Юбилей Станислава Таюшева (Астрахань)

Выпуск №2-132/2010, Юбилей

Юбилей Станислава Таюшева (Астрахань)

Свой первый спектакль он предъявил публике в 1968 году: после армии вернулся в родной Саратов, где закончил театральное училище, с другими выпускниками поставил малоизвестную пьесу Карела Чапека «Из жизни насекомых» и показал саратовскому студенчеству. Предприятие по тем временам крайне дерзкое. Успех был шумным.

После окончания в 1975 г. режиссерского факультета ГИТИСа (руководитель курса - И.М.Туманов) молодой режиссер отправляется на Дальний Восток - возглавить свой первый театр, Хабаровский ТЮЗ. Столичная выучка и молодая энергия помогли ему выстроить театр, ставший заметным явлением в городе и регионе. Имя режиссера - Станислав Таюшев - стало известно в театральных кругах, о нем неоднократно писали в журналах «Театр» и «Театральная жизнь». Впрочем, как и о других его сверстниках, лидерах его поколения - Александре Попове и его Красноярском ТЮЗе, Юрии Копылове и его ТЮЗе Орловском, Александре Дзекуне из Саратовского театра драмы. Начинали все вместе. Строили свои театры, воспитывали своих актеров, искали своих авторов.

Для хабаровского главрежа «своим» стал Евгений Шварц. Первый его спектакль в Хабаровском ТЮЗе - «Тень», а последний - «Дракон» (1979), почти запрещенный в ту пору.

После ТЮЗа предложен был краевой драмтеатр, где режиссер набросился на «взрослую» современную драматургию. «Мельница счастья» Мережко, «Мы, нижеподписавшиеся» Гельмана, «Перламутровая Зинаида» Рощина, «Смотрите, кто пришел» Арро. Все эти названия, вместе с поставленными ранее Шукшиным («А поутру они проснулись») и Злотниковым («Пришел мужчина к женщине») являли зрителю лицо современного и дерзкого, не очень угодного начальству театра. Главрежа прорабатывали, учили, воспитывали, и, в конце концов, он покинул Дальний Восток.

Начались новые времена. Был Ярославский ТЮЗ - как возвращенная молодость: «Вся Надежда» Рощина, на которую трудно было попасть, впервые им поставленный «Вишневый сад», шумный успех «Мастера и Маргариты», фестивали в Москве, Киеве, Польше, Югославии. Был Качаловский русский драмтеатр в Казани, где ставил «Крутой маршрут», «Дальше, дальше...», «Наш Декамерон». Самой значимой работой, однако, оказался чеховский «Платонов», далекий от злободневности.

После августа 1991 г. Станислав Таюшев начинает жизнь «свободного художника», ставит в столице (Театр им. А.С.Пушкина, им. М.Ермоловой, РАМТ), в крупных академических театрах в Ярославле, родном Саратове, Владивостоке, во многих других - в Туле, Ульяновске, Вологде, Кирове, Курске, Тамбове, Новосибирске. Вновь прилетает в Хабаровск, город своей театральной молодости, где осуществляет постановки и в драме, и в ТЮЗе, и в Музыкальном театре.

С 2006 года он решился осесть и принял Астраханский драматический театр. В течение четырех сезонов поставил гоголевского «Ревизора», «Последнюю жертву» и «Лес» А.Н.Островского, «Чайку» А.П. Чехова, «Тартюфа» Мольера, «Фигаро» Бомарше, «Учителя танцев» Лопе де Веги, «Пигмалиона» Б.Шоу и, не стесняясь критических порицаний, коммерческие комедии Куни и Камолетти, вернувшие в театр зрителя. Сейчас он репетирует «Ромео и Джульетту», не успев почему-то поставить ее в молодости и... «Клинический случай» Куни.

Ухитрился за долгую театральную жизнь не получить ни званий, ни наград. Умудрился, несмотря на скитания, сохранить дружную семью. Вера Таюшева, участница его первого спектакля (тех самых саратовских «Насекомых») всю жизнь была рядом, успешно играла во многих его театрах.

Мы поздравляем Станислава Владимировича с 65-летием и желаем ему долгих лет активной творческой жизни!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.