Колонка редактора

Выпуск №2-132/2010, Колонка редактора

Колонка редактора

Поздняя осень, грачи улетели, роняет лес багряный свой убор, в последнюю осень уходят поэты... Печаль, но и прилив сил, отрешенность, но и готовность жить и пережить грядущие холода. Молчи, грусть.

Вот, кажется, только что открылись сезоны, а уже жизнь кипит: выдохнув угарный газ и вдохнув осеннюю свежесть, режиссеры навыпускали премьер, критики разлетелись на фестивали, артисты забегали на съемки, к директорам зачастили финансовые проверки.

Театры провинции особенно уязвимы - об этом говорит худрук Новочеркасского театра Леонид Шатохин. Многие, перейдя на автономию, столкнулись с проблемами, которых боялись: театры полностью зависят от местных властей: не любят те театр - получите один госзаказ на сезон и будьте добры на свои ремонтировать здание, чтобы оно соответствовало пожарным нормам. Тема пожара как началась в прошлом сезоне с ужесточения требований к театральным зданиям, как продолжилась летом, когда горели леса, так и продолжается: в пожарном порядке надо придумывать как выжить, когда тебя кидают, обвиняют, недолюбливают, откровенно стараются сделать работу невозможной.

Торжествуют три закона: ясное дело, закон бутерброда, за ним - закон сообщающихся сосудов (одному театру увеличили дотацию - урезали другому) и еще - свято место пусто не бывает. Сгорел театр - построили здание, да такое огромное и неудобное, что не лучше ли использовать его с целью простых развлечений для народа. Все чаще звучат призывы создавать «развлекательные центры», в недрах которых отводится малюсенькое место театру.

По-прежнему слышен ропот театральных профессионалов, педагогов: престиж актерской профессии падает, набирают на актерские курсы ребят не слишком образованных и не всегда талантливых; режиссеры не хотят возглавлять театры, предпочитая разовые. Но молодые идут в театр. О том, как учить молодых сценографов рассуждает в своем монологе завкафедрой Школы-студии МХАТ, художник РАМТа Станислав Бенедиктов. Выпускники Алтайского института искусств и культуры пополнили труппу Молодежного театра Барнаула - им была вручена премия «Надежда сцены» на первом «Ново-Сибирском транзите» за работу в спектакле «Прощание славянки». Когда кто-то из членов жюри предложил эту премию вручить какому-нибудь приличному молодому актеру как утешительную для театра, в спектакле которого он выделился, Алексей Вадимович Бартошевич возразил: «Надежда сцены» - это самая главная премия любого фестиваля. Конечно, так и должно быть. И ребята из Барнаула - действительно надежда сцены, вдумайтесь в эту формулировку. Фактически исполняет обязанности главрежа в Молодежном театре Алтая, хоть и не согласился пока принять эту должность, молодой режиссер из Питера Дмитрий Егоров, постановщик «Прощания славянки». По соседству драматически осиротевший театр драмы обзавелся новым директором и молодым главрежем Романом Феодори, тоже питерцем. Постановки молодых (и не только названных) говорят об их ответственности за театр. Ответственность - то, что было главным (кроме таланта, конечно) в ушедших от нас нынешним летом артистах: зрелом, многое успевшем Леониде Осокине (Санкт-Петербург) и юной Асии Усмановой (Ярославль), блестящей выпускнице Александра Кузина.

Почему стали считать, что театр для людей - это что-то такое облегченно понятное, почти что коммерческое, типа, куда люди идут гуртом - это для людей. Зрители идут туда, где речь идет о человеке. Не о царях, а о простом человеке говорил театр со зрителем на фестивале «Голоса истории» в Вологде, считает Татьяна Тихоновец. Там были показаны спектакли людей, которым не все равно. Не все равно главному режиссеру Ярославского камерного театра Владимиру Воронцову - гостю редакции. Не все равно артистам питерского театра «Бродячая собачка», артистам Щербакову из Краснодара, Мироновым из Лысьвы, режиссерам Таюшеву из Астрахани и Бородину из Москвы. Почти про всех героев нынешнего номера можно сказать, что они посвятили себя служению театру и человеку. А значит, есть надежда не сгореть в пожарах и пережить холода.

Читать номер на сайте

Читать номер в PDF (5.78 mb)

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.