Спасибо за "Весну"!/LXII фестиваль "Пермская театральная весна"

Выпуск № 1-131/2010, Фестивали

Спасибо за "Весну"!/LXII фестиваль "Пермская театральная весна"

О фестивале «Пермская Театральная весна» и Софье Григорьевне Ляпустиной, заместителе председателя Пермского отделения СТД РФ, благодаря стараниям которой он проходит в последние 35 лет, мне доводилось слышать часто и давно. Убедилась же в том, какое великое дело для театров, особенно работающих в небольших городах Пермского края, этот фестиваль делает, когда в его рамках побывала в городе Кудымкаре, о чем написала в № 9-129 «СБ, 10».

В основном российские фестивали сегодня делятся на масштабные фестивали-конкурсы с нешуточной борьбой за премии («Золотая Маска») и фестивали-смотры, праздники, главным образом предназначенные для зрителей (Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске). И те и другие, как правило, не подразумевают обсуждение спектаклей критиками, хотя впечатляющие исключения и есть («Голоса истории» в Вологде, «Мелиховская весна» в Подмосковье). Вообще, по-моему, наметилась тенденция от обсуждений отказываться (чтобы не портить участникам праздник) даже на многих фестивалях, где работа критического клуба была традиционной (например, Волковский фестиваль в Ярославле). Мне-то кажется, что театры в профессиональном и честном разговоре нуждаются. Другое дело, что часто оказывается так: режиссер на фестиваль не приехал, артисты должны отдуваться за постановщиков, пришедший директор не в теме. Возникает и этический момент: имеют ли право обсуждать спектакли конкурса члены жюри? Конечно, хорошо бы, чтобы работали две команды критиков - жюри и те, кто специально приглашен для обсуждений, но, увы, такую роскошь себе могут позволить немногие организаторы форумов, особенно региональных. Фестиваль «Пермская театральная весна», единственный в своем роде старейший театральный фестиваль России, организован принципиально иначе. Он не подразумевает конкурса и даже сбора победителей на одной площадке в финале. Это рабочий смотр премьер очередного сезона - скрупулезный анализ каждого премьерного спектакля каждого театра Пермского края специально приглашенными из разных городов критиками-профессионалами, бригады которых на протяжении нескольких месяцев ездят по разным городам. В ходе этих поездок, в которых неизменно принимает участие и сама С.Г.Ляпустина, выявляются достижения и проблемы театров, составляется общая картина состояния театрального дела в крае.

Такого рода «Театральные весны» существовали в советское время, но проводились не так масштабно и чаще всего формально, малорезультативно. Сегодня их почти не осталось. Вспоминается разве что аналогичный фестиваль в Красноярском крае и чем-то похожий, но все же иной - в Ростовской области. Система подобных фестивалей исчезла не только из-за финансовых трудностей и из-за отсутствия того, что принято называть громким словом «единое театральное пространство» (которое, впрочем, пытается сохранять СТД РФ, в чем главную роль играет фестивальное движение), но и по другим причинам: краев и областей, в которых много театров, в России наперечет, а подвижников, которым по силам тяжелая и сложная организационная работа, не приносящая ни барышей, ни славы, - и вовсе почти не осталось.

Рассказывая про «Пермскую театральную весну», хочется употребить взаимоисключающие, но одинаково позитивные слова: масштаб, качество, строгость... нежность. Именно с нежностью, любовно относятся организаторы фестиваля к своим театрам, невольно заражая и приезжих критиков. Но разговор о спектаклях ведут беспристрастный, порой даже жесткий.

Родился фестиваль в 1948 году. Кажется, до того ли было? Но тогда в должности заместителя начальника управления культуры здесь работал удивительный человек - Николай Александрович Митрополов, бывший скрипач, человек высокой культуры. Он прошел Великую Отечественную войну  и после фронта  уже не мог играть на скрипке, однако сделал для искусства очень много. Он понимал, как необходим настоящий, системный, ежесезонный анализ работы театров.

С 1948 года фестиваль проводят две организации: управление культуры, ныне Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края (оно никогда не отказывало в скромном финансировании смотра даже в тяжелые времена) и Пермское отделение СТД РФ, берущее на себя всю колоссальную организационную и творческую работу.

В прошлые годы на «Театральных веснах» работали критики, в числе которых оказаться - большая честь: А.Смелянский, В.Калиш, И.Сегеди, Р.Сирота, Б.Львов-Анохин, В.Рыжова, Л.Гительман и многие другие.

Сегодня в Пермский край также ездят ведущие критики, опытные и молодые: из Москвы и Санкт-Петербурга - И.Мягкова, Л.Остропольская, Е.Тропп, Е.Третьякова, В.Куприна, П.Руднев и многие другие. Работают на фестивале и профессионалы из Екатеринбурга, Челябинска - О.Лоевский, В.Спешков, из Перми - Т.Тихоновец, Е.Малинина, Н.Черныш, В.Ильев, Г.Куличкина.

Нынешний фестиваль проходил с начала апреля до середины июня, и итоги его работы сведены С.Г.Ляпустиной в статистические таблицы и отчеты, говорящие очень много.

Критиков принимали 12 театральных коллективов края в Перми, Березниках, Губахе, Лысьве, Кудымкаре, Чайковском. Было просмотрено и проанализировано 40 спектаклей, которые посетили 10683 зрителя. На фестивале были представлены работы 29 режиссеров, местных и приглашенных, некоторые поставили по несколько спектаклей. Театральных критиков и театральных специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми работало на фестивале в разное время в соответствии с графиком 14 человек. Подробно обсуждали репертуар, режиссерские замыслы спектаклей и их воплощение, мастерство актеров, сценографическое и музыкальное оформление, работу театров со своим зрителем.

Задача фестиваля простая и в то же время сложная, самая важна - «способствовать совершенствованию художественного уровня спектаклей, повышению профессионального мастерства театральных деятелей». И, мне думается, с этой важной задачей, которая на пермском фестивале вовсе не является абстрактной, он справляется. Руководители театров выказывают заинтересованность в объективных обсуждениях и, мало того, даже обижаются, когда их хвалят - хотят больше услышать про проблемы и недостатки. Кроме того, часто критики рекомендуют увиденные на «Пермской театральной весне» спектакли на другие фестивали - краевые, межрегиональные, российские, международные. Обоюдная польза!

Обобщенные выводы, конечно, делает Софья Григорьевна. Вот цитата из ее отчета: «Театры края в последний сезон заметно расширили свой драматургический и жанровый диапазон, продолжали активно работать с приглашенными режиссерами, в репертуарной политике учитывают интересы зрителей разных возрастных и социальных групп.

Определенная тенденция сезона: все отчетливее стало понимание театральных коллективов: нет спектаклей для всех и каждого. Лирическая комедия, мелодрама, социальная драма, театр абсурда, буффонада, жесткая «новая драма» - каждый зритель выбирает для себя.

Поэтому необходима не рыночная реклама, а грамотные анонсы в СМИ, на творческих встречах, т.е. необходима более активная и качественная просветительская работа со своим зрителем. И, тем не менее, по-настоящему талантливое произведение искусства, спектакль-событие удовлетворяет всем вкусам, а зачастую и зрителям любого возраста. Таких универсальных спектаклей не бывает много.

Последний сезон не выявил, на первый взгляд, спектакли-звезды, тем не менее, критиками были подчеркнуты заметные успехи многих талантливых актеров в спектаклях: «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник», «Старший сын», «Жизнь человека», «Чехов в Ялте», «Ночь Гельвера», «Две дамочки в сторону Севера», «Собака на сене», «Дорогая Елена Сергеевна», «Рождение» и др.

В этом сезоне были продолжены творческие поиски и смелые эксперименты в театре оперы и балета, в Театре-Театр, в Лысьвенском театре драмы им. А.А.Савина, в Коми-Пермяцком театре, в ТЮЗе, в Театре кукол».

Даже по статистике видно, что прошедший сезон для театров Пермского края был  насыщенным, содержательным, экспериментальным. Здесь нет провинциализма. Не случайно  Пермь, Лысьва, Кудымкар - на многих других престижных фестивалях. Ну а приглашенные критики, заинтересованные во встрече с новыми для них интересными театрами, имеют от участия свои бонусы. Одно дело - увидеть качественный спектакль того или иного театра, привезенный на фестиваль, сыгранный на чужой площадке, другое - посмотреть театр на месте, познакомиться со всеми премьерами сезона, а значит - со всей труппой, с постановочной командой.

«Пермская Театральная весна» - это экспертиза работы театров за текущий сезон (системная, не эпизодическая) и стартовая площадка для продвижения лучших спектаклей на различные российские и международные фестивали.

Фото предоставлены Пермским СТД РФ

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.