«…И к вам вернется радость ощущений»

Выпуск №2-112/2008, Фестивали

«…И к вам вернется радость ощущений»

II Международный конкурс «Оперетта Land»

В Москве в первой половине июля на гостеприимной и удивительно стильной сцене Дворца культуры МИИТ состоялся II Международный конкурс молодых артистов оперетты Герарда Васильева «Оперетта Land — 2008», собрав 65 участников из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Саратова, Ростова-на-Дону, Астрахани, Железногорска, Новоуральска, Омска, Донецка, Киева, Клайпеды и Софии, на нынешнем этапе бытования жанра раскрыв сегодняшний уровень его освоения новым поколением молодежи.

По условиям конкурса программа каждого участника включала фрагменты произведений не только французской, неовенской, но и советской классики. Гала-концерт четырнадцати лауреатов и дипломантов прошел в саду «Эрмитаж», на сцене театра «Новая опера» при большом стечении старших мастеров, прошлогодних триумфаторов, а также энтузиастов и ценителей, открывших для себя новые имена и дарования артистов, способных мыслить и творить в специфических рамках редко кому доступного опереточного синтетизма. Известный рекламный слоган, несколько корявый, но трогательный, ставший названием этих заметок, по-своему отражает уровень проблем и возможностей их решения в пределах конкурсной драматургии и логики, привычно ошарашивающих непредсказуемостью.

Так, жюри, сплошь состоявшее из авторитетных деятелей европейского музыкального театра (интенданты и директора из Австрии, Литвы, России и Германии), триумфаторов первого конкурса, приехавших в столицу снова, автоматически освобождало от первого тура, но могло не пропустить на третий. Результаты голосования каждого тура становились известны через сорок минут по его завершении, при этом оценка того или иного конкурсанта тем или иным членом жюри была абсолютно индивидуальна, но открыто документирована. Могли возникнуть вкусовые противоречия, но не было никаких тайных «игр с арифметикой».

Молодые артисты проявляли редкостное единообразие вкусов и интересов, особенно на первом туре, когда казалось, что две трети юных вокалисток выходят на сцену с единственной целью — спеть вальс Моники из оперетты Н. Досталя «Моника» или ариозо Глории из оперетты «Цирк зажигает огни» Ю. Милютина. Не меньше тревожил явный дефицит мужских голосов, равно как и их неопределенность: порой было трудно понять, баритон поет или тенор, так бедолагу «качало» в разные стороны.

Случались и конфузы, когда юный конкурсант, взявшись за нестандартный материал, не мог его внятно раскрыть, поскольку творческое его сознание не развилось дальше, чем у подростка, внезапно оказавшегося на солидном концерте, а не в куда более привычном пионерском лагере.

И все же второй конкурс сложился и развивался очень увлекательно. Во всяком случае, на втором туре пели интересные артисты с хорошими голосами и свежим отношением к жанру в его художественной конкретике.

Неизбежное на первом туре обилие арий из «Фиалки Монмартра», «Марицы» или «Сильвы» сменилось ко второму проникновенным исполнением сложнейших произведений Оффенбаха и Бернстайна, Штрауса и Легара. Возникали даже Лекок, Планкетт и Абрахам. Хотя снова показалось досадным, что эпоха советской оперетты с ее мелодическим многоцветьем, ограничивается лишь одним-двумя хитами Дунаевского, Листова, Стрельникова и Хренникова...

Как актеры, ярче других показались на конкурсе Татьяна Климова и Павел Белоусов, пара из стремительно вышедшего в лидеры процесса Ростовского музыкального театра. Обоих хорошо помнили по первому конкурсу. А нынче они блистательно сыграли дуэт Орфея и Эвридики из «Орфея в аду» Оффенбаха — спектакля, по всему судя, остроумного, смешного, а главное, совсем не скучного, что редко бывает в нынешних версиях творений основоположника оперетты. В «одиночном разряде» оба выступили не менее вдохновенно. Белоусов превратил номер Тони из «Принцессы цирка» в лихую чечетку с весьма игривым немецким текстом. А Климова сначала пела арию Виолетты из «Фиалки», встав на пуанты и преобразившись в героиню романтического балета эпохи Карлотты Гризи, а потом песенку Пепиты из «Вольного ветра» сделала зажигательным трюковым номером: ходила колесом, садилась на шпагат, жонглировала четырьмя платками — и при этом пела, ухитряясь не срывать дыхания. Правда, в шортах и бейсболке героиня Милютина больше походила на Пеппи Длинныйчулок, но это не помешало ей покорить зрителей, отдавших актрисе Приз зрительских симпатий, а Союз театральных деятелей наградил Татьяну специальным призом — творческой путевкой в Австрию. Большое жюри, в свою очередь, увенчало ростовчан Премией имени Эдуарда Жердера — за артистизм.

Главное жюри отметило актерское мастерство еще одной певицы. Москвичка Александра Мартынова с глубоким драматизмом спела и сыграла арию Кунигунды из мюзикла Бернстайна «Кандид». К сожалению, на мой взгляд, осталось недооцененным мастерство москвички Ирины Сухановой, в чьем исполнении многозначно прозвучали и романс Пановой из спектакля «Товарищ Любовь» В. Ильина, и ария Периколы из оперетты Оффенбаха. Но возобладал на нынешнем Конкурсе артистизм иного рода — певческий, интонационный, раскрывающий богатство музыкальной драматургии шедевров жанра, что особенно проявилось в наиболее насыщенном «большой опереттой» втором туре.

Стремление конкурсантов к многообразию интонаций и стилевой культуре жюри оценило по достоинству, наградив многих участников третьего тура призами за лучшее исполнение произведений того или иного классика. С точки зрения жюри, Легар изысканнее всего прозвучал у москвички Елены Ефремовой (песня о Вилье из «Веселой вдовы»), Оффенбах — у работающей в Болгарии Валентины Корчаковой, темпераментно спевшей рондо Герцогини из «Герцогини Герольштейнской», а Штраус — у литовца Миндаугаса Роюса, остроумно исполнившего песенку Министра из «Венской крови». Жгучую страстность Кальмана интереснее прочих раскрыла москвичка Ольга Орловская (выходная ария Теодоры из «Принцессы цирка»).

Приз за лучшую интерпретацию произведения советского автора получил студент Московской консерватории Игорь Еремин, певец благородного тона, обладающий, кроме прочего, органичным темпераментом социального героя. В его исполнении заезженная и поднадоевшая гусарская песня из «Холопки» Стрельникова прозвучала смело и свежо.

Премию представителей СМИ, аккредитованных на конкурсе, получили москвички Ольга Белохвостова и Анна Новикова.

Специальный приз от Дрезденского музыкального театра достался той же Ольге Белохвостовой, певице, чья стилистическая чуткость и артистизм помогают прочувствовать тонкие оттенки шедевров оперетты разных эпох. Дипломы за вокальное мастерство получили три способные певицы. Ксения Молоткова из Москвы легко справилась и с «невесомым» Легаром и с искрометным Штраусом. У Ксении Григорьевой из Екатеринбурга многообразно звучали шедевры Кальмана, Оффенбаха и Лекока. А Наталья Савченко (Екатеринбург) поразила зрителей уникальным лирическим даром, незабываемо, на нежнейшем пианиссимо исполнив, казалось бы, безнадежно запетую арию Роз-Мари.

Три главных премии распределились, на мой взгляд, абсолютно объективно. «Бронза» досталась пластичной Карине Чепурновой из Петербурга, чей вокальный дар изящно «продлен» в остроумии и артистизме, природной способности вполне обоснованно влюбить в себя публику.

«Серебро» получил москвич Павел Иванов, чьи певческая и актерская смелость, искренность и темперамент, наряду с обаятельной наивностью, покорили зрителей при явном пока недостатке опыта.

Наконец, Первую премию получила блистательная москвичка Анна Новикова, актриса и певица, равно интересная и в неовенской классике, и во французской оперетте, где артистизм особенно ценится.

Внутренняя жизнь ее Теодоры в дуэте из «Принцессы цирка», несмотря на «концертную» ситуацию, была изящна и чувственно достоверна, а гениальный чардаш Розалинды из «Летучей мыши» не только певчески виртуозен, но и изыскан в женской мстительности. Гала-концерт, завершивший многодневный конкурс, оказался неожиданно остроумен и прошел под знаком взаимных дружеских чувств разных поколений людей, одинаково преданных легкому жанру и той самой неожиданно вернувшейся «радости ощущений», о которой вовсе не хочется забывать.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.