Мальчики/"Как я провел детство" ВГИК, Мастерская И.Ясуловича
Выпуск №3-133/2010, Премьеры Москвы

Спектакль «Как я провел детство» Мастерской Игоря Ясуловича по произведениям Юрия Олеши поставила Ксения Кузнецова - педагог ВГИКа.
Зачастую театральные постановки ВГИКа производят странное впечатление. Они больше похожи на черновики будущих кинофильмов: игра актеров тут фрагментарна, все движется рывками, эпизоды кажутся слабо связанными между собой.
Спектакль Ксении Кузнецовой - неожиданное исключение. Взявшись за прозу Олеши, она со студентами создала лирическую новеллу про путешествие по «местности детства», которое всегда важно для хрупкого творческого сознания, ведь именно в детские годы оно и формируется. Прозрачность лирической стихии - самое интересное в спектакле. Юрий Олеша, писатель въедливый и нервный, предстает здесь автором изысканным, изящным, чутким к оттенкам интимных состояний юной души. Метафоры его еще не столь остры, темпераментны и парадоксальны, как в годы зрелого творчества, точнее, в описаниях зрелых чувств. Художник слова столь же внимателен к тонким вибрациям чувств и смыслов. Его молодой герой уже способен расслышать неведомое другим в хаосе состояний и толчее мыслей, которые упрямо накапливает память, подспудно формируя драматическое восприятие «так называемой жизни».
В предшествующих шедеврах русской литературы про детство и отрочество, текстах Толстого и Чехова, за редкими исключениями, лирическая стихия была не менее хрупкой, но не чревата трагизмом.
Воспоминания о детстве, записанные Олешей, неизбывный драматизм подразумевают и являют, что обусловлено самой эпохой, ее надломами и безднами. Недаром самый известный герой писателя - обманутый ребенок - наследник Тутти из «Трех толстяков». Студенты ВГИКа, увлеченные обнаруженными в тексте Олеши откровениями, предельно искренни в передаче лирических состояний, упрямы и бесстрашны перед провокациями нахлынувших на юную душу героя соблазнов и противоречий. Деля тексты Олеши на четыре голоса, они вовсе не дробят характер героя. Молодым актерам удается, не теряя специфических оттенков каждого из них, слиться в единый голос творческой натуры, стремящейся назвать каждое наблюдаемое явление или проживаемое состояние единственно верным словом. Само стремление высказаться здесь равносильно магии истины.
В этом нет никакой «подростковости». Более того, градус переживания кажется значительно более высоким, нежели у зрелого человека, тронутого если не цинизмом, то скепсисом. «Ощущение возвращаемой чистоты» доступно лишь юному духу.
Молодые артисты Иннокентий Ширяев, Павел Солодовников, Виталий Щанников и Евгений Морозов начинают спектакль как тихую игру перед сном, какими пытаются отвлечься от сна юные лицеисты или воспитанники частных учебных заведений «с продленкой».
Помещение, в котором они пребывают, мало похоже на обычную комнату или спальню. Оно, скорее, напоминает перламутровую раковину, прозрачную и хрупкую, где легко скрыть тайны своей души или просто спрятаться от внешнего мира. По бокам разбросано множество игрушек и странных предметов, область применения которых давно забыта, есть даже телевизор первого поколения, по-старинному закрытым кружевной салфеткой. Подначивая друг друга, ребята постепенно от привычных детских тайн и страхов поднимаются, благодаря «тонким энергиям» текстов Юрия Карловича Олеши, до откровений, чреватых кипением страстей и опасными срывами, последствия которых юная душа еще не способна осознать. Следить за этим бесконечно интересно, даже о времени забываешь. Остается добавить, что постановка посвящена 50-летию со дня смерти писателя, скончавшегося 10 мая 1960 года и похороненного на Новодевичьем кладбище. А сыграли свой замечательный спектакль студенты ВГИКа совсем неподалеку от Новодевичьего монастыря, в стенах Библиотеки имени Волошина, весьма специфическая атмосфера которой особым образом способствовала глубине впечатления.
Фото Валерия Скокова
Фотогалерея



Отправить комментарий