Благородные звуки валторны/Май Богданов (г.Улан-Удэ)

Выпуск №2-132/2010, Лица

Благородные звуки валторны/Май Богданов (г.Улан-Удэ)
По мнению психологов, дирижеры, музыканты и священники сохраняют на долгие годы молодость, философское отношение к жизни и творческое долголетие. Подтверждением этому является путь Мая БОГДАНОВА.
Вот уже 60 лет он не расстается со своим музыкальным инструментом, валторной, и с родным коллективом, оркестром Бурятского академического театра оперы и балета. Его судьба - это отражение жизни нашей страны. Коснулись ее и 30-е годы репрессий, и тяготы Великой Отечественной, и послевоенные трудности.
Родился Май Петрович в селе Укыр Боханского района Иркутской области в семье учителей. Отец, Петр Константинович Богданов, после окончания Иркутского университета в 1927 году работал директором школы в Усть-Орде, Кырене, директором первой в Улан-Удэ школы ФЗУ. Он рано ушел из жизни - в 1936 году.
А.У.Модогоев, первый секретарь ОК КПСС в 60-70-е годы, в своей книге воспоминаний «Годы и судьбы» так отзывается о П.К.Богданове: «После окончания начальной школы в 1929 году меня и еще четверых из 45 учащихся направили в Усть-Ордынскую среднюю школу колхозной молодежи. Директор школы Петр Константинович Богданов, умнейший человек и талантливый организатор, выступил инициатором самоуправления учащихся, многое доверял нам. Учком и его бытовая комиссия принимали решения о приеме в стипендиаты учащихся, распределяли теплые вещи среди детей бедняков и батраков. Учились мы с большим интересом и азартом».
После смерти отца семья переехала в родное село Укыр. Мать, Анна Степановна Коняева, учительница начальных классов, работала в школе. В 1938 году ей пришлось вести уроки в трех классах, так как учителей одного за другим арестовывали, и те бесследно исчезали.
Из воспоминаний М.П.Богданова: «В один из дней маме тайком сообщили, что сегодня приедут за ней и нужно срочно бежать. В назначенном месте нас ожидала подвода. Мы добрались до станции Черемхово, а затем поездом - до Улан-Удэ».
В 1941 году Май Петрович закончил 7 классов и с началом войны поступил в ЖУ-2 учиться специальности машиниста. С первых дней войны на место ушедших на фронт отцов, старших братьев становились дети, подростки 14-16 лет.
Учащиеся ЖУ-2 работали кочегарами. Различные грузы, необходимые фронту, возили на запад до Мысовой, обратно везли до Петровск-Забайкальского разбитые покореженные танки, самолеты. Поездка длилась 10-12 часов, поэтому работали в две смены. Из тендера загружали уголь в топку паровоза. За смену приходилось разгружать 14 тонн угля. Перед поездкой готовили паровоз, носили, загружали мазут в цистернах по 10-12 кг. В поездку давали дополнительный паек (400 г хлеба, 50 г сахара, 100 г колбасы), иначе можно было не выдержать физически.
Еще в 20-е годы в республике открываются музыкальные школы, передвижные музыкальные курсы. В 30-е годы создается симфонический ансамбль. Музыканты руководили создаваемыми на предприятиях самодеятельными музыкальными коллективами, кружками. И вот такой музыкальный кружок духового оркестра при ЖУ-2 посещал Май Петрович. Не прекращал своей работы кружок и в годы войны. Руководил им опытный музыкант-валторнист Дмитрий Иванович Дмитриев, приехавший в Улан-Удэ еще в период подготовки к 1-й Декаде бурятского искусства в Москве в 1940 году. Приехал он из Ленинграда и остался здесь.
Май Петрович, несмотря на все трудности, не бросил занятия музыкой и даже после окончания училища в 1943 году приходил заниматься к своему педагогу в свободное время. В этот период у него открылся голос, тенор. Май Петрович пришел в театр прослушаться у П.М.Берлинского, композитора, бывшего тогда главным дирижером, и хормейстера В.М.Мидного и был принят в хор. Это случилось в 1945 году.
При Свердловской консерватории композитором М.П.Фроловым, автором музыки первой бурятской оперы «Энхэ-Булат-батор», были открыты национальные студии. Май Петрович был отправлен руководством театра на учебу в консерваторию как вокалист. Но случилось непредвиденное. Вот как вспоминает он об этом: «На первом курсе всех отправили на уборку картошки. Жили в неотапливаемом клубе, где стояло пианино. По вечерам собирались, «музицировали», соревновались в голосах. Я взял высокую ноту и сорвал голос. По возвращении из колхоза профессор Коринский, принимавший у меня экзамен и хорошо отозвавшийся о моем голосе, водил меня по врачам. Вердикт был один: голос не восстановить. Когда профессор узнал, что я обучался игре на валторне у Дмитриева, то сказал: «Вот и прекрасно. Будете учиться у Прохорова Александра Сергеевича». Прохоров был учеником известного блестящего валторниста Солодуева.
И вот прошли годы учебы, стажировка в Свердловском театре оперы и балета. С 1950 года Май Петрович работает в нашем театре. Своим активным участием в творческой жизни театра он внес большой вклад в развитие бурятского профессионального музыкального искусства.
В 1964 году он был удостоен звания заслуженного артиста Бурятии, а в 1976 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Жизнь артистов, музыкантов - это не только репетиции, спектакли и гастроли. Она насыщена и незабываемыми встречами с интересными людьми. Так, в 1973 году Улан-Удэ посетили народные артисты СССР, знаменитые Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Ими был дан один концерт. Вспоминает Май Петрович, занимавший тогда должность инспектора (директора) оркестра: «Был полный аншлаг. Музыкантам оркестра, конечно, хотелось попасть на концерт, и я при встрече попросил разрешения о размещении музыкантов в оркестровой яме. Было известно, что Ростропович не любил этого. Он только хотел возразить, как Галина Вишневская, улыбаясь, сказала: «Можно, можно...». Сохранилась фотография о той встрече с нашими гостями - Л.Линховоин, я и К.Шулунова, ведущая концерта. Л.Линховоин и М.Ростропович встретились как старые друзья. Дело в том, что Л.Линховоин в 1958 году с блеском исполнил партию Мельника в «Русалке» А.Даргомыжского, а дирижировал тогда М.Ростропович. И он вспоминал, что слушал в этой партии многих, но самое огромное впечатление на него произвело исполнение этой партии Л.Линховоиным».
После выхода на пенсию Май Петрович преподает в музыкальном училище. Многие его ученики работают в театре артистами оркестра. В 1979 году он назначается ответственным секретарем Союза композиторов Бурятии, в ноябре 1980-го избирается членом Правления и ответственным секретарем Бурятского отделения Всесоюзного театрального общества (ВТО). Председателем Правления был избран Д.Ц.Дашиев, народный артист СССР.
Май Петрович вспоминает этот период своей жизни как очень интересный, насыщенный. В 1982 году был организован 1-й семинар драматургов на Байкале. Такого широкого масштаба семинар проводился впервые. Приехали известные критики, драматурги из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Иркутска - 25 человек. Свои работы представили тогда молодые, начинающие драматурги, ставшие впоследствии широко известными, - С.Лобозеров с «Маленьким спектаклем на лоне природы», В.Осипов с «Сезоном охоты». Состоялось широкое обсуждение. «Сезон охоты» взял для постановки Вахтанговский театр, где главные роли исполнили В.Лановой, В.Шалевич. В 1984 году был организован второй семинар драматургов, где успех сопутствовал бурятскому драматургу Г.Башкуеву.
В 1985 году главный дирижер И.М.Айзикович пригласил Мая Петровича в театр. И вот после семилетнего перерыва он снова в родном театре. Но прошедшее время нельзя считать потерянным - музыкой он занимался постоянно, не выпускал валторны из рук, преподавал в училище.
В 2005 году М.П.Богданову был вручен диплом «За честь и достоинство». Диплом учрежден в 2002 году и вручается людям искусства за верное и благородное служение ему.
Сейчас Май Петрович переживает все нынешние тяготы жизни театра и мечтает сыграть свою партию валторны на обновленной сцене после ремонта здания театра.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.