Выход первого номера нового журнала "Театр"

Выпуск №3-133/2010, Событие

Выход первого номера нового журнала "Театр"

Первый номер нового журнала «Театр» был презентован в Синем зале СТД РФ 15 октября.

После двухлетнего перерыва главный и старейший российский журнал о театре, возникший в 1930 году, будет выходить раз в два месяца. Его учредитель и издатель - Союз театральных деятелей России, новый главный редактор - Марина Давыдова, арт-директор - Игорь Гурович, главный дизайнер и автор макета - Наташа Агапова (оба - из ZOLOTOgroup, модной компании, которая занимается маркетингом и дизайном).

Председатель СТД Александр Калягин поздравил и поблагодарил Марину Давыдову, вручил ей букет, рассказал, какое удовольствие получил от чтения, процитировал свое послесловие, написанное для первого номера, в котором, в частности, говорится: «...мы все знаем, что наш театр сегодня болеет, и не одной болезнью, а сразу несколькими, а во время болезни чрезвычайно важно поставить правильный диагноз. Марина умеет это как никто другой».

Марина Давыдова выразила свое отношение к предшественникам: по ее словам, это действительно был главный медийный ресурс театрального сообщества, на его страницах сформировался абсолютно уникальный театроведческий стиль, которого нет нигде в мире - сопряжение академической науки и живого разговора о театре. Это сопряжение новому главному редактору хотелось бы в журнале сохранить. Она рассказала о структуре и концепции нового «Театра», который будет состоять из трех разделов: «ТЕАТР на сцене» (традиционные театроведческие жанры), «ТЕАТР за сценой» (социологические аспекты), «ТЕАТР за пределами театра» (театральная культурология). В «Библиотеке ТЕАТРа» планируется публиковать отнюдь не одни пьесы (в первом номере - «Река» А.Паперного), а например, стихи актеров (планы на номер второй). Раздел Yellow Pages составят информация, статистические данные, результаты опросов, которые «подчас говорят о проблемах современного театра красноречивее, чем статьи». В каждом номере будет представлен спецпроект (архивные фотографии Анатолия Эфроса пронизывают весь первый номер); традиционная рецензия возможна только в исключительных случаях - если спектакль станет действительно событием, каковых сегодня почти нет; о провинции будут рассказывать авторы «Театра», не обязательно критики, командированные в город журналом, которые будут ходить в театры, покупая билеты за редакционные деньги, что обеспечит независимость их репортажей.

Редакции в привычном смысле слова - как клуба, где общается театральный люд - у журнала не будет, хотя у него и есть небольшой офис в СТД. Современные средства позволяют членам команды работать дистанционно, а общаться с авторами и читателями в интернете.

Марина Давыдова подчеркнула, что журнал рассчитан не только на театральных профессионалов. Предполагается подписка, рассылка по региональным отделениям СТД, в Москве продавать его будут не только в специализированном магазине издательства «Артист. Режиссер. Театр» в здании библиотеки СТД РФ, в просторечии «у Никулина», но и в нетрадиционных точках - например, в филармонии или ночном клубе «Гараж».

Первый номер напомнил мне журнал «Московский наблюдатель» - концептуальностью, структурированностью, умением протянуть одну тему через весь номер. В результате очень разные материалы составляют единое целое. Тексты интересны не только предметом высказывания, но и личностью пишущего.

Дизайн журнала самодостаточно стилен и, на сегодняшний вкус, безупречен. Единственный недостаток - иногда он мешает читать слова. Большие цифры, указывающие страницы на анонсовых полосах, перекрывают названия рубрик, что создает порой комический, а порой двусмысленный эффект. В конце каждого текста добавлено слово Театр. С точкой. В первом номере использован только один цвет - синий. (Макет допускает, по словам Марины Давыдовой, варианты - в дальнейшем возможны любые сочетания, полноцветные вставки.) Тексты Yellow Pages даны мелким шрифтом на слегка желтоватых страницах, что смыслово оправдано, хуже, что фотографии - марочки, на которых порой ничего не разглядишь. И не только на Yellow Pages. На черно-белых фотографиях глаз отдыхает, некоторые из них вызывают благодарное восхищение. Синие уступают в качестве и воспринимаются, во всяком случае вначале, как размытые цветовые пятна, заставляют напрягаться.

Думаю, читательское напряжение - эффект запланированный, определенный общей провокативностью издания: диагноз болезни требует жесткости, а новая команда, похоже, чувствует себя кризисными менеджерами - кто сегодня читает газетные материалы о театре, а тем более театральные журналы? Однако вряд ли специально задумывались трудности, связанные с грубой склейкой - очень толстые офсетные страницы числом 172 приходится буквально раздирать. Удерживать журнал при чтении неудобно, даже когда сидишь за рабочим столом.

Ловить блох - дело необходимое, но нудное. Ограничимся самым малым. В текстах номера есть досадные ошибки, в том числе - в именах. Фамилия «Бартошевич» пишется через безударное «о», отчество Марии Кнебель - Осиповна, т.е., писать надо «М.О.», а не «М.И.», в Калифорнии нету Селиконовой долины и т.д. После этого дикая чушь, которую на «желтых страницах» несет молодое театральное поколение, высказывающееся на тему «Что я знаю об Анатолии Эфросе», не кажется такой уж дикой.

Сомнение вызывают некоторые цифры, репрезентативность опросов... Сама по себе идея с картой, на которой изображены города - номинанты и лауреаты «Золотой Маски» удачна, но вот нанесены они... слишком уж схематично. Как в работе двоечника с контурной картой на уроке географии. А то, что городок Советск, в котором работает знаменитый «Тильзит-театр», этапирован из Калининградской в Кировскую область, позволяет вспомнить г-жу Простакову. И не только в связи с географией.

Силуэт героя спецпроекта номера, легендарного режиссера русского психологического театра Анатолия Эфроса, украшает обложку журнала. В него ромбом вдается фотографический профиль Пины Бауш, ушедшей из жизни прошлым летом, легендарного хореографа-новатора современности.

На обложку же вынесены мини-анонсы: «Пина Бауш: гений нездешних мест» (курсив мой) - наверху; «Миграции московских артистов упраздняют понятие «репертуарный театр» - внизу. Добавим, что на всю заднюю обложку дана фотография уходящего Эфроса. Потрясающе выразительная, легко опознаваемая спина гения.

Собственно, этим многое сказано о содержании номера. Но глупо предъявлять претензии автору книги «Конец театральной эпохи». Отрицание дееспособности русского репертуарного театра вызвано и объективными причинами, и пристрастиями главного редактора и его команды. Напомним, если кто не знает: предметом изучения театроведа Марины Давыдовой был, в первую очередь, западный театр. Она знаток современного западного театра, критик, утверждающий себя и как деятель - арт-директор фестиваля NET - «Новый европейский театр».

Почти все тексты номера держат внимание, читаются с интересом (поговорим о них в следующем номере «СБ, 10»). Но посвящены они театру столичному и его сопоставлению с западным. Исключений всего два: дискуссия «Нужны ли в провинции театральные вузы?» (участники которой многосторонне открывают велосипед) и фельетон Глеба Ситковского о городе NN: остроумный, но не едкий, написанный достаточно деликатно и все же поверхностный - что продиктовано самим методом быстрого «наезда», предложенным журналом.

Это первый номер - современный, яркий, эмоциональный. Любителивы? Конечно! Но адресован он в том числе тем, кто не любит, и призван раздражить тех, кто любит слишком некритично. Поэтому, надеюсь, все впереди.

Фото Виктора Сенцова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.