Большие надежды. I Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег»

Выпуск №2-112/2008, Фестивали

Большие надежды. I Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег»

В июне прошел I Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег». Почти неделю на большой сцене Смоленского государственного драматического театра им. А.С.Грибоедова играли гости — актеры российских и белорусских театров. Зрителям были представлены шесть спектаклей разных жанров, из которых жюри во главе с театральным критиком, обозревателем «Литературной газеты» Анной Кузнецовой должно было выбрать единственный — достойный «Гран-При». В результате главного приза фестиваля был удостоен спектакль «Домой» Национального академического драматического театра им. Якуба Коласа (Витебск) по пьесе современного белорусского драматурга Елены Поповой. Постановка Виталия Барковского, который уже одиннадцать лет возглавляет этот коллектив, основанный в 1926 году на базе белорусской драматической студии при МХТ.

В номинации «За лучшую женскую роль» победу одержала молодая артистка Рязанского государственного областного театра Марина Мясникова — исполнительница заглавной роли в комедии «Дикарка». Лучшей мужской ролью признана работа белорусского актера Сергея Юревича (Гомельский областной драматический театр) в спектакле «Волки и овцы», где он играет Аполлона Мурзавецкого. Кроме главных, жюри установило также дополнительные номинации. Хозяин фестиваля Смоленский драматический театр, представивший романтическую трагедию «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (режиссер-постановщик Роман Родницкий, художник Светлана Архипова), награжден дипломом «За путь в освоении сценического пространства». Отмечены также артистка Рязанского театра драмы, народная артистка России Зоя Белова «За долголетнее служение и преданность профессии», артисты Гомельского театра Татьяна Гончарова и Виктор Чепелев «За неожиданное решение сценического дуэта Купавиной и Беркутова» и директор Смоленского театра Л. Н. Судовская «За образцовое проведение фестиваля». Специальными призами областного отделения СТД РФ отмечены актриса Елена Ганум — исполнительница главной женской роли в спектакле «Домой» Витебского театра, автор сценографии к спектаклю Гомельского театра «Волки и овцы» Борис Герлован и снова Людмила Судовская — «За преданность актерскому братству».

О своих театрах и о фестивале говорят его участники и члены жюри.

Жанна Виноградова, художественный руководитель Рязанского театра драмы:

— Рязанский театр привез на фестиваль «Дикарку» А. Н. Островского и Н.Я.Соловьева. Спектакль выпущен 21 декабря 2007 года, это премьера сезона. Почему возникла идея поставить «Дикарку»? Эта классическая пьеса актуальна. Меня занимает тема скучающего русского интеллигента, тема человека, который очень много нафантазировал, но ничего не создал. Он любит только созерцать. Это серьезная проблема! Как говорит герой «Дикарки» Ашметьев, «это моя последняя шалость в жизни», забывая, что подобные шалости могут стать причиной драмы. И сегодня слишком много инфантильных мужчин вокруг. Очень интересно, кстати, реагирует зритель.

Андрей Новиков, директор Могилевского драматического театра:

- Наш театр, пожалуй, самый старый драматический театр в стране. Недавно мы отмечали 120-летие. Процентов 80 спектаклей у нас идут на русском языке. Так уж исторически сложилось. Население в основном говорит на русском. Здание театра было построено в 1888 году на добровольные пожертвования граждан и является достопримечательностью Могилева. В 2000 году была закончена реставрация здания. А пять лет назад при театре открыли студию для молодежи. С 2006 года мы проводим Международный молодежный театральный форум «М.art.контакт». В нем участвуют молодые режиссеры и актеры. В Смоленск мы привезли наш новый спектакль «Оскар и Розовая Дама» Э.-Э.Шмитта. Включение в репертуар пьес такого автора — это определенная позиция. Наш театр нацелен не только на то, чтобы развлекать зрителя.

Виталий Барковский, художественный руководитель Национального театра им.Якуба Коласа (Витебск):

— У нас зрители больше ходят на спектакли о сегодняшнем дне. Естественно, они отдают предпочтение таким жанрам, как мелодрама, комедия, трагикомедия. Я объясняю это тем, что люди все еще никак не отойдут от стрессов, вызванных коренной ломкой, произошедшей в 90-е годы. Стрессы эти посеяли в их сознании массу сомнений. Стоит ли жить по совести, по чести, стоит ли вообще быть христианином? Столько вокруг соблазнов, чтобы жить повкуснее, посытнее... Что не всегда, мягко говоря, созидает душу. И спектакли, где затрагиваются подобные темы, больше востребованы. Я скажу так: для классического репертуара, будь то Гоголь, Чехов или, скажем, западная драматургия, 15-20 показов — это предел. А современные пьесы играются по 50 и по 100 раз. Настоящий театральный зритель, конечно, ценит спектакль достойный, ему интересен какой-то изыск или мысль оригинальная. Но таких зрителей мало. Зрителя в нашем небольшом городе иной раз хватает хорошо, если на один-два спектакля. На остальных — публика... То есть, видимо, так всегда и будет, да так, собственно, и было. И надо это принимать во внимание при составлении репертуара. На пять спектаклей для публики надо делать два — на зрителя. Чтобы не остывал интерес к театру...

Александр Вислов, шеф-редактор отдела искусств «Литературной газеты», член жюри:

— Фестиваль позволил составить некоторое представление о сегодняшних театрах Белоруссии. Все-таки три театра участвовали. И финальный расклад показал, что белорусские театры в итоге собрали больше премий и наград, чем российские. Это, пожалуй, самое главное впечатление. Думаю, что «Смоленский ковчег» имеет перспективы и в силу своего географического положения, и в силу театральных традиций. И публика здесь замечательная... Мне кажется, что у этого фестиваля есть возможность стать значимой точкой на фестивальном пространстве, местом, где встречаются Восток и Запад, Россия и Европа, российский театр и театр наших западных соседей. Это может быть не только Беларусь, но и страны дальнего зарубежья, которые тоже все недалеко.

Валентина Роговская, заместитель директора Гомельского областного драматического театра, член жюри:

— На Смоленский фестиваль очень большие надежды. Все эти годы мы встречались на «Славянских театральных встречах» в Брянске. А теперь, образно выражаясь, сели в один ковчег! И потом сам город Смоленск обладает большой притягательной силой не только для русских, белорусов и украинцев, но и для южных и западных славян. Это известнейший в мире город. Он любопытен и французам, там тоже есть театры со славянским уклоном. Я думаю, на этом фестивале было бы интересно шире представить драматургию славянских стран, опять же не только русскую, белорусскую, украинскую, но ту же болгарскую, например, а также драматургию западных славян. Сейчас много говорят об объединении славян. И Смоленск первый предложил: вот ковчег... Искусство взялось за то, чтобы всем нам быть вместе!

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.