Новые маршруты "Транзита"/I Региональный театральный фестиваль "Ново-Сибирский транзит"

Выпуск №2-132/2010, Фестивали

Новые маршруты "Транзита"/I Региональный театральный фестиваль "Ново-Сибирский транзит"

Девять лет назад, в 2001 году, директор новосибирского академического театра «Красный факел» Александр Кулябин и его верная помощница и супруга Ирина Кулябина придумали Межрегиональный фестиваль «Сибирский транзит», закрутив веселый и полезный круговорот театра в сибирской природе. На эмблеме этого амбициозного и представительного фестиваля смешной человечек-скоморох в колпаке с бубенчиками катил колесо - суть фестиваля заключалась в движении, каждый год его предполагалось проводить в новом сибирском городе, который на время фестиваля становился бы театральной столицей Сибири. Колесо катилось каждый вечер по сцене: директора театров, чьи спектакли были представлены публике накануне, передавали эстафету следующим участникам. В первый год театры сами отбирали спектакли, так что программа получилась неровной, но все были исполнены эйфории - началось и задалось здорово придуманное дело. Потом появился серьезно работавший экспертный совет, и программы фестиваля не просто показывали, что имеем, но лучшее из имеющегося, что хотелось сохранить и чем имело смысл поделиться. Поддержку фестивалю сразу же оказала очень сильная организация - ассоциация «Сибирское соглашение». Не остались в стороне и администрации городов - участников проекта, многочисленные спонсоры. Поначалу все шло успешно - позитивная, объединительная сторона дела была очевидна.

Затем фестивальное колесо начало буксовать.

Были на то, как водится, и объективные причины (не так уж много оказалось городов, способных, пусть ненадолго, стать фестивальными столицами, каждый раз на новом месте приходилось сталкиваться все с теми же организационными и финансовыми трудностями), и субъективные - в какой-то момент «родителей» фестиваля оттеснили, решив, по-видимому, что единый штаб для управления «Транзитом» не нужен, быть может, не смогли найти им адекватную замену, а скорее всего не искали: казалось ведь, что фестиваль катится как по накатанной. Тем не менее, Кулябины оставались главными консультантами новых, постоянно меняющихся ответственных за проведение фестиваля, делясь с ними накопленным опытом. После ярких встреч в Новосибирске, Иркутске, Омске фестиваль уже с меньшим размахом и с большим скрипом прошел в других крупных городах - Томске, Красноярске, Улан-Удэ (в последнем решили обойтись без экспертного отбора, и уровень спектаклей резко упал), Барнауле (экспертов вернули, и программа вновь была сильной). Как бы то ни было, «Сибирский транзит» сделал огромное, важное дело: познакомил, сдружил театры огромного пространства.

И вот в 2010 году, пережив кризис, сделав круг, он вернулся в Новосибирск в новом качестве: в конце прошлого театрального сезона был проведен I Межрегиональный фестиваль «Ново-Сибирский транзит», захвативший не только прежние территории, но Урал и Дальний Восток. Во главе фестиваля вновь Кулябины, экспертный совет расширен новыми людьми, жюри возглавил Алексей Бартошевич. Фестиваль поддержали администрация Новосибирской области и мэрия Новосибирска, Министерство культуры России, СТД РФ. Генеральным партнером выступил Фонд М.Прохорова.

В Новосибирск съехались очень яркие и очень разные спектакли, числом девятнадцать. И пусть картина не была всеобъемлющей, на сегодняшний день «Ново-Сибирский транзит», безусловно, самый представительный конкурсный форум огромного российского региона. Организован он был блестяще, участников обласкали, дали возможность оставаться на фестивале, чтобы посмотреть спектакли своих коллег, кроме мастер-классов и ежевечерних капустников, заработал клуб «Будем знакомы», где театры устраивали свои мини-презентации. На «Ново-Сибирском транзите» появилась номинация «За честь и достоинство» (соучредитель - «Карелин-Фонд»). Эта премия была вручена старейшему артисту Алтайского краевого театра драмы им. В.М.Шукшина (Барнаул) Алексею Самохвалову и старейшей, но очаровательной актрисе Международного театрального центра им. А.П.Чехова (Южно-Сахалинск) Клавдии Кисенковой, игравшей в спектакле, представленном на фестивале.

Часто приходится слышать, что российская театральная провинция богата хорошими актерами, но не режиссерами, якобы успешные постановки здесь осуществляют, как правило, люди, приглашенные из столицы. На самом деле, конечно, это не так. Многие режиссеры из столиц стали тружениками периферийных театров. Есть и зрелые мастера, в свое время приехавшие в Москву-Питер, чтобы получить образование, и благополучно вернувшиеся на родину. На первом «Ново-Сибирском транзите» свои работы показали теперь уже зрелые мастера, хорошо известные за пределами Сибири, девять лет назад проходившие по рангу «молодые талантливые». В принципе про каждого из них можно сказать, что они - создатели авторского театра (своей театральной эстетики), независимо от того, стояли они у истоков театра, в котором работают, или возглавили давно существующий коллектив.

Про многие (про очень многие) спектакли «Ново-Сибирского транзита» «СБ, 10» писал на протяжении прошлого сезона, не буду испещрять текст ссылками - смотрите библиографию.

Сергей Федотов, создатель и художественный руководитель известного пермского театра «У моста», поставил в новосибирском драматическом театре «Старый дом» «Калеку с острова Инишмаан» Макдонаха раньше, чем сделал это у себя. Спектакль идет неровно, все-таки стилистика Макдонаха и методика Федотова для этого театра внове - на Рождественском фестивале актеры не взяли точный тон и «Калека» выглядел мастеровитой поделкой. На «Ново-Сибирском транзите» мрачная ирландская история, проникнутая черным юмором, прозвучала настоящим гимном человеческому милосердию. Спектакль не выглядит клоном, хотя в точности совпадает с пермским, взявшим нынешнюю «Золотую Маску». Он получился ансамблевым, но особенно хороши исполнительницы женских ролей: Хелен - Анастасия Панина, мамаша Джоннипатинмайка - Ольга Кандазис, тетки Кейт - Вера Сергеева и Эйлин - Татьяна Шуликова («Лучшая женская роль второго плана»).

Алексей Песегов поставил в Минусинском театре драмы «Месяц в деревне» И.Тургенева. Это почти четырехчасовой неспешный спектакль. Как всегда, Песегов внимателен к деталям, которые превращаются в емкие и даже гипертрофированные образы. По ходу действия девочка (Даша Коновалова), напевая, моет вынутые на лето арочные окна, а герои то и дело рисуют или пишут на них что-то заветное. В финале девочка утешает плачущего сына Натальи Петровны - между ними тоже развивались на протяжении спектакля отношения. Любви здесь пуды, и они тяжелы. Здесь нет кружевных взаимоотношений и тонкостей - идеи приобретают материальность, как у Достоевского, а провинциальный быт овеществляется, хоть и пронизан таинственной поэзией. Режиссер, художница Светлана Ламанова и артисты создают мир «до электричества», когда никто никуда не торопился. Время здесь будто остановилось, жизнь тягостна и бессмысленна, однако и красавицей Натальей Петровной (Наталья Котельникова), и прочими героями, и даже трогательной Верочкой (Дарья Савинова) движут темные, тяжелые страсти, а студент Беляев (Артем Лопатин) напоминает народовольца.

Олег Рыбкин поставил в Красноярском драматическом театре им. А.С.Пушкина спектакль «Темные аллеи» - вместе с драматургом Ольгой Никифоровой и со своим давним соавтором, художником Ильей Кутянским («Лучшая сценография») они пустили в плавание «Титаник» русской эмиграции. Герои бунинских рассказов встречаются в кают-компании корабля и на верхней палубе, куда ведет металлическая лесенка, пьют, играют в карты, плачут о прошлом и рассказывают друг другу о любви - о самом сокровенном, потерянном: не только потому, что в свое время не оценили казавшееся мимолетным, а оказавшееся главным, но и потому, что вся та жизнь, в которой это случилось с ними, осталась и в прошлом, и за бортом. В конце пути на экране, куда периодически транслируются хроника начала ХХ века или морские волны, возникнет Константинополь. Но это подсказка первого уровня. В тексте спектакля разбросаны цитаты и намеки, вызывающие самые широкие ассоциации, конечно, в первую очередь, вспоминается фильм Феллини «И корабль плывет» (культовый для конца 80-х - 90-х годов ХХ века, а значит проводится параллель «двух революций», вводится тема наших, сегодняшних потерь), вспоминается «Взаперти» Сартра («Ад - это другие») - герои спектакля обречены на соседство и предаются воспоминаниям порой будто бы против воли, вынося их на суд других. Странноватое время и пространство корабля-спектакля, где оживают затаившиеся в памяти героев образы (для них и сценка справа приготовлена с бархатным полукругом занавеса), это скорее все же не ад, а чистилище, мистическое небытие, где балеринки пробегают за иллюминаторами как ундины или вилисы, раненый офицер, обезумевший от любви и водки, ползет к своему столу, вытянув вперед кий, или ловко прыгает, подняв забинтованную ногу, парочки то и дело уединяются в шлюпке на верхней палубе, мужчины горячечно кричат о том, что были правы, а женщины тихо угасают у них на глазах и по их вине вновь и вновь.

Рыбкин всегда умел создать яркую стилизацию, эстетскую атмосферу, изысканную пластику. Конечно, и в его новосибирских, и в питерских постановках были актерские удачи, но были и формальные работы. В «Темных аллеях» (как и в «Чайке», представленной на последнем «Сибирском транзите» в Барнауле, а затем на «Золотой Маске») что ни роль - то золото. Мир спектакля плотно заселен самобытными персонажами, запоминаются и работы мастеров, и молодых актеров. Среди ролей нет главных, но каждая - живая, значимая. Премию за лучшую роль второго плана жюри отдало Алексею Исаченко - актер обладает редким умением буквально создавать зрительный образ описываемого, это своего рода шаманство - зритель будто бы переносится в другую реальность и, с трудом выходя из транса, удивляясь, осознает, что «всего только» слушал повествование. Но, честно говоря, хотелось наградить и Э.Михненкова (писатель Розанов), и Я.Алленова (поэт Глебов), страстно выведшего спектакль на финал, и молодых - В.Болотову (проститутка Поля), И.Петрову (натурщица Катя), Е.Соколову (журналистка Генрих)...

Театр Николая Коляды (премия лучшему театральному менеджеру) кто-то страстно приветствует, кто-то с негодованием отвергает. Но, думаю, несомненно для всех, что этот человек - драматург, режиссер, актер, редактор журнала, создатель «Коляда-театра» и создатель своей драматургической школы - театральный деятель в подлинном смысле этого слова, продюсер своих проектов и своего таланта.

На «Ново-Сибирском транзите» был представлен его «Трамвай «Желание», на мой взгляд, недооцененный в Москве на «Золотой Маске». По-моему, избыточная, эклектичная эстетика Коляды, эстетика «бумажных цветов», как нельзя лучше совпала с душной атмосферой американского Юга Теннеси Уильямса, с угнетающими нравами эмигрантского квартала. Блистательна Ирина Ермолова - Бланш, потерявшая свой социальный статус, но не достоинство, не личную значимость, высокая, статная, величавая среди пигмеев, ее окружающих, живущая в пограничном мире иллюзий и все время будто бы заглядывающая в бездну безумия из уже давно безумного реального мира (единогласная «Лучшая женская роль»). В этом спектакле, как обыкновенно у Коляды, все актеры необыкновенно энергийны, увлечены рассказом истории, осознают ее важность и органически ощущают и передают колядовскую эстетику. Здесь речь надо вести даже не об ансамбле в привычном значении слова (впрочем, сегодня ансамблем порой называют просто осмысленное совместное существование на сцене - уже и оно вызывает радость, как нечто редко встречающееся в природе современного театра), «Трамвай «Желание» - это некий единый организм, где душевное ли, физическое ли действие каждого вызывает мгновенный ответ всех. Великолепны работы Олега Ягодина, играющего своего Стэнли не просто животным, но человеком, который упивается своей животностью, жестоким фюрером местного разлива; Василины Маковцевой - Стеллы, упоенно принявшей плебейство ради любви и не заметившей, что играемый образ становится ее сутью; Олега Билика - Митча, который старательно копирует Стэнли, становясь карикатурой на него, и неуклюже окорачивает человеческие чувства, то и дело выпирающие из чуждой ему оболочки. Вспоминался спектакль, с которого начался «Коляда-театр», - «Ромео и Джульетта», возникали горькие параллели в размышлениях о свойствах любви. Конечно, тогда было видно, как талантливы Ягодин и Ермолова, сегодня к их природному дару прибавилось высокое мастерство.

Алексей Ооржак поставил в Тувинском музыкально-драматическом театре эпический спектакль «Культегин», который, к сожалению, потерялся на огромной сцене «Глобуса» («Ново-Сибирский транзит» проходил на нескольких площадках) и трудно воспринимался без перевода. Однако несомненную самобытность спектакля жюри отметило Специальным дипломом «За верность традициям национальной истории и народного искусства».

Сам Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» показал «Старосветскую любовь» Николая Коляды в постановке Алексея Крикливого, который относится уже к следующему режиссерскому поколению, но уже утвердился в профессии. Творческое знакомство его с Новосибирском, кстати, произошло в 2001 году, на первом «Сибирском транзите». Тогда молодой режиссер поразил самой, быть может, адекватной из существовавших постановкой «Зимы» Евгения Гришковца в Красноярском театре драмы. С тех пор Алексей получил приглашение в «Глобус» сначала на должность второго режиссера, потом - главного, много и успешно ставил. Актеры, занятые в «Старосветской любви», Наталья Орлова и Евгений Важенин, профессиональны, органичны. Вот только история их любви не вышла за бытовые рамки, хотя в пьесе, написанной на сюжет гоголевской повести, Пульхерия Ивановна предстает не просто умилительной старушкой, а почти колдовкой. Попытка проникнуть в иную реальность, где нет конкретного времени, делается режиссером с помощью мизансцен, это передается в сценографии Елены Турчаниновой - в комнате, заполненной старыми предметами, пучками засушенных трав, фотографиями разных времен, включая военные ХХ века, в комнате, куда входят через шкаф и где обитает призрак, по-видимому, погибшего сына главных героев, заложен некий запредельный смысл. Мистическое начало вдруг ощущается в жизнелюбивой, но странноватой Явдохе (ох, какая яркая работа молодой актрисы Анны Кармаковой). И все же в целом этот аккуратный спектакль остался бегло, поверхностно прочитанной историей.

Петр Шерешевский из Петербурга тоже режиссер со сложившейся репутацией. Его чеховской «Дуэли», поставленной в Новокузнецкой драме (где он согласился с этого сезона стать главрежем), не повезло - она открывала фестиваль на камерной сцене днем, артисты нервничали и далеко не сразу достигли той осмысленной органики существования, которая им свойственна в лучших постановках. Режиссер, пожалуй, перемудрил с приемами остранения (появляясь, актеры представляются и объявляют, кого будут играть, и проч.). И все же нельзя не оценить простую, светлую, расширяющую малое пространство и смыслово работающую сценографию Романа Ватолкина, актерские работы Сергея Стасюка (фон Корен), Евгения Любицкого (Лаевский), Вячеслава Туева (Самойленко), Алены Сигорской (Надежды Федоровны), Октябрины Романовой (эксцентричная и в то же время социально укорененная Марья Константиновна). Во втором действии точно играл Олег Лучшев (дьякон).

Пожалуй, только Норильский Заполярный театр показал не режиссерский, а актерский спектакль - в «Старомодной комедии» Алексея Арбузова очаровал дуэт старейших артистов. Алевтина Александрова и Валерий Оника (он и поставил эту нежную пьесу о последней любви) дали мастер-класс не только партнерства, но и доброты, достоинства, честности и чести, выстраданной любви к профессии (Спецпремия председателя жюри за лучший дуэт).

Большая часть спектаклей фестиваля была поставлена молодыми - от 25 до 35 лет - уверенными в себе профессионалами. Они, несомненно, стали его фаворитами. Интересно было видеть, как по-разному недавние выпускники режиссерских мастерских видят современный театр и выражают это видение на сцене.

Лермонтовский «Маскарад» "Красного факела» в постановке Тимофея Кулябина - зрелищный спектакль-шоу, рассчитанный на то, чтобы понравиться всем - не только знатокам, которых интересует режиссерская трактовка, качество актерской игры, но и простой публике, готовой восхититься красотами и размахом. Спектакль для меня лично слишком холодноват, слишком просчитан и рассчитан, но, тем не менее, впечатляет. Молодой режиссер владеет профессией, умеет собрать воедино усилия разных специалистов и служб. Технологичный, с дизайнерски безупречными декорациями Олега Головко («Лучшая сценография») и светом Евгения Ганзбурга («Лучшее световое оформление»), с пышными и в то же время почти всегда (но увы, не всегда) элегантными костюмами Ирины Долговой и эффектной, но слишком обильной хореографией Ирины Ляховской, этот «Маскарад» интересен и крупными, яркими актерскими работами. Харизматичен и страшен отринувший кукольную жизнь общества и попавший в ловушку устроителей мира игры Арбенин - Игорь Белозеров («Лучшая мужская роль»). Лукав и беспощаден главный кукловод этого якобы свободного мира Казарин - Владимир Лемешонок. Самодостаточен, мстителен и ядовит скользкий Шприх - Константин Телегин. Блестяще пошл князь Звездич - Евгений Терских. Прелестна в роли Нины студентка Новосибирского театрального института Евгения Туркова (кстати, она очень выросла со дня премьеры).

Не верится, что всего три года назад Тимофей закончил РАТИ (мастер Олег Кудряшов). Если бы среди номинаций фестиваля был «Гран-При», «Маскарад», безусловно, первым претендовал бы на него.

Дмитрий Егоров, учившийся в СПбГАТИ у Григория Козлова, показал на «Ново-Сибирском транзите» принципиально другие работы. Его «Прощание славянки» по роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» («Чертова яма») в Алтайском молодежном театре Барнаула (по всему видно, что он станет главным режиссером этого театра) - гражданский поступок, стремление сказать правду: о Великой Отечественной войне, о бесчеловечности государства, убивавшего своих детей, совсем молодых ребят, не только тогда, но во все времена, и сегодня тоже, о великой мужской дружбе, рождающейся из общих страданий и унижений, о любви.

Масштабный, эпический спектакль проникнут острой живой болью за каждого, каждый солдатик, не доживший до фронта, сыгран молодыми артистами - выпускниками курса Валерия Золотухина как существо живое и единственное («Не сравнивай: живущий несравним»). Эмоции захлестывают сцену и зал. Спектакль смотришь с комом в горле, с отчаянием в сердце, сообща переживаешь просветление в финале (премия студентам АлтГАКИ «Надежда сцены»).

Вторая работа Дмитрия Егорова - «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова в Омском академическом театре драмы. Это постановка камерная, до мелочей продуманная, психологически подробная, каждая роль здесь исполняется мастерски. И хотя великолепные омские артисты держат зазор между собой и своими персонажами, история про провинциальный Полынск, который предприимчивые коммерсанты решили превратить в музей под открытым небом, тоже проникнута любовью и жалостью. Здесь все типажно узнаваемы и в то же время даны крупным планом, все по-своему правы и несчастны: изработанная, простоватая, но просветленная Гена Зуева - Анна Ходюн, ее непутевый брат Саша - Владимир Майзингер и второй брат, бывший афганец Клим - Михаил Окунев, совсем не похожий на цепкого торгаша Юра Морозов - Олег Теплоухов и его обиженная жизнью жена, сердобольная красавица Оля - Марина Кройтор. Убедителен Николай Михалевский в роли предпринимателя, а его помощник в исполнении Александра Гончарука - абсолютное попадание в образ. Вячеслав Малинин, играющий местного выпивоху, раздираемого простонародными противоречиями, метко списан с натуры. Хороши артисты старшего поколения Валерия Прокоп и Моисей Василиади, почти или совсем бессловесные бабушка Морозова и дед Зуев, за молчанием которых - прожитые жизни. Уверенно работают молодые актеры - Мария Мекаева и Сергей Сизых (местные Ромео и Джульетта), Евгений Кочетков (блюдущий сестру брат) и Сергей Черданцев (дурачок Алеша). Даже эпизодическая роль Снежанны, девушки, мечтающей уехать из Полынска (она срывает объявление о работе в Москве и танцует на дискотеке), сыграна Полиной Головиной с робким кокетством и тоскливой грацией, так что запоминается, как песня. Жюри отдало Дмитрию Егорову премию за лучшую режиссуру.

Совсем иначе поставил «Экспонаты» в Прокопьевской драме Марат Гацалов. Артисты сыграли историю «про себя» в абсолютно жизнеподобной эстетике. В памяти от этого спектакля не осталось лиц, а лишь ощущение убедительно воссозданной провинциальной среды.

«Кудряшовец» Никита Гриншпун (его «Шведская спичка» выдвигалась на «Золотую Маску» и имела большой успех на «Мелиховской весне»), год назад не побоявшийся возглавить Сахалинский международный центр им. А.П.Чехова (Южно-Сахалинск), показал остроумный лубок «Крыша над головой» по рассказам Василия Шукшина. Мне лично кажется, что его несколько облегченная, опереточная стилистика не вяжется с сутью автора, однако зрители восприняли спектакль с восторгом.

Роман Феодори, ученик Геннадия Тростянецкого, поставил в Алтайском краевом театре драмы (Барнаул) «Слугу и господина» Дени Дидро, сам сделав инсценировку. Постановка вышла эстетская, красивая, но стилистически и ритмически неровная, быть может, не задалось исполнение на фестивальной сцене. Убедили мечтательный Господин Александра Хрякова и его верный Лепорелло - Слуга Александра Сизикова, а их философски-пластический проход по рассекающему сцену помосту, как бы между двумя реальностями, земной и выдуманной, бесконечно длинный и повторяющийся, придуман и исполнен очень лихо. Роман Феодори тоже стал главным режиссером, дай Бог ему удачи.

Тимур Насиров (выпускник Григория Козлова) покорил жестоким драйвом, создав на основе пьесы Юрия Клавдиева «Собаки-якудза» образцовый экшн для молодых в Красноярском ТЮЗе (премия «Новация»). Трудно поверить, что незадолго до этого именно он поставил лиричную «Музыку ночью» в Томске.

Не попали в конкурс премьеры нынешнего сезона - бесшабашно хулиганское, азартно срежиссированное Павлом Южаковым и сыгранное молодыми артистами новосибирского Первого театра «Доходное место» (лишь на роли Вышневского и Юсова приглашены «взрослые» актеры) и медитативно-сосредоточенное «Возвращение» Олега Юмова в «Глобусе». Островский в Первом театре, созданном из выпуска Сергея Афанасьева, художественного руководителя известного Новосибирского Городского драматического театра, напоминает ранние, счастливые работы ГДТ. Южаков переносит действие пьесы в... железнодорожное депо советских времен, но эта вольность полностью оправдывается: спектакль уморительно смешной, однако в нем звучит какая-то щемящая нота, ведь все происходящее для денег в этом антураже кажется особенно никчемным, а люди - везде люди. Юмов создает платоновскую атмосферу бесприютности, располагая место действия на железнодорожных рельсах (художник Мария Вольская) и вводя образ Стрелочника (Александр Варавин), бубнящего себе под нос рассказ о неудачном возвращении Иванова (Павел Харин) с войны в отвыкшую от него семью.

Несколько особняком в программе оказался спектакль «Мы, герои» Жан-Люка Лагарса (Екатеринбургский ТЮЗ) в постановке французского режиссера Франсуа Рансийака, который почему-то поставил историю про рутину бродячего театрика на полном серьезе, заставив артистов среди бытовых разборок время от времени зачем-то петь Вертинского (видимо, эти вставные номера отвечают за ироничность). Но актеры играют замечательные. Запомнились многие, особенно Владимир Сизов - Отец, Илья Скворцов - Макс, Олег Гетце - Рабан, Александр Викулин - мсье Чиссик (лучшая мужская роль второго плана).


«Ново-Сибирский транзит» будет проходить и впредь в Новосибирске, собирая лучшие спектакли региона. Нельзя сказать, что первый фестиваль обошелся без накладок и ошибок, но о них не хочется говорить - не ошибается, как известно, тот, кто не рискует и ничего не делает. Прошедший конкурс - нужное дело. Пусть колесо фестиваля крутится как перпетуум-мобиле, доказывая, что настоящий театр жив.

Фото И.Игнатова, Л.Третьяковой, Ж.Ершовой, Я.Колесинской

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.