Из чего складывается хороший спектакль/"Два бойца" в Хабаровском музыкальном театре

Выпуск №2-132/2010, Реплика

Из чего складывается хороший спектакль/"Два бойца" в Хабаровском музыкальном театре

В программке спектакля «Два бойца» его создатель режиссер Леонид Квинихидзе написал: «Меня часто спрашивают, из чего складывается хороший спектакль. Все очень просто. Из драматургии. Музыки. Постановочной команды. Труппы. Способности чувствовать время».

Действительно, все просто. Когда сходятся все компоненты, получается истинное произведение искусства. Что и произошло в Хабаровском краевом музыкальном театре.

Спектакль захватывает с первых секунд. Мощная музыка Марка Самойлова вдруг перетекает в широко известные фрагменты знаменитой Седьмой, Ленинградской симфонии Шостаковича - наступление фашистов. А на сцене поразительный танец людей-роботов, одетых в стальные костюмы, с масками вместо лиц. Пластически точно, страшно передано нашествие черных сил - чудовищно мощной безликой машины, все сметающей на своем пути. Воистину танцем, пластикой можно рассказать обо всем: о любви и ненависти, о радости и боли, о начале бесчеловечной великой войны. И снова сошлось: творящая чудеса балетмейстер Екатерина Ельфимова, современный хореографический язык, хорошо тренированная балетная труппа, прекрасная музыка.

Опускается белоснежный супер-занавес, на нем огромные окна с печально памятными перекрестиями бумажных полос, считалось, что они предохраняют стекла от артобстрелов. Этот занавес как бы отгородил нас от мрачных сил зла.

А потом откроется пространство сцены, главным элементом оформления которой сценограф Наталья Зубович сделала опрокинутый огромный каркас церковного купола, остались только железные прутья арматуры да какие-то повисшие на них куски ткани. Это может быть растерзанный земной шар, где неожиданно прорисовываются очертания континентов. А может быть поверженный купол Исаакиевского собора. Внутри этого купола встанет грозный хор измученных голодом и холодом блокадников рядом с защитниками города, и мощно ворвется в будни войны сильная выразительная песня «Ты будешь жить, наш Ленинград!»

А позже в намоленном месте под тем же куполом невысокий тихий священник (Станислав Боридко) будет крестить младенца, своего внука, наречет его Иваном, купелью станет солдатская каска, а крестными сами солдаты. И над полем боя раздастся вместо выстрелов здоровый плач новорожденного. Мир входящему!

А еще пространство купола станет сценической площадкой для приехавшей на фронт актерской бригады. И, о чудо, это артисты оперетты. И в образе Чарли Чаплина прекрасно исполняет частушки администратор фронтовой бригады - Алексей Толстокулаков. А артисты, конечно, сыграют фрагмент из оперетты «Всегда вместе», сыграют с тонким вкусом, мягким юмором. Есть современный язык музыкального спектакля «Два бойца», а есть обросшая многолетними штампами старая оперетка. И в тысячный раз поет любовный дуэт каскадная пара Ольга Шарапова и Виталий Черятников. На ней струится блестящее платье со шлейфом, на плечах обязательно нечто меховое, на нем, естественно, фрак с бабочкой. А вокруг порхают, опять же привычно поднимая прелестные ножки, балетные девочки. И костюмы Наталья Сыздыковой абсолютно точно передают атмосферу, стиль, время. Милая старая оперетка, изящно диссонирует с трагическими событиями войны.

Думается, нет ничего сложнее в наше техногенное время, чем изобразить на сценической площадке бой, разрыв снарядов, спасение раненых, саму смерть, наконец. Но есть выразительный театральный язык, есть великая сценическая условность, есть точно найденные символы. Найти их, при этом сохраняя чувство меры, такта, вкуса, наверное, помог мастеру Леониду Квинихидзе прежде всего его огромный опыт работы с музыкальными спектаклями и собственная житейская эмоциональная память о том, как его, полуживого пацана, вывозили из блокадного Ленинграда. Потому столь трепетно его отношение к материалу, потому горло перехватывает у зрителей, когда трагическим символом осажденного, но не сдавшегося города стала фигура согнутого человека, одетого во что-то неопределенно серое, с огромным платком на голове. Сначала этот некто везет на санках воду, в другой руке - футляр со скрипкой. Санки подталкивает сзади ребенок. Через некоторое время та же фигура везет на санках туго спеленутый труп ребенка, в другой руке тот же футляр. А позже в руке разбитая скрипка...

Как часто в так называемых военных сценах не удается избежать вампуки.

В спектакле все самое сложное отдано на откуп прекрасной музыке, пластике, хору. И оказывается, музыкальному театру подвластно невозможное: просто и выразительно можно рассказать о трагизме войны, о величии и стойкости блокадного Ленинграда, о верности и дружбе.

Зрители старшего поколения прекрасно помнят старый фильм Леонида Лукова «Два бойца». Автор либретто Вячеслав Вербин позаимствовал у известного фильма время и место действия, да еще характеры и взаимоотношения двух главных героев. При этом сочинены новые персонажи, есть взгляд современного человека на события роковых сороковых. Так, например, старый опереточный актер поет чудный романс «Горные вершины» на слова Лермонтова, а потом читает текст Гете на языке оригинала. Композитор Марк Самойлов из старого фильма оставил одну-единственную всеми любимую песню «Темная ночь».

Конечно, огромная роль принадлежит в этом спектакле двум бойцам: Аркадию Дзюбину и Саше Свинцову. Они ядро, центр, магнит, к которому притягиваются все происходящее и все герои. Какая удача, что в театре есть два замечательных бойца, два ведущих артиста: Владлен Павленко и Денис Желтоухов. Актеры создают совершенно разные характеры и в то же время они - нераздельное целое. Это та особая не сентиментальная мужская дружба, которая появляется в экстремальной ситуации. Как часто доводилось видеть на подмостках высокопарные сцены клятвы, когда герои дают обещания вечной преданности. А здесь в перерыве между боями сидят два молодых усталых мужика возле своего пулемета и нормальными голосами, без тени пафоса поют (спектакль-то музыкальный) простую суровую песню о солдатской дружбе. В этой паре нет лидера, они оба лидеры. И притягивает их друг к другу еще и разнополюсность. Легкий, ироничный одессит Дзюбин Владлена Павленко из тех, что ради красного словца не пожалеют ни мать, ни отца. Он - олицетворение улыбки и юмора. Наверное, в кровавой мясорубке войны помогали не только стратегия и героизм, но и этот самый юмор. Не случайно родился в эти годы Василий Теркин. Владлен Павленко высок, строен, весьма привлекателен, но, главное, богат внутренней духовной жизнью. Его герой не любит пышных слов и эффектов. Он с полуулыбочкой несет на плечах тяжкую ношу войны. Он явно человек той эпохи. Сама по себе роль Дзюбина прекрасна и коварна. Одессит, который небрежно, без натуги, сыплет шуточками-прибауточками, легко ухаживает за женщинами, душа любой компании. Чего еще желать актеру? Но как легко, соблазнившись таким материалом, начать играть обаяшку, опереточного фата, как легко перетянуть одеяло на себя, ведь публика с восторгом реагирует на любую реплику. Ох, молодец Павленко, он скуп в выразительных средствах, нигде не перебирает, он точен и прост замечательной актерской простотой.

Уральский не очень расторопный увалень, выходец из детского дома, стесняющийся произнести лишнее слово, не отягощенный глыбой интеллекта, работяга (а ведь война - это еще и работа), много не размышляющий, а просто и естественно делающий дело; на таких, говорят, можно положиться - не полный портрет Саши Свинцова, каким играет его обаятельный Денис Желтоухов. Он трогателен (не сентиментален) и беспомощен в первой в своей жизни влюбленности. И из того, как играет это Денис Желтоухов, понятно, что его влюбленность первая и последняя. Павленко и Желтоухов не только отличные драматические актеры, обладатели прекрасного вокала, они еще и пластичны. Чего еще желать музыкальному театру.

Не случайно одна из лучших сцен спектакля - когда оба друга волею случая попадают в гости к ленинградским артистам. Дзюбин, легкий, музыкальный, играет на пианино и поет одесский шлягер, нечто похожее на знаменитые «Шаланды», а верный друг в такт не очень изящно приплясывает. Все происходит мило, непринужденно, хотя понятно, что рассчитана сцена до доли минуты: когда притопнуть, когда поднимать руку, когда растерянно улыбнуться, какие в этот момент звучат аккорды и т.д. Но разве ж в этом дело.

...Спектакль захватывает своей мощной энергетикой, волнует, порой потрясает. И, наверное, самое главное, что музыкальная история про двух бойцов не оставляет равнодушными зрителей разных поколений: фронтовиков, их детей и внуков.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.