И улыбнемся и загрустим.../IX Международный театральный фестиваль им.А.П.Чехова

Выпуск №2-132/2010, Фестивали

И улыбнемся и загрустим.../IX Международный театральный фестиваль им.А.П.Чехова

К чеховским водевилям театры обращаются часто, особенно - в юбилейный год Антона Павловича. Их прочитывают, как правило, «по порядку», отделяя один от другого то антрактами, то некими интермедиями. Но впервые мне довелось видеть микс, в котором сюжеты, характеры, ситуации перемешивались, то составляя контрапункт, то вступая друг с другом в диалог или даже полемику. И это оказалось совершенно новое произведение - со знакомыми персонажами, событиями, фразами. Новое по своей эстетике, по сегодняшнему прочтению Чехова, его «маленькой драматургии».

Алексей Бородин поставил в РАМТе спектакль под названием «Чехов-gala», куда вошли «Медведь», «Свадьба», «Предложение», «Юбилей» и даже «О вреде табака». Все перемешано и перепутано в созданном Бородиным и замечательным сценографом Станиславом Бенедиктовым мире - один сюжет неожиданно врезается в другой, создавая ощущение абсурдной действительности, в которой наряду и на равных с чеховскими персонажами существуем и мы, зрители.

И в подобной режиссерской интерпретации возникает чрезвычайно интересный двойной эффект: кое-кто перечитывает заново давно и практически наизусть знакомые произведения, наслаждаясь отточенной игрой артистов и изобретательностью Алексея Бородина, перебрасывающего нас, словно мячи, из одного пространства в другое. Для многих же (к сожалению, таких зрителей среди молодого поколения оказывается совсем немало!) это - знакомство, узнавание никогда не читанных, до невероятного смешных текстов, в которых нет ни грана современной пошлости, столь неудержимо порой заимствованной театром у популярных телевизионных шоу и gala. Нет, этот спектакль сделан на чистейшем и вкуснейшем сливочном масле во всех деталях, начиная от придумки Алексея Бородина именно так прочитать сегодня Чехова - до очень простой и очень изысканной сценографии Станислава Бенедиктова, от стильно и иронично сочиненного Натали Плэже музыкального оформления спектакля - до замечательно сыгранных ролей. Практически всех. Очень трудно называть имена артистов, когда перед тобой великолепный ансамбль!.. А хочется отметить, что за несколько прошедших сезонов в РАМТе сформировался уникальный ансамбль молодых артистов, учеников А.В.Бородина. Они совершенно органично вписались в труппу, естественно соединившись не только с выпускниками прежних лет, но и с артистами, игравшими еще в Центральном детском театре. Видеть их всех вместе, наблюдать за тем, как тонко и точно соединяют они петельки и крючочки, - истинное зрительское наслаждение!

Партитура спектакля выстроена Бородиным с изрядной долей лукавства: мы видим перед собой театр абсурда, в эстетике которого стало модно толковать сегодня творчество Чехова, но и несомненную пародию на театр абсурда, но и безысходную нелепость нашей жизни, в которой сплетается так много дикого, невежественного, безумного. И в которой Его Величество Случай, и только он, может либо разрешить ту или иную ситуацию, либо запутать ее уж совсем непоправимо.

Это часто бывает смешно, но еще чаще - печально. Как, например, в «Свадьбе», когда хамский разгул взрывается внезапно монологом униженного, раздавленного «маленького человека» Ревунова-Караулова (Юльен Балмусов) или когда звучит в блистательном исполнении Алексея Маслова не столько лекция о вреде табака, сколько исповедальный рассказ о нелепости жизни, о кривых усмешках Судьбы...

Алексей Бородин выстроил в спектакле «Чехов-gala» очень тонкие и изящные текстовые переходы: они не сочленяются «в лоб», не сталкиваются между собой неожиданностью совпадений. Они словно перетекают, подобно волнам, от одного фрагмента к другому, естественно и органично, подчеркивая абсурдность, нелепость и сватовства Ломова (Александр Доронин), и упрямства Натальи Степановны (Дарья Семенова), так мечтающей поскорее выйти замуж, и добровольного затворничества Поповой (Мария Рыщенкова), и взрывчатости Смирнова (Илья Исаев), уже не осознающего в запале, что он вызывает на дуэль женщину, и праведного гнева затурканного Кузьмы Хирина (Алексей Блохин), которому не дают закончить торжественную речь председателя правления Шипучина (Алексей Веселкин), и упертой тупости Мерчуткиной (Татьяна Матюхова), и жизнерадостного идиотизма Татьяны Алексеевны (Рамиля Искандер)...

И в финале спектакля, когда, замерев на миг, перед нами медленно проедут на круге все персонажи, мы словно вновь перелистаем страницы и - улыбнемся, и - загрустим. Особенно - когда возникнет на заднем плане фигура бедного Тоби, которому не велено хозяйкой вообще давать овса. Словно он виноват, что был любимцем хозяина. И зазвучит старинная песня «Шумел камыш...», которую люди, знающие лишь первый куплет, едва ли не на протяжении десятилетий ассоциировали исключительно с гульбой и беспробудным пьянством. Но когда внимательно слушаешь ее, понимаешь всю горькую безысходность и острую тоску по иному бытию. Не случайно, совсем не случайно завершается именно этот спектакль именно этой песней. И кому-то, кто сочтет «Чехов-gala» легкомысленным и, может быть, даже отчасти «хулиганским» театральным сочинением Алексея Бородина, под звуки песни тисками сожмет сердце.

Так откроется истина творчества...

Фото Михаила Гутермана

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.