже довольно авангардным автором. Не диво, что исполнители разгуливают по сцене в преувеличенно больших белых валенках и ушанках, в чем-то среднем между мужицким и стрелецким вариантом. Костюмы стильны и в то же время умело акцентированы фольклорно. Что ушанки да валенки, громадные белые мишки бродят по заснеженным улицам древнего Новгорода, шутливо борются с жителями, заваливаются спать. Сначала все это они проделывают не очень убедительно, но постепенно «осваиваются».
Вот как объяснил «вольности» постановки режиссер: «Римский-Корсаков соединил в этой опере все легенды. Христианство как бы уже существует на Руси, но еще как бы торжествуют языческие боги. Так что классицизм и авангард он сам соединил в одной опере. Действие ее относится к такой рани человеческой... И того, что творилось тогда в Новгородской республике, никто толком не знает. Тем более западные критики и писатели, которые до сих пор думают, что белые мишки гуляют по Красной площади. И мы решили, что не надо никого разочаровывать. Пусть они себе будут. Мы сделали спектакль в жанре сегодняшней фантазии на ту тему».
Новые технологии здесь тоже имеют место - мы видим зачаровывающее, висящее в черноте ночи окно избушки Садко. А видение Старчище Могуч богатырь в образе калики перехожего, как обозначено у композитора, превращено просто в Старчище, в котором очень прозрачно читается образ Николы-угодника (в былине - Микола Можайский). Сначала он вроде подгулявший, с красным носом - на заднике декорации в сцене разгула купцов. Но языческие излишества не доводят Садко до добра. Его и тонущие корабли спасает заступничество чудотворца - тот уже появляется с сияющим нимбом вокруг головы.
Звучит эпическая, монументальная музыка, мелодичные, с детства знакомые арии, радует ухо прекрасный, напевный родный «праязык». Как писал Римский-Корсаков, «что выделяет моего «Садко» из ряда всех моих опер, это былинный речитатив. Проходя красной нитью через всю оперу, речитатив сообщает всему произведению тот национальный былевой характер, который может быть оценен вполне только русским человеком».
Могучий образ гусляра и купеческого «гостя» создал солист Большого театра и большой друг нашей оперы Анатолий Зайченко. Подстать его эмоционально выразительному тенору и низкий, плачущий голос Любавы (Марина Демидова), и три исполненные басом, баритоном и тенором арии купецких гостей (Виктор Григорьев, Роман Гранич, Михаил Кожужко). Постановка «Садко» на саратовской сцене после семидесятилетнего перерыва получилась неожиданной, масштабной (вся труппа на сцене, 300 костюмов пошито для ее героев), впечатляющей.
С песней по сцене
Показы «Князя Игоря» (концертный вариант), «Пиковой дамы», «Лебединого озера», «Жизели» тоже прошли успешно. Для участия в саратовских постановках во время фестиваля всегда привлекаются столичные солисты. Случилось обычное театральное дело: украинский солист в самый последний момент не смог выйти на сцену в партии князя Игоря, и его отважно заменил солист саратовского театра Александр Багмат. Справившись с заметным волнением, он составил достойный дуэт Кончаку из Большого театра (Михаил Гужов). В опере Чайковского удачно солировали молодые артисты главного театра страны Марина Лапина и Роман Муравицкий. Да и наши вокалисты Владимир Верин, Роман Гранич, Александр Баев (троица карточных «друзей» Германа) были на высоте.
Но как-то так получилось, что именно песни, звучавшие на оперной сцене, стали эмоциональными вершинами фестиваля. Что, видимо, заложено в самом его героико-историческом посвящении. Артисты Любовь Чиркова и Валерий Черняев с Таганки второй раз на нашем фестивале. Их прошлогодняя композиция «О Марине и Володе» имела успех. Теперь они привезли театрализованный концерт «Бери шинель, пошли домой». Неукротимый темперамент, совершенное владение гитарой и голосом выводит Черняева в первый ряд театра-легенды. Он лидирует и в спектакле. Его бархатный, низкий, с чуть заметной хрипотцой голос зачаровывает. В ход идет только самое лучшее - лучшие стихи о войне, лучшие песни. От «историчных» исполнитель органично переходит к военным песням Владимира Высоцкого. Звучат и песни успевшего хлебнуть фронтовой доли Булата Окуджавы. Актриса долго молчит, меняя только шали и платки по ходу действия. Но молчание ее выразительней любых слов, особенно в сцене прощания. Документальные тексты блокадницы ленинградки и москвича (в дни обороны столицы) читает чуть отрешенно.
Общее пение с эмоционально разбуженным залом завершило этот удивительный концерт. Актеры пообещали привезти еще камерный спектакль «Я - Есенин Сергей», который проехал с ними от Калининграда до Камчатки и от Израиля до США.
Снова, в который уже раз, побывала на фестивале наша замечательная Елена Камбурова. Вместе со своими помощниками-музыкантами актриса показала почти трехчасовую программу большой экспрессии и стилевого разнообразия. Кроме песен военных лет, много пела из Кима, Окуджавы, Высоцкого. Великая певица исполняет великого барда в особой манере, как бы разнимая его стихи на составляющие и подавая каждое слово невероятно выразительно, словно впечатывая в мозг и сердце зрителя. Елена Антоновна рассказала, что готовит вместе с Никитой Высоцким отдельную программу.
Торжеством старой доброй советской песни Исаака Дунаевского стал день фестиваля «В стиле ретро». Театрализованный концерт со шлягерами композитора был показан еще на XXI фестивале. Солисты оперы, балета, хор, оркестр театра - все были заняты тогда в этой полнокровной постановке. Пленительной мелодичностью песен, красотой исполнения, бесспорно удачной режиссурой она успела снискать любовь зрителей. Два года назад ожидали на премьеру сына Дунаевского. Максим Дунаевский смог приехать лишь сейчас и даже постоял за дирижерским пультом в начале концерта и в его конце (когда звучали марши). Песня «Широка страна моя родная» в исполнении мощного баса Владимира Верина, подхваченная набитым битком залом, вооруженным программками-ретро с текстом песни, могучим валом прокатилась по театру.
«Честно говоря, я не ожидал, что будет так прекрасно, - признался Максим Исаакович. - Не только в смысле качества исполнения, я имею в виду энергетический фактор, который воздействовал на зрителя. И зритель отреагировал восторженно. Ценно и то, что у вас происходит живое симфоническое общение с этой музыкой».
На следующий Собиновский фестиваль Максим Дунаевский надеется привезти свой новый мюзикл.
Уже традиционно в Голубой гостиной театра проходят концерты народного артиста СССР Леонида Сметанникова, собирающие множество поклонников. Прошел и концерт известного всей Европе Брандт Брасс Ансамбля «Золотые трубы Победы». Свой первый проект, посвященный Отечественной войне, он сделал вместе с артистом местного ТЮЗа Ильей Володарским. Наша знаменитая брасс десятка (единственная в своем роде) не только виртуозна в игре на трубах, но еще и очень артистична. Музыканты умело подыгрывали Васе Теркину и другим героям Володарского.
Фестиваль-рекордсмен
Нынешний Собиновский войдет в анналы количеством призеров Конкурса конкурсов вокалистов. Конкурс присоединили к фестивалю 12 лет назад. Он имеет свою специфику. Участвуют оперные исполнители до 35 лет, не саратовцы, обязательно - лауреаты других международных конкурсов. Отсюда название: конкурс конкурсов. Лауреаты соревнуются с лауреатами.
В этом году из 12 участников награды получили 10. К трем лауреатам добавились еще семь дипломантов. На фестивале шутили: мол, новый талисман помог. Деревяшка с надписью: «Все хорошо - постучи» всем понравилась. А если серьезно, состав участников конкурса был силен как никогда. Много в его географии появилось «западников» (Польша, Беларусь, Германия, Литва). Как всегда, богата голосами Украина, отличается ими Китай, славен и Московский музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Все это вместе взятое превратило второй тур фестиваля скорее в демонстрацию дарований, чем в турнир голосов.
Роскошно исполнил куплеты Мефистофеля солист театра «Oper Leipzig» Роман Астахов. Проникновенно прозвучал красивого наполнения тенор Михаила Пирогова (Бурятия ) в ариозо Германа. Царственна была Эболи («Дон Карлос») с прекрасным меццо Оксаны Волковой (Минск). И в конце первого отделения - страстная Лючия ди Ламмермур Евгении Афанасьевой. Ее голос ценители оперного искусства назвали просто божественным.
Казалось бы, самые сильные уже выступили. Так нет же, и второе отделение все идет в овациях и криках «браво». Нелегкая была работа у жюри, и совещалось оно рекордно долго. Наконец, отметив «высокий исполнительский уровень вокалистов», объявило соломоново решение: увеличить количество дипломов. Первое место присуждено Оксане Волковой из Минска. Второе - Евгении Афанасьевой из Москвы, третье - Михаилу Пирогову из Улан-Удэ. Дипломантами стали Катажина Мацкевич из Польши, Вероника Коваль и Вадим Митряев (крайне редкий тембр - контртенор) из Украины, Татьяна Богачева из Москвы, Илья Говзич из Беларуси, Ли Хун из Китая, Роман Астахов из Германии. Волкова получила также приз независимого жюри музыкальных критиков фестиваля (возглавляет его Алексей Садовский, СТД России) - поездку в Вену. Так закончился этот музыкально-песенно-литературно-театральный фестиваль.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.