Самара

Выпуск №4-134/2010, В России

Самара

В Самарском театре-центре юного зрителя «СамАрт» три новости. Все три связаны с именем петербургского режиссера Анатолия Праудина, и ни одной плохой.

Во-первых, театр сделал сам себе прекрасный подарок к 80-летию, которое отметит в декабре: спектакль Анатолия Праудина «Фальшивый купон» прошел на «Золотую Маску» в четырех номинациях: «Драма/спектакль малой формы», «Драма/работа режиссера»; художник постановки Алексей Порай-Кошиц претендует на премию в номинации «Драма/работа художника», Ирина Цветкова - в номинации «Драма/работа художника по костюмам».

Во-вторых, в работе «Чайка», которую ставит тот же Праудин (премьера в следующем сезоне).

И, наконец, в-третьих - Праудин поставил свой первый детский спектакль в «СамАрте» - «Привет, Рэй». До этого в театре шла только классика в его режиссуре (в плюс к уже упомянутым - «Таланты и поклонники»).

Вместе с театральным продюсером Олегом Лоевским и драматургом Михаилом Бартеневым Праудин осуществил давно задуманный проект памяти Рэя Нусселяйна. Голландскому режиссеру и драматургу в «СамАрте» посвящены и «Счастливый Ганс», и «Жил-был Геракл», но только эта, третья, часть опирается на моноспектакль самого Рэя «Коробочка на балконе». В постановке использован даже его фрагмент.

Дети, конечно, не знают, что этот мужчина на экране-зонтике, разговаривающий за маленькую куколку, - Нусселяйн, замечательный режиссер, драматург и актер, что он отдал свою недолгую творческую жизнь детям и умел разговаривать с ними так, что Лоевский и Бартенев считают его не только другом, но и учителем. Детям говорят, что был такой человек по имени Рэй, иностранец, который рассказывал истории. Но теперь он умер. Спроецированное на зонтик видео просто останавливается, и тут герои (Маргарита Шилова и Ольга Агапова) вступают в концептуальный спор.

Что это с ним?

Он умер. Так иногда бывает.

А почему меня не предупредили?

Ну не рассказывать же об этом детям.

Героиня Маргариты Шиловой, прежде игравшая кого-то вроде внучки при заботливой бабушке (наряженная в очки, панамку и мохеровую кофту Ольга Агапова), теперь становится адептом кондового детского театра, в котором нет места для разговоров о смерти: «Дети этого не поймут». «Все понимали», - возражает ей героиня Агаповой.

Сидя на спектакле Праудина, ни на минуту не сомневаешься, что понимали. Не столько потому, что по видеоотрывку и паре разыгранных историй Нусселяйна понимаешь, какие изобретательные и нежные спектакли он играл. Сколько потому, что Праудина, режиссера довольно жесткого, несентиментального и при этом такого же честного, как Нусселяйн, дети тоже прекрасно понимают.

Впрочем, Праудин, известный как автор концепции «театра детской скорби», в недавних интервью утверждает, что не бывает никакого отдельного «детского театра». И в «Привет, Рэй» детского - разве что простота и наивность диалогов. Мир здесь увиден не снизу вверх. И не сверху вниз, хотя в истории о смерти бабушки все люди для мальчика (явно сидящего на руках у папы) - разного цвета шляпы. Он просто увиден впервые.

Артистки не играют сколько-нибудь жестко закрепленных за ними персонажей, но Агапова (по действию) явно старше и мудрее Шиловой. Именно она рассказывает истории о смерти. И героиня Маргариты Шиловой, в первой, бессловесной части спектакля капризный жестокий ребенок, требующий только внимания к себе, потом - кто-то взрослый, но не желающий видеть чужих слез, к концу часового спектакля добавляет и своих слезинок в коллекцию героини Агаповой.

Эти слезинки в коробке из-под сигар - центральный образ и смысл спектакля, пришедший из постановки Нусселяйна. Первая слезинка появляется в коллекции маленького героя (Ольга Агапова с сачком) от радости, когда ему удается выпросить собственно коробку. Вторая - в связи с другим ящиком, «большим и с золотым крестом», в котором хоронят бабушку. Третья - в истории про птичку, которая убила своего птенца, чтобы тот не жил недоптицей, не летая, без песен, сидя в клетке. «Мне жалко птенчика», - говорит маме мальчик за моей спиной.

Еще спектакль расскажет, что не всем людям нравится, когда им показывают слезинки. Что слезинки бывают от всяких причин, даже оттого, что быстро выпьешь газировку. Большие и маленькие, слезинки градом... И еще есть улыбки. Так просто, нежно и сурово одновременно Праудин и две прекрасные артистки рассказывают о непростых чувствах и о том, как трудно и как нужно бывает их выразить.

И так же просто мастер изобретательной театральности Праудин знакомит детей с тем, что такое настоящий театр, рожденный из ничего. В его спектаклях часто доминирует какой-то материал. И если в «Фальшивом купоне» это было дерево, то здесь - картон, из которого мастерят и сигары, и шляпы, и косу. Так дети на практике постигают, что театр - это чудо, созданное из воздуха. «Там ничего нет», - сообщает наблюдательный ребенок на соседнем ряду, заметив, что бабушки в ящике и правда нет. Это, собственно, два самых главных открытия, которые совершают дети на спектакле. Что «ничего нет», а птенчика жалко.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.