Из Киева с любовью/XII Международный фестиваль театров стран СНГ и Балтии "Встречи в России" (г.Санкт-Петербург)

Выпуск № 1-131/2010, Содружество

Из Киева с любовью/XII Международный фестиваль театров стран СНГ и Балтии "Встречи в России" (г.Санкт-Петербург)

Оправдание фестиваля «Встречи в России» не только (и возможно, не столько) в эстетических успехах, сколько в налаживании социокультурных связей. Русский театр за рубежом жив - это фестиваль доказывает. А вот качество этой жизни порой оставляет желать лучшего. На общем однообразно-унылом фоне фестивальной афиши отдельные удачи редки и в памяти остаются надолго. Таков спектакль «Играем Чонкина» Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра по роману В.Войновича (режиссеры А.Кобзарь, А.Саминин). Это один из тех немногих спектаклей, в которых актеры с видимым увлечением работают от начала до конца. И эта радость творчества передается огромному залу «Балтийского дома».

Простодушный рядовой солдат Чонкин в далекой деревне Красное охраняет сломанный самолет. Там он влюбляется в деревенскую девушку Нюру, живет с ней. На Чонкина пишут донос в НКВД. И пока в стране идет война, герой вместе с Нюрой защищает их маленькое хозяйство от гэбни. Но спектакль все-таки не о доносе, и сатира на власть - не его цель. Этот спектакль о любви. Поэтому и заканчивается он повтором сцены знакомства Нюры и Чонкина, зрителю дается надежда на то, что любовь побеждает смерть. Играют «про любовь» не идиллически - актеры смело используют яркую, острую характерность. Поэтому каждый герой своеобразен, и это отражается в его поведении. И Нюра, и Фроська моют Чонкину голову. Но Нюра делает это тяжело и неумело, а Фроська легко и нежно. Даже, сидя на скамеечке, сопли герои утирают по-разному. Не говоря уже о разных типах солдат, деревенских жителей. Перед нами выстраивается мир, наполненный живыми и яркими героями.

Как и в романе, в спектакле главный герой Чонкин (В.Салий) - тот, кого менее всего можно представить в рядах армии. Он наивен, изнежен. Иногда по-балетному отставляет в сторону носочек, а при команде «ложись» медленно «стекает» на пол. Нелепость образу добавляет неряшливость одежды: майка торчит из-под гимнастерки, видны обмотки. Но этот герой вызывает симпатию своей детской искренностью и непритязательностью.

Его любимая Нюра (Л.Самаева) - деревенская девушка с косами, которая неумело, но искренне любит Чонкина. Она земная, но все равно такая же непосредственная, как и он. Отношения Нюры и Чонкина - это идеал чистой, простой, естественной любви.

Эта любовь добавляет в спектакль лирические ноты. И кроме уморительных сцен под ярким светом софитов, есть и спокойные элегические сцены в голубых тонах. Жанр спектакля можно было бы определить как лирическая комедия. Если бы не абсурдное общество вокруг героев, с помощью которого в спектакле создается линия социальной сатиры. Жители деревни: трясущийся за себя председатель Голубев (Николай Боклан, Александр Кобзарь), одержимый селекционер Мойша Соломонович (Владимир Мовчан), девушка Фроська (Наталья Озирская, Александра Олейник), которая передвигается по сцене, как молодая лошадка. Да и не только деревенские, но и военные, НКВД-шники сыграны гротескно, с нескрываемой иронией.

Над почти пустой сценой висит самолет, который по сюжету должен охранять Чонкин. Парашют над ним окрашивается в разные цвета - и это подчеркивает настроение действия - от элегически-спокойного до нервно-тревожного. Само постоянное присутствие самолета напоминает о задании Чонкина, и шире - о войне. Но смерти в этом спектакле нет. Чонкина дважды протыкают штыком, но это ничего не меняет: после затемнения он радостно продолжает жить как ни в чем не бывало. И уже не вызывает удивления то, что после оглашения приказа о его расстреле он снова появляется и будто бы заново знакомится со своей подругой Нюрой под энергичную мелодию «Кукарачча». Смерть не властна над молодым и задорным солдатом - сравнения с Василием Теркиным напрашиваются сами собой.

В спектакле множество запоминающихся сцен, находок. Например, телефон трясется - звонит о неприятном известии, и каждый, кто берет его в руки, в прямом смысле начинает трястись от страха. Или же Виталий Салий плавает, ныряет, кувыркается в холодной реке, которая протекает перед первым рядом зрительских мест. Он разглядывает воображаемых рыб, разбрызгивает несуществующую воду, и ты не только веришь актеру, что вполне обычно (пфд проходят на первом курсе института), но и ощущаешь атмосферу холодной реки в полдень.

Название спектакля точно характеризует то, что происходит на сцене. Актеры «играют» своего героя, купаются в своих ролях, и это главная заслуга спектакля. Если бы все актеры показанных на фестивале спектаклей получали удовольствие от своего творчества, а режиссеры облекали бы это в дышащую форму, то за русский театр за рубежом можно было бы не волноваться.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.