Казань

Выпуск №4-134/2010, В России

Казань

Бессмертный сюжет Дюма-сына вновь обрел жизнь на театральной сцене. В Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. М.Джалиля состоялась премьера балета «Дама с камелиями».

Скандальная и одновременно трогательная история любви известной в Париже куртизанки и сына популярного писателя рассказана свежо и талантливо. История знает массу примеров воплощения этого романтического сюжета, осуществленных на протяжении более полутора столетий в разных областях искусства: опере, балете, на драматической сцене, в кинематографе (широко известен американский фильм «Дама с камелиями» с киноактерами Робертом Тейлором и Гретой Гарбо, получившей за роль в этом фильме премию «Оскар»). Но наиболее популярна, безусловно, самая репертуарная опера в мире - «Травиата», о которой сам драматург говорил: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее». Верится, что со временем новый балет Татарского театра оперы и балета станет так же любим публикой, как и «Травиата» Верди.

А пока можно констатировать факт, что новый балет имел бешеный успех у публики на премьерных показах. Лучшие страницы гениальной музыки «Травиаты» Верди украсили казанскую «Даму с камелиями». Балетную партитуру также обогатили яркие фрагменты из вердиевских опер: «Бал-маскарад», «Луиза Миллер», «Макбет», «Сицилийская вечерня», «Атилла» и др. Благодаря точной профессиональной работе постановщиков: хореографа Александра Полубенцева, дирижера Андрея Аниханова и музыкального консультанта, композитора Геннадия Банщикова (вся команда из Санкт-Петербурга), - соединение разностильных отрывков получилось однородным и органичным.

Ведущий в этом тандеме - известный в мире хореограф Александр Полубенцев, поставивший шестнадцать балетов на музыку, в основном, современных композиторов, в России и за рубежом. Он - признанный мастер хореографической миниатюры, автор более шестидесяти хореографических номеров в операх, мюзиклах и опереттах. С 2006 года Полубенцев сотрудничает с Казанским хореографическим училищем: юношеская аудитория с восторгом принимает его волшебные балеты - сказки «Снежная королева», «Морозко» и «Щелкунчик». А новые постановки опер «Травиата» (2007) и «Риголетто» (2009) в Казани стали интереснее и привлекательнее, благодаря танцевальным номерам этого талантливого хореографа.

Достоинством «Дамы с камелиями» Полубенцева является полное слияние музыки с танцем. Авторский хореографический язык Полубенцева основан на классике с гибким, «деликатным» использованием элементов современного танца. Такой синтез балетной классики и модерна придал особый шарм «Даме с камелиями», внеся современный колорит в прочтение давно знакомого сюжета.

Балет включает 3 действия и 10 картин. Основное развитие сюжета аналогично опере «Травиата». Постановщики использовали прием ретроспективы действия. Пролог начинается со сцены похорон куртизанки. Ее возлюбленный Арман рыдает на могиле, его жизнь утратила всякий смысл. Молодой человек в воспоминаниях восстанавливает печальную историю своей любви... В балете введен новый персонаж - нищенка, издали наблюдающая за перипетиями сюжета, сочувствующая главным героям и предсказывающая их судьбу.

Новый балет поражает своей эстетикой: он удивительно красив и изыскан. Красота проявляется в выразительном языке танца, в хореографической пластике, жестах, в богатой палитре эмоциональных чувств. Сценическая красота гармонирует с эстетикой душевного мира Маргариты Готье и Армана Дюваля. Александр Полубенцев проявил недюжинную хореографическую фантазию, чтобы увлечь зрителя. Каждая из 10 картин: «Бал», «Улица», «Комната Маргариты», «В деревне», «Бордель», «Бал-маскарад» или сцена смерти Маргариты - неповторима по танцевальному рисунку и психологии взаимоотношений влюбленных с обществом «полусвета».

Трудно выделить по яркости какую-либо одну из картин - все они хороши. Лирические дуэтные сцены Маргариты и Армана решены хореографическим языком классики. Дуэт Армана с отцом являет пример оригинального динамичного современного танца. Массовые сцены (1-я картина завязки драмы, кульминационная 9-я картина «Бал-маскарад») поражают изобретательностью, потрясающей динамикой и совершенством балетного действия. В нем синтезированы всевозможные виды хореографической техники, включая элементы пантомимы, художественной гимнастики и спортивного танца с эффектными растяжками в танцах и феерическим шпагатом.

Музыкальный руководитель и дирижер постановки Андрей Аниханов усилил лирическую линию в балете через утонченную приглушенную звукопись в оркестре. Весьма одаренный музыкально, дирижер продемонстрировал тончайший вкус в прочтении партитуры, не форсируя динамику оркестрового звучания даже в трагических моментах исповеди. Оркестр под управлением Андрея Аниханова отразил роскошь музыки Верди во всем блеске и очаровании.

Казанский оперный театр известен замечательной балетной труппой. Достойный состав солистов подобран в «Даме с камелиями». На партию Маргариты заявлены А.Суродеева, А.Елагина, Ю.Позднякова, Т.Голякова (Киев), на роль Армана - Н.Канетов, М.Тимаев, Р.Савденов. Автору этих строк удалось увидеть восхитительную пару: Александру Елагину и Нурлана Канетова. Эти артисты поразили глубоким вхождением в образ: их танец был истинным союзом двух любящих сердец. Исполнение данных солистов отличалось аристократичностью, подлинным вкусом и виртуозной танцевальной техникой.

В «Даме с камелиями» стерта грань между главными и второстепенными персонажами. Высокий уровень исполнительства присутствует в партиях второго плана: Нищенки - Рузалии Фатхутдиновой, хозяйки борделя мадам Жорж - Станиславы Сырадоевой, Гастона - Антона Полодюка, лакеев - Н.Батуллина, Д.Прусакова, И.Троилова, А.Чернова. Светскость и лоск передала Алина Штейнберг, исполняющая эффектную роль куртизанки Олимпии. На сцене ощущалось всеобщее упоение солистов и кордебалета восхитительной музыкой и хореографией нового балета.

Красоту и гармонию на сцене создали художник-постановщик Владимир Самохин (Казань), художник по костюмам Ирина Кустова (Санкт-Петербург) и художник по свету Сергей Шевченко из Большого театра России (Москва). Выполненное с большим вкусом, лаконичное, изящное художественное оформление В.Самохина дополнялось ослепительным светом в сценах бала и мягкими приглушенными тонами в драматических эпизодах балета. На высоком художественном и стилистическом уровне выполнены Ириной Кустовой блестящие костюмы героев, соответствующие духу аристократического французского общества XIX столетия.

Казанская «Дама с камелиями» оставила прекрасное впечатление. Думается, что новый спектакль Татарского театра оперы и балета составит в будущем конкуренцию классическим балетам Чайковского, Прокофьева, Адана и Минкуса.

Фото предоставлены Казанским театром оперы и балета

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.