Е.И.Стрельцова. «Частный театр в России. От истоков до начала ХХ века». Москва, «ГИТИС», 2009 г.

Выпуск № 1-131/2010, Книжная полка

Е.И.Стрельцова. «Частный театр в России. От истоков до начала ХХ века». Москва, «ГИТИС», 2009 г.

До последнего времени самые общие представления о развитии частного театрального предпринимательства в России все заинтересованные в этом вопросе черпали, в основном, из классических пьес «про театр» («Лес», «Чайка», «Таланты и поклонники», «Лев Гурыч Синичкин»), а также из трудов театроведов, рассматривавших разные аспекты этого явления весьма разрозненно.

Книга Елены Стрельцовой, по сути, первый опыт многогранного и системного исследования истории русского частного театра от его зарождения в середине ХVIII века до 1919 года, когда был принят декрет «Об объединении театрального дела».

Автор сознательно избежала соблазна написать красочную «беллетристику» по этому поводу. Однако движет ею явная любовь не только к объекту исследования, но и к самой эпохе. Просто глубокие эти чувства историк обильно документирует. Вводит в обиход имена первых людей, взявших на себя труд по продвижению театрального дела: Николая Титова в Москве и Ивана Елагина - в Петербурге (оба - в 1766 году), М.Медокса и князя П.Урусова, который получил свою «привилегию» в 1776 году, губернатора Тамбова Гавриила Романовича Державина (1787).

Автор увлеченно цитирует фрагменты мемуаров практиков театра, дает почувствовать специфику лексики официальных бумаг и договоров (приложения и комментарии подобного рода составляют значительную часть издания). Наконец, становится очевидным уровень жизни театральных деятелей не только в столицах и крупных культурных центрах империи, но и в небольших ее городах - от Саратова и Казани до Архангельска и Тобольска.

Тема актерских скитаний «из Керчи в Вологду» здесь явлена не столько в лирико-драматическом или гротесково-комедийном виде, сколько в культурологическом своем значении.

Девять глав книги исследуют несколько подходов к сценической культуре как таковой: от «театральной артели» Л.Н.Самсонова до «Первого Драматического Передвижного театра» П.П.Гайдебурова и Н.Ф.Скарской. А между ними - В.Н.Андреев-Бурлак и М.И.Писарев, создавшие «Первое товарищество русских актеров», М.М.Бородай с его Казанско-Саратовским Товариществом, Н.Н.Синельников, своим путем двигавшийся от театра-артели к театру-товариществу, «Пушкинский театр» А.А.Боренко, наконец, такие крупные фигуры, как Ф.А.Корш, чей Русский Драматичекий театр, пожалуй, остается одной из легенд эпохи, С.И.Мамонтов с его феноменальной Русской Частной оперой, наконец, А.С.Суворин, создавший Театр Литературно-художественного общества, то есть Петербургский Малый театр...

За пределами книги остались Н.И.Собольщиков-Самарин, К.Н.Незлобин и Н.Н.Соловцов, К.А.Марджанов, Л.Б.Яворская и А.Я.Таиров. Московский Художественный театр в стадии  существования его как частной антрепризы тоже не рассматривается.

Зато даны развернутые картины исторического движения от первородных форм театра, прораставших, по сути, из недр циркового зрелища, - к театру как очагу гуманитарной культуры, способу постижения человека.

Сочувственно и пристально повествуется о судьбах многих актеров и театральных предпринимателей, чье реальное значение долго оставалось непроявленным или невнятным.

Погружению в эпоху помогает не только обширный научный аппарат издания, но и полная обаяния иконография, сопутствующая рассказу и украшающая его.

Наконец, «вместо заключения» автор дает классификацию нынешних антрепризных сообществ, что, при всем уважении к их усилиям, помогает, как говорится, почувствовать разницу. А это хороший стимул к творчеству и урок на будущее...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.