На маскараде жизни/Гастроли Амурского областного театра в Хабаровске (Благовещенск)

Выпуск №2-132/2010, Взгляд

На маскараде жизни/Гастроли Амурского областного театра в Хабаровске (Благовещенск)
В конце мая в Хабаровске состоялись гастроли Амурского ордена Трудового красного знамени областного театра из Благовещенска. Стало традицией, что каждые три года старейший на Дальнем Востоке театр знакомит жителей краевого центра со своим творчеством. По словам директора театра Татьяны Бединой, подобные гастроли - своеобразный отчет о работе театра и творческое испытание для труппы.
Не секрет, что театру в небольшом городе сегодня довольно трудно существовать. Чтобы быть востребованным зрителями, приходится выпускать в сезон до восьми премьер, а это почти всегда идет в ущерб качеству. В театре нет главного режиссера, финансируется театр, как водится, по остаточному принципу. К тому же зал Благовещенского театра драмы небольшой, рассчитанный на 300 мест. В таком контексте зачастую и выбор названий, и приглашения постановщиков диктуются финансовым положением театра.
Однако благодаря политике дирекции театра (а это и участие во многих проектах города, и различные акции, направленные на привлечение зрителя), Амурскому драматическому удается в самые сложные времена сохранять свое лицо. Театр хорошо посещается зрителями, на его спектаклях всегда аншлаги. Труппа стабильна, она регулярно пополняется молодыми актерами, выпускниками Дальневосточной театральной академии. В театре работает крепкое среднее поколение, составляющее ядро, ну и, конечно, золотой фонд - старики.
Одной из составляющих театральной деятельности являются гастроли. Многие российские города, удаленные поселки Амурской области, центр Дальнего Востока Хабаровск, Хэйхэ, Харбин, Пекин - далеко не полный перечень городов и населенных пунктов, в которых актеры из Благовещенска побывали со своими спектаклями.
Последние три года жизни Амурского областного были очень насыщенными. Театр отпраздновал 125-летие со дня основания, подготовил много новых спектаклей, стал участником международного проекта. Сразу после хабаровских гастролей спектакль «Искатели счастья» в постановке Игоря Афанасьева (Нью-Йорк) принял участие в театральном фестивале, посвященном 110-летию Исаака Дунаевского в Америке. Это театральная фантазия по мотивам одноименного художественного фильма Иоганна Зельцера и Григория Кобеца на музыку Исаака Дунаевского.
Гастрольная афиша в Хабаровске была представлена шестью спектаклями: «Ва-банк», поставленный московским режиссером Сергеем Дмитриевым по пьесе А.Н.Островского «Последняя жертва», драма М.Ю.Лермонтова «Маскарад» в постановке Сергея Болдырева (Иркутск), комедии «Как бы нам пришить старушку» Джона Патрика (режиссер из Москвы Андрей Лапиков) и «Чужая жена, или Муж на балконе» Херберта Бергера по пьесе «Перебор» (режиссер-постановщик Ринат Фазлеев). Два спектакля: «Все мыши любят сыр» Дюлы Урбан и «Волшебник Изумрудного города» по сказке А.Волкова предназначены для юных зрителей.
Довольно типичная картина, отражающая проблемы выживания театра на окраине России. Однако несмотря на то, что на сцене преобладают комедии, из репертуара театра не исчезают имена Островского, Шекспира, Чехова. И это не случайные постановки. Каждый сезон спектакль, с «лица не общим выраженьем», неизменно появляется в афише амурчан.
На сей раз наши соседи познакомили жителей краевого центра с удивительной, странной, с привкусом горечи и нежности, в чем-то так и оставшейся загадкой драмой Михаила Лермонтова «Маскарад», написанной поэтом в 27 лет.
Спектакль идет 3 часа 40 минут. Поставил его режиссер Сергей Болдырев. Говорят, это была мечта всей его жизни, которая наконец осуществилась на сцене Амурского театра драмы. Театр приурочил постановку «Маскарада» к своему 125-летию. Это был в какой-то степени риск, но и поступок тоже.
Феерия, фантазия, сон в снежную метельную ночь, трагические размышления в темный час самой глубокой полночи при блеске свечей и карнавального вихря - вот что такое болдыревский «Маскарад». Причудливая игра света и тени, сопровождаемая музыкальной темой, неотвязной и повторяющейся, как и слова Неизвестного: «Несчастье будет с вами в эту ночь». В этом, как и в переходах с подсвечниками, колебании портьер-кулис, игре света и тени (художник по свету Виктор Свиридов), есть что-то колдовское, завораживающее. Видно, что спектакль не только выстрадан и выстроен режиссером, он вытанцован, в нем, как в балете, продумано каждое па и выверен каждый шаг, будь то хореография Ольги Черевко или изящные, очень театральные и «говорящие» костюмы Инги Новосельцевой, работающие на создание образа.
И все это - театр. Именно о театре спектакль «Маскарад», в котором действующие лица не только персонажи игорного дома, но и актеры. Спектакль-раздумье, спектакль-монолог о творчестве, замысле, фортуне, перемежаемый горячечными, возникающими в воспаленном воображении образами и видениями.
Условия игры заявлены с первой реплики, когда вышел актер с большой книгой в руках, на обложке которой золотыми буквами написано «Маскарад» (потом все герои будут заглядывать в нее, как в книгу Судеб), и обратился в зал с репликой: «Позвольте мне поставить...». Положил книгу на авансцену и после паузы продолжил текст пьесы: «...сто рублей».
И полетели в воздух карты, пущенные эффектным движением руки, и пошла тема, под ритм которой встречаются, расходятся, кланяются, замирают и гибнут действующие лица спектакля. И когда князь Звездич спрашивает Арбенина: «Вы человек иль демон?», а тот отвечает: «Я игрок!», ты понимаешь, что понятие «игра» в спектакле неожиданно приобрело другой смысл и значение. Не зря лаконичную сценографию Василия Веровчука, по ходу действия трансформирующуюся то в игорный дом, то в будуар баронессы Штраль, то в спальню в доме Арбениных (а подвижные бальные диванчики, составленные вместе, напоминают изящный браслет), венчают темные лики бесстрастных масок.
Маска - еще один образ, который относит нас к карнавалу, игре, превращениям. То есть к театру, в котором все играют в жизнь. «Под маской все чины равны, /У маски ни души, ни званья нет, - есть тело./ И если маскою черты утаены, /То маску с чувств снимают смело». Игра сколь увлекательная, столь и рискованная, потому что один фальшивый или неверный шаг - и ты уже на грани жизни и небытия.
Бессильные в руках Судьбы и Рока, все персонажи пьесы выглядят марионетками на маскараде жизни. Это и баронесса Штраль в исполнении Елены Грачевой, опасная, холодная, играющая в страсть в начале спектакля и трагически прозревающая, опустошенная и сломленная в конце, когда понимает, чем обернулась игра на бале. Она азартна, грациозна, похожа на пантеру, в ней чувствуются сила и властность, эта женщина привыкла идти на поводу своих прихотей и потакать желаниям, какими бы безрассудными они ни казались. Где, в какой-то момент в ней происходит слом, словно она очнулась от чар и поняла, что слишком далеко зашла в своей игре, ибо на кону жизнь ни в чем не повинной Нины, трудно определить, нюансы неуловимы и тонки. В финале спектакля перед нами смертельно уставшая женщина, которая, волоча за собой шлейф бального платья, уходит не за кулисы - в зрительный зал. Игра окончена, маска сброшена. Хорошо, если не с кожей.
Это и Нина (Александра Аверьянова), облик которой напоминает куклу, и так же как кукла она целиком во власти Арбенина, а точнее, придуманного им «идеала», малейшее отступление от которого может навлечь на ее голову гнев и ярость мужа. Понимаешь, что такая Нина изначально обречена, ибо она химера, игра воображения. Ее предсмертный танец - логическое завершение драмы, то есть полное исчезновение, растворение в другом, небытие. Здесь маска срослась с лицом настолько, что уничтожить ее может только смерть.
Интересны исполнители ролей Казарина (Олег Бойко), князя Звездича (Максим Клепалов), Неизвестного (Анна Радецкая), но бесспорная и безусловная удача спектакля - Арбенин Роберта Салахова, ради которого, как понимаешь, и затевался «Маскарад». Арбенин-Салахов и стержень, на который, как бусинки в ожерелье, нанизываются остальные участники, и камертон, по которому можно определить степень подлинности происходящего. По словам завлита театра Нины Дьяковой, к артисту Салахову роль Арбенина пришла в нужное время: он не юн, но и не достиг той черты мужской зрелости, за которой наступает «третий возраст», есть опыт, силы и страсть. Но сколько труда и внутренних противоречий пришлось ему преодолеть на пути к воплощению образа! Я уж не говорю о той огромной работе, которую артисту пришлось проделать над текстом.
Вот он впервые появляется в спектакле -- Евгений Арбенин, человек, свободно владеющий ситуацией, ибо много пережил и испытал, и ему теперь все понятно на маскараде жизни и нет нужды скрывать чувства за какой-либо маской. Он давно забросил свет, старых друзей, холостяцкие привычки и занят, по его словам, не делами, не картами - любовью. Однако на влюбленного он совсем не похож, как, впрочем, и на безумца тоже: слишком рассудочен, слишком холоден и ясен. Он то беспечный, то скучающий, то великодушный, способный на благородный поступок, а то опять язвительный, но ни разу не влюбленный! В сцене с Ниной, хотя он произносит страстный монолог о своих к ней чувствах, нет и тени теплоты и внимания. В какой-то момент понимаешь, что этот Арбенин страдает не от ревности и обманутого доверия, а от ужаса несовпадения его представлений об обществе с реальностью. Стоит хотя бы на миг поверить, что человек достиг идеала: вот же он - любовь, преданная жена, счастье, как тут же все исчезает. В этом несовпадении трагедия Арбенина.
По своему подходу к материалу, режиссуре, качеству спектакль «Маскарад» настолько отличается от остального репертуара, что позволяет думать о больших и неиспользованных до конца возможностях труппы. Даже исполнители ролей эпизодических работают на пределе возможностей. Иначе нельзя, ибо сразу рушится весь образный и пластический строй спектакля. Разумеется, не все дотягивают до уровня, предложенного режиссером-постановщиком, кому-то не хватает дыхания и голоса, кого-то еще подводит дикция, да и размеры зала и сцены Хабаровского музыкального театра, где проходили гастроли амурчан, явно отличаются от их родного театра. Но уважение к Слову поэта и доверие театра к нам, зрителям XXI века, сквозят в каждой актерской работе. И какие бы чувства ни рождали персонажи лермонтовской пьесы, симпатию или отторжение, они не могут не вызвать сочувственного отклика в сердцах зрителей.
 
Фото предоставлены автором

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.