Память сердца/Вадим Давыдов ((Волгоград)

Выпуск №2-132/2010, Вспоминая

Память сердца/Вадим Давыдов ((Волгоград)
В июне 2010 года 100 лет исполнилось бы заслуженному артисту РФ, заслуженному деятелю искусств РФ Вадиму Ивановичу ДАВЫДОВУ - основателю и главному режиссеру Волгоградского ТЮЗа, открытого 22 марта 1970 года.
Его имя стоит в одном ряду с теми деятелями культуры, исчисляемыми единицами, кто сознательно и навсегда посвятил себя детскому театру, требующему от его творцов особого художнического и человеческого таланта.
Творческая деятельность Вадима Ивановича началась в 1926 году, когда он сразу же после школы был принят артистом в только что созданный Днепропетровский ТЮЗ и очень скоро занял в нем ведущее положение. В дальнейшем он уедет на учебу в Киевский театральный институт им. Лысенко, где закончит уникальный в своем роде факультет режиссеров детского театра. Вернувшись в Днепропетровск, продолжит актерскую деятельность, пробуя себя еще и в качестве постановщика. А потом грянет война. Театр эвакуируют в Актюбинск, откуда, объединив с труппой Калининского ТЮЗа под руководством Ю.Киселева, отправят в Саратов. Так в 1944 году начнет свою послевоенную историю Саратовский ТЮЗ, став со временем одним из лучших детских театров страны. В.И.Давыдов будет там истинным премьером, «героем» многих спектаклей, проявит себя как талантливый постановщик, обладающий буйной режиссерской фантазией, оставит свой след как замечательный педагог.
Он был романтиком, человеком страстей, абсолютно лишенным каких-либо карьерных притязаний. Лишь наигравшись всласть на сцене, поставив множество спектаклей, выпустив несколько актерских курсов в Саратовском театральном училище, Давыдов почувствовал внутреннюю необходимость в собственном театре. И это его желание совпало с предложением возглавить Волгоградский ТЮЗ.
Вспоминает первая заведующая труппой театра, заслуженный работник культуры РФ Людмила Викентьевна Рогозина:
- Я впервые увидела Вадима Ивановича, когда года за полтора до официального открытия ТЮЗа, летом 1969 года, он приехал в Волгоград знакомиться с будущими коллегами. Пришел домой ко мне и Борису Аркадьевичу Рогозину (назначенному заместителем директора) вместе с директором, заслуженным артистом РФ Аркадием Александровичем Высоцким. Вот эта первая встреча в домашней обстановке определила наши дальнейшие отношения - деловые и по-настоящему дружеские. Давыдов произвел впечатление человека, прекрасно знающего театр, буквально кипящего планами, настроенного на активную творческую работу. Говорили о необходимости пригласить в труппу как можно больше молодежи, о бытовых и творческих проблемах, о репертуаре и многом другом. Что характерно, планы в дальнейшем неизменно воплощались, проблемы решались - во многом благодаря энергии и целеустремленности главного режиссера. Он горел на работе, требуя от всех такой же самоотдачи. При этом никто не чувствовал насилия над собой, отношения строились на доверии. Давыдов не был, конечно, святым В театре была веселая, трудовая и очень чистая атмосфера - без интриг, подхалимства, зависти и прочей гадости. Постоянно устраивались «капустники», в которых Вадим Иванович и сам принимал участие.
В.И.Давыдов привез в Волгоград из Саратова свой курс, который здесь довел до выпуска. В этом тоже было проявление его личности - не бросил, доучил, некоторых взял в свой театр, остальным помог устроиться в других городах. Один из бывших студентов того курса, ныне заслуженный артист РФ Василий Богатырев говорит о своем учителе:
- Вадим Иванович был педагогом от Бога. Девяносто процентов моих однокурсников стали ведущими артистами в разных театрах страны, в том числе и в нашем ТЮЗе. Вспомнить хотя бы замечательных Юру Максимочкина и Надю Голубеву (светлая им память!). Его педагогический талант заключался не только в умении научить профессии. Но еще в очень важных лично для меня вещах. Например, он никогда никуда не опаздывал, всегда очень элегантно, красиво одевался. Он никогда не читал морали, не выговаривал по поводу наших «не всегда правильных» поступков - но и без слов было ясно его отношение. А когда надо было, защищал. Мне, к примеру, он реально помог не вылететь из училища, а потом и из театра. Так что я благодарен Вадиму Ивановичу за многое в своей судьбе.
Разговор продолжает актриса Татьяна Браженская:
- Я училась у В.И.Давыдова в Волгоградском училище искусств с 1981 по 1985 годы - это был последний набранный им курс. Для меня главным уроком осталось его невероятное трудолюбие. Мы падали от усталости, а он, уже немолодой человек, был неутомим. Он учил любить профессию, несмотря на все ее трудности и опасности, учил испытывать радость от работы на сцене, в театре. Возился с нами, как с детьми, часто зазывал в свой гостеприимный дом и кормил-поил, помогал всячески. Сегодня его сын Вадим, ставший отличным врачом, тоже по-своему помогает театральному народу. А еще он настойчиво советовал по возможности продолжать учебу - так я, последовав его совету, закончила потом Высшее театральное училище им. М.Щепкина.
Артист Борис Кудрявцев, работающий в Волгоградском ТЮЗе почти со дня его основания, вспоминает Давыдова как «актерского» режиссера:
- Он был тонким психологом, иногда делал совершенно неожиданные назначения на роли. Так он подсказал Виктору Тарасову, режиссеру памятного спектакля «Прежде, чем пропоет петух», дать мне сыграть одну из центральных ролей - учителя Томко. При этом герою было под 60 лет, а мне лишь 24. Он помог мне многое в себе открыть, к тому же повысить самооценку, что было важно тогда. Он вообще умел добиваться от актера нужного результата, при этом не торопя его, не покрикивая... Все знали - если из зала раздается громыхание его ключей от кабинета - значит недоволен, сейчас остановит и выбежит на сцену исправлять. Он же сам был замечательный актер, не любил много говорить - умел показать суть образа.
Эту тему продолжила актриса Светлана Жданова, вспомнив одну из любимых своих ролей в сказке «Финист - ясный сокол».
- Роль Злой бабы была, пожалуй, первая, созданная мной с режиссером Давыдовым. Я до сих пор помню счастье рождения этого очень интересного образа, ставшего в спектакле центральным. Еще больше помню то, как радовался Вадим Иванович моей удаче. Лариса Давыдова, жена В.И., спрашивала: «Что там происходит у вас на репетициях, Вадим Иванович только о тебе и говорит дома!»
Имя В.И.Давыдова прославили сказки, в этом жанре театрального искусства ему не было равных. В Саратове он поставил их более сорока. Многие, классические, повторил потом в Волгограде, и они стали лучшими его спектаклями.
Известный волгоградский писатель и журналист Владимир Богомолов делился своими впечатлениями от увиденных на сцене ТЮЗа давыдовских постановок «Конька-горбунка» П.Ершова, «Аленького цветочка» С.Аксакова, «Мальчика-звезды» О.Уайльда, других:
- Вспоминая эти постановки, я думаю о том, что покоряет в них, заставляет юного зрителя активно сопереживать героям. Наверное, прежде всего умение режиссера найти тот золотой ключик к заветной дверце волшебства, которая всегда манит к себе юное сердце. В переполненном зале я часто ловил на лицах детей такое выражение, которое безошибочно говорило: зритель не здесь, не в зале, а там, в тридевятом государстве, вместе с героем сказки борется и побеждает. В этом умении зажечь воображение ребенка, заронить в нем «души прекрасные порывы», мне думается, главная заслуга режиссера Давыдова.
Воистину уникальной оказалась судьба одного из любимых его спектаклей - «Аленького цветочка», впервые поставленного режиссером в Саратовском ТЮЗе в конце 40-х. Не поверите, он и сегодня там идет, постоянно обновляемый и бережно хранимый! Вадим Иванович как-то рассказал удивительный случай, связанный с этим спектаклем. В театр приходило много писем от детей и взрослых. Но вдруг в одном из них оказались такие слова: «Спасибо, вы вернули мне любовь моих детей». Оказалось, человек вернулся с войны калекой, с обгоревшим лицом, без ног. Его не узнавали, избегали дети, он страдал. И однажды все изменилось - причиной был спектакль «Аленький цветочек». История мужественной и преобразующей любви Аленушки к доброму, но внешне безобразному Чудищу прошла через сердце детей, дав им урок сострадания и доброты, заставив понять родного человека.
Около тысячи раз сыграли этот спектакль, вновь поставленный Давыдовым уже в Волгоградском ТЮЗе. Несколько поколений выросло на нем, и по сей день многие с восторгом вспоминают, как летали на сцене метла, фрукты, как загорались огоньками ступени лестницы, ведущей в замок к Чудищу, который на глазах зрителя превращался в писаного красавца...
100-летие со дня рождения В.И.Давыдова - это наш общий праздник с Саратовским ТЮЗом. Поэтому мы позвонили его нынешнему художественному руководителю, народному артисту РФ Юрию Петровичу Ошерову, одному из первых учеников и соратников Вадима Ивановича.
Он был очень обрадован нашему поздравлению:
- Прошло уже много лет, но дух В.И.Давыдова живет в стенах нашего театра. Как живет и его «Аленький цветочек». Так случилось в моей жизни, что я ребенком был на премьере сказки в 1948 году, и ярчайшее впечатление от этого спектакля, думаю, повлияло на выбор профессии. Я сам, моя жена - народная артистка РФ Светлана Лаврентьева, другие актеры театра, учившиеся у Давыдова и работавшие с ним, преклоняются перед личностью Учителя. Он был уникален не только как режиссер, но и как друг, щедрый, добрый, заботливый, не жалевший времени и сил на близких людей. Он был замечательный человек, красивый, светлый, жизнерадостный, талантливый во всем. Мы всегда будем его помнить!
В Волгограде тоже помнят Вадима Ивановича Давыдова и отмечают его юбилей.

Фотогалерея

Татьяна, 21 декабря 2011
Благодарю за статью. С теплотой и любовью, как о близком, или родном человеке. Время действительно не властно над талантом и душевной чистотой человека, век прошел..., а мы помним...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.