И улыбнемся и загрустим.../IX Международный театральный фестиваль им.А.П.Чехова
Выпуск №2-132/2010, Фестивали
-
К чеховским водевилям театры обращаются часто, особенно - в юбилейный год Антона Павловича. Их прочитывают, как правило, «по порядку», отделяя один от другого то антрактами, то некими интермедиями. Но впервые мне довелось видеть микс, в котором сюжеты, характеры, ситуации перемешивались, то составляя контрапункт, то вступая друг с другом в диалог или даже полемику. И это оказалось совершенно новое произведение - со знакомыми персонажами, событиями, фразами. Новое по своей эстетике, по сегодняшнему прочтению Чехова, его «маленькой драматургии».
Алексей Бородин поставил в РАМТе спектакль под названием «Чехов-gala», куда вошли «Медведь», «Свадьба», «Предложение», «Юбилей» и даже «О вреде табака». Все перемешано и перепутано в созданном Бородиным и замечательным сценографом Станиславом Бенедиктовым мире - один сюжет неожиданно врезается в другой, создавая ощущение абсурдной действительности, в которой наряду и на равных с чеховскими персонажами существуем и мы, зрители.
И в подобной режиссерской интерпретации возникает чрезвычайно интересный двойной эффект: кое-кто перечитывает заново давно и практически наизусть знакомые произведения, наслаждаясь отточенной игрой артистов и изобретательностью Алексея Бородина, перебрасывающего нас, словно мячи, из одного пространства в другое. Для многих же (к сожалению, таких зрителей среди молодого поколения оказывается совсем немало!) это - знакомство, узнавание никогда не читанных, до невероятного смешных текстов, в которых нет ни грана современной пошлости, столь неудержимо порой заимствованной театром у популярных телевизионных шоу и gala. Нет, этот спектакль сделан на чистейшем и вкуснейшем сливочном масле во всех деталях, начиная от придумки Алексея Бородина именно так прочитать сегодня Чехова - до очень простой и очень изысканной сценографии Станислава Бенедиктова, от стильно и иронично сочиненного Натали Плэже музыкального оформления спектакля - до замечательно сыгранных ролей. Практически всех. Очень трудно называть имена артистов, когда перед тобой великолепный ансамбль!.. А хочется отметить, что за несколько прошедших сезонов в РАМТе сформировался уникальный ансамбль молодых артистов, учеников А.В.Бородина. Они совершенно органично вписались в труппу, естественно соединившись не только с выпускниками прежних лет, но и с артистами, игравшими еще в Центральном детском театре. Видеть их всех вместе, наблюдать за тем, как тонко и точно соединяют они петельки и крючочки, - истинное зрительское наслаждение!
-
Партитура спектакля выстроена Бородиным с изрядной долей лукавства: мы видим перед собой театр абсурда, в эстетике которого стало модно толковать сегодня творчество Чехова, но и несомненную пародию на театр абсурда, но и безысходную нелепость нашей жизни, в которой сплетается так много дикого, невежественного, безумного. И в которой Его Величество Случай, и только он, может либо разрешить ту или иную ситуацию, либо запутать ее уж совсем непоправимо.
Это часто бывает смешно, но еще чаще - печально. Как, например, в «Свадьбе», когда хамский разгул взрывается внезапно монологом униженного, раздавленного «маленького человека» Ревунова-Караулова (Юльен Балмусов) или когда звучит в блистательном исполнении Алексея Маслова не столько лекция о вреде табака, сколько исповедальный рассказ о нелепости жизни, о кривых усмешках Судьбы...
Алексей Бородин выстроил в спектакле «Чехов-gala» очень тонкие и изящные текстовые переходы: они не сочленяются «в лоб», не сталкиваются между собой неожиданностью совпадений. Они словно перетекают, подобно волнам, от одного фрагмента к другому, естественно и органично, подчеркивая абсурдность, нелепость и сватовства Ломова (Александр Доронин), и упрямства Натальи Степановны (Дарья Семенова), так мечтающей поскорее выйти замуж, и добровольного затворничества Поповой (Мария Рыщенкова), и взрывчатости Смирнова (Илья Исаев), уже не осознающего в запале, что он вызывает на дуэль женщину, и праведного гнева затурканного Кузьмы Хирина (Алексей Блохин), которому не дают закончить торжественную речь председателя правления Шипучина (Алексей Веселкин), и упертой тупости Мерчуткиной (Татьяна Матюхова), и жизнерадостного идиотизма Татьяны Алексеевны (Рамиля Искандер)...
И в финале спектакля, когда, замерев на миг, перед нами медленно проедут на круге все персонажи, мы словно вновь перелистаем страницы и - улыбнемся, и - загрустим. Особенно - когда возникнет на заднем плане фигура бедного Тоби, которому не велено хозяйкой вообще давать овса. Словно он виноват, что был любимцем хозяина. И зазвучит старинная песня «Шумел камыш...», которую люди, знающие лишь первый куплет, едва ли не на протяжении десятилетий ассоциировали исключительно с гульбой и беспробудным пьянством. Но когда внимательно слушаешь ее, понимаешь всю горькую безысходность и острую тоску по иному бытию. Не случайно, совсем не случайно завершается именно этот спектакль именно этой песней. И кому-то, кто сочтет «Чехов-gala» легкомысленным и, может быть, даже отчасти «хулиганским» театральным сочинением Алексея Бородина, под звуки песни тисками сожмет сердце.
-
Так откроется истина творчества...
-
Фото Михаила Гутермана
Отправить комментарий